Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Просветитель, фольклорист, педагог…
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Новости
  2. Просветитель, фольклорист, педагог…

Просветитель, фольклорист, педагог…

27 февраля 2011 Просмотров: 475

Скачать

Долгие годы ногайский народ сильный, воинственный, имеющий богатейшую историю кочевал на огромных просторах от Енисея до Дуная. Большая часть ногайцев проживает  на Северном Кавказе:  в Караногайском, Кизлярском районах , в Карачаево-Черкесии, в Ачикулакском, Каясулинском и других районах Ставропольского края.  Переход к оседлости, замена войлочных кибиток на деревянные дома не повлияли на  умение ногайцев сохранять национальные традиции.

Собирание «народных сокровищ» ногайцев стало делом жизни Абдул-Хамита Шаршембиевича  Джанибекова. Родился ногайский просветитель 18 марта 1879 года в семье землепашца. Детство и юность его прошли сквозь череду горестей и побед народа, однако юноша с любовью впитывал трогательный лиризм дестанов, восхищался подвигами народных богатырей  героического ногайского эпоса. «Вам никто не читал нараспев сказания об Аманхоре-борце за справедливость, ногайском Хочбаре?.. О воинах-батырах Шора-Батыре и Эр-Таргыне  и Батыре Амите ?» Это восторженные слова Джанибекова – собирателя устного народного творчества ногайцев. Современники помнят, как закрыв глаза, Абдул-Хамит Шаршембиевич читал: «А батыр ушел с Шеербек в горы и вскоре стали собираться вокруг него люди, измученные жестокостью Джанибек-хана и жестокостью баев», а затем  сразу прочитал былину , о том, как батыр Амит, сын Айсыла, восстал против Джанибек-хана.



Начал свою учебу А. Джанибеков в мусульманском духовном училище, одновременно изучал русский язык и русскую культуру. Самостоятельно знакомиться с  русской грамотой он начал в 1915 году. Благодаря упорству и любознательности он экстерном сдает экзамены и получает право преподавать русский язык в нерусских школах. Абдул-Хамит Джанибеков на протяжении всей своей жизни занимался распространением грамотности среди ногайцев.

В 1901-1905  работал учителем нацменской школы 1 ступени пос. Айсапай и пос. Ново-Урусовское Сеитовской волости Красноярского уезда. Затем, до 1913 года учительствовал в Ясын-Соканской сельской школе 1 с. Сеитовской волости, а с 1913-1917 работал учителем в Хожетаевской сельской школе. В 1915 году он  закончил Красноярское  высшее начальное училище Астраханской губернии и был удостоен звания учителя начальных училищ. С 1919-1920 гг. он занимал должность учителя при Советской школе первой ступени с. Яксатово Зацаревской волости. В 1919 году в ауле Тиек Астраханской области организовал кружок самообразавания и яростно приступил к собиранию фольклора ногайцев. В этот период Джанибеков работал учителем при школе №7 нацменов.

Далее он состоит на службе в Грозненском отделе народного образования, работает в Карачаево-Черкесии заведующим школой с. Ураковского и аула Нижне-Тебердинского. В течение последующих двух лет состоял зав. нацменской школой 1 ступени с. Канглы Минераловодского района Терского округа.

Особое место в профессиональной деятельности просветителя занимали этнографические исследования.Этнографические экспедиции он провел в аулах астраханских, кубанских, дагестанских, ачикулакских ногайцев. На протяжении всей жизни Джанибеков занимался сбором бытовых традиций, обрядов, народного творчества, тщательно составляя научные записки. Результатом его полувековой научной деятельности явилось создание рукописного четырехтомника ногайских песен, сказок, поговорок, пословиц, названного им  «Сокровищницей слов». Часть записей была опубликована автором. В 1928 году в Москве  была издана лирическая поэма « Карайдар и Кызыл-гуль», а в Казани в том же году вышел сборник «Ногайский фольклор». Позже, в 1935 году, в Махачкале Джанибеков издал сборник песен «Поэзия аула». Одновременно Джанибеков продолжал заниматься преподавательской деятельностью. В 1926-29 гг. преподавал тюркский язык в Ачикулакской школе семилетке, а затем еще два года вел ногайский язык и литературу в той же школе. Он сделал много для организации методической работы, Краеведческих ячеек. В Ачикулаке он создал авторский коллектив, который под его руководством составил и переводил учебники на ногайском языке для школы 1 ступени. Джанибеков много работал над созданием ногайской письменности, составлением первых букварей. Сначала письменность им была разработана на латинской основе, затем на русской. Абдул-Хамит Шаршембиевич составил букварь, а затем книгу для чтения на ногайском языке, грамматику, русско-ногайский словарь.

Бесценны для этнографов материалы, собранные Джанибековым по свадебному обряду ногайцев. В 1918 году им была написана пьеса «Ногайская свадьба», основанная на фольклоре. Джанибеков активно сотрудничал со своими коллегами: с М. Курманалиевым завершал работу по созданию ногайской письменности на основе латинской графики, с Тутлустаном Табуловым и Х.Халиловым выступал за просвещение горянок. Книга «Песни ногайцев» вышла  в 1949 году в переводе Натальи Капиевой. Песни он собирал вместе с сыном Муниром. Мунир рожден в семье Джанибековых 5 июня 1914 года в селе Хожетай Красноярского уезда Астраханской губернии. В этой книге помещена «Свадебная  песнь», рассказывающая о горькой судьбе ногайской девушки и полно отражающая бесправие женщины Востока в выборе мужа.

 

«В год - по кибитке ходить стала.

В два – говорить я с матерью стала.

В три – с подругами я играла,

А в четыре – играть перестала.

В пять - меня золотом шить учили,

В шесть - красоту мою расхвалили.

В восемь – я наряжаться стала.

В девять - первое горе узнала.

В десять - баю сквозь щель показали.

В одиннадцать – сваты его приезжали.

В двенадцать - калым за меня прислали.

В тринадцать - кончилась моя песня!»

 

Потомки  А.-Х Джанибекова, его последователи, ученые, краеведы собрали бесценные материалы о жизни и творчестве первого ногайского просветителя, а также многие годы по крупицам отыскивали этнографические материалы. В Астраханском музее-заповеднике хранятся уникальные предметы быта, элементы женской одежды, украшения  и предметы обрядности, которые позволяют музею принимать участие в ежегодных Джанибековских чтениях.  На Астраханской земле стало традицией  принимать многочисленных гостей, литераторов и языковедов, которые благодаря  исследованиям Абдул-Хамита Шаршембиевича  Джанибекова и сегодня продолжают его дело по сохранению традиций и языка ногайцев.

 

автор  Г.Г.Карнаухова.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!