Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Древнейшие шахматы Нижнего Поволжья
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Древнейшие шахматы Нижнего Поволжья

Древнейшие шахматы Нижнего Поволжья

2 октября 2014 Просмотров: 178

В фондах Астраханского музея-заповедника хранятся уникальные археологические находки, которые проливают свет на историю развития и распространения такой замечательной интеллектуальной игры, как шахматы. Обнаружены они в культурных слоях Самосдельского городища, которое является остатками города Саксин. Расцвет его приходится на период XI- начала XIII вв.

Шахматы появились в Индии, приблизительно во второй половине VI века новой эры. Игра в шахматы родилась как игра имитационная — её задачей было моделирование военного сражения. На шахматной доске как бы оживали военачальник, его генералы, воины на боевых конях и слонах, боевые колесницы, легковооружённые пешие воины. Именно в Индии появились и названия шахматных фигур, за которыми скрывались персонажи и предметы из реальной жизни: раджа (король), фарзи (ферзь, хасти (слон, ашва (конь, ратха (колесница) и наука или навка (лодка), которые являлись обозначением для одной фигуры — ладьи, а также падати (пешка).

Но игра в шахматы быстро распространилась по миру. В новой культурной и языковой среде названия фигур и даже правила игры немного изменялись в зависимости от местных традиций. С индийского языка названия были переведены на персидский и арабский. Раджа стал называться шахом, фигуры ферзя, слона, коня, пешки получили соответственные названия — фарзин или фирзан, фил, асп или фарас, пияда или байдак. Слово «ратха», обозначавшее в Индии колесницу, было в арабском заменено многозначным словой «рух», которое обозначает скорее «боевой дух».

Но самое главное — арабы заменили индийские затейливые фигуры, реалистично изображавшие персонажей битвы, на абстрактные (рис. 1). Считается, что причиной этому стал запрет на изображение животных и людей в исламском искусстве. Фигурка шаха в общих чертах стала напоминать повелителя на троне, сидящего на слоне. То же трёхчастное деление характерно для фигурки ферзя — эти игровые персонажи были очень близки по функциям, поэтому и их изображения были похожи. Абстрактная фигурка слона имела два выступа спереди, которые символизировали бивни. Фигурка коня получила один выступ, который должен был символизировать голову. Наиболее простой был фигурка пешки — она не имела никаких украшений. Только абстрактная фигурка «рух» имела не круглое, а прямоугольное основание, что обозначало квадратную боевую колесницу. На фигурки наносился магический, по мнению некоторых исследователей, глазковый орнамент.

В Европу шахматная игра проникла в результате арабских завоеваний в Испании и распространилась особенно широко в XI-XII веках. Однако, в связи с правилами европейского феодального этикета названия фигур вновь изменились. Шах стал называться королём, ферзь — королевой (позднее — дамой). Слон сохранил своё арабское название только в Италии и Испании («алфиере» и «алфил») - эти страны имели прямой контакт с арабской культурой. В других странах, где не были знакомы с экзотическими животными и арабами, слон был заменён разными другими фигурами: в Англии это был «епископ», во Франции «шут», в Германии - «старший», «епископ», а позднее - «бегун» (когда эта фигура приобрела способность «бегать» через всё поле по диагонали). Конь тоже приобрёл разнообразные наименования - «прыгун» в Германии, «кавалер» (то есть «рыцарь») - в Южной Европе. Непонятная фигура «рух» стала называться «башня» (на Руси второе название этой фигуры - «тура», что собственно и означает «башня»). Пешие воины из индийских и арабских шахмат превратились в «крестьян».

В XIII веке в Европе вырабатывается новая абстрактная форма шахматных фигур, которая существенно отличалась от арабских прототипов. Новые шахматы постепенно утратили присущее арабским фигуркам смысловое значение и ассоциативность. Новые шахматы уже обладали ярко выраженной геометризированностью (рис. 2). Для них характерно круглое основание, на котором помещались основные части фигуры — два или три яруса цилиндров или чашевидных сегментов. Фигура коня стала более изобразительной — на фигурную подставку стали помещать изображение головы животного. К XV веку новая форма шахмат стала господствующей, вытеснив постепенно старые арабские фигурки.

На Руси термин «шахматы» впервые упоминается в XIII веке в Новгородской Синодальной Кормчей в связи с запретом новгородским священникам играть в шахматы и другие игры. Упоминают об игре в шахматы былины о Ставре Годиновиче, Михайло Потыке, Садко, Илье Муромце. В них можно встретить и эмоциональное описание партий, и особенности правил игры в шахматы. Но былины — это многослойный памятник устного народного творчества, формировавшийся на протяжении многих сотен лет, поэтому, опираясь только на них, невозможно сказать точно — когда появились шахматы на Руси. Лишь археологические находки позволяют точно определить время начала использования шахмат в средневековой Руси, а также понять, из каких стран и регионов они пришли на Русь (рис. 3).

Древнерусские названия шахмат неизвестны. Долгое время шахматы именовались в России «шашечной игрой», поэтому нельзя исключить, что и сами фигуры назывались «шашками». Современные названия шахматных фигур, которые закрепились к XVIII веку, являются прямыми переводами соответствующих названий с арабского. Таким образом, древнерусские шахматные термины демонстрируют прямую связь с арабскими наименованиями и свидетельствуют о восточном происхождении древнерусских шахмат. При раскопках русских городов встречаются чаще всего абстракные фигурки, но встречаются и изобразительные (рис. 4).

Древнерусские шахматы обнаружены во время раскопок в Новгороде, в Витебске, в Звенигороде, в Изяславле, в Копыси, в Минске, в Гродно, в Слуцке, Белой Веже, Старой Рязани, в Смоленске, Суздале, в Лукомле, Берестье, Волковыске, Киеве, Полоцке, Орешке, Николо-Ленивце, Друцке, Мстиславле, Торопце, в Турове, в Лидском замке, Новгрудке (рис. 5). Однако, несмотря на широкую распространённость, находок, датируются они периодом второй половины XIII-XV вв. Самые ранние шахматные фигурки на Руси обнаружены среди материалов Михайловского раскопа в Новгороде и датируются они второй половиной XIII века. В связи с этим можно связать появление шахматной игры на Руси с процессами культурного обмена со странами Востока, начавшимися после монгольского завоевания. Косвенным подтверждением этому факту может являться наблюдение, что в древнерусских письменных источниках более раннего периода не содержится упоминаний о шахматах.

Таким образом, шахматные фигурки из коллекции находок на Самосдельском городище представляют собой уникальные образчики игровой культуры Востока XI-XII веков. Самосдельское городище, являющееся остатками средневекового торгового города Саксин, являлось перекрёстком культур и цивилизаций, где встречались и общались выходцы из разных стран, располагавшихся вдоль Шёлкового пути и вдоль Волго-Каспийского торгового пути. Игра в шаматы являлась неотъемлемым элементом культурного досуга восточных купцов, обитавших или останавливавшихся в Саксине.

Одна из этих фигурок (рис. 6) является слоном или конём, сделана она из кости. Это невысокий костяной цилиндр, увенчанный выпуклым арочным навершием, на котором располагается продольный гребень. Однако, если внимательно приглядеться, то можно убедиться, что фигурка цилиндрическая только внутри. Снаружи она обточена таким образом, что имеет в сечении восьмиугольную форму. Полные аналогии данной фигурке можно найти среди материалов раскопок в столице домонгольской Волжской Булгарии — городе Биляре.

Другая фигурка (рис. 7) примечательна тем, что она отлита из свинца. Свинцовые предметы весьма распространены среди находок Самосдельского городища, осбенно в период XII- начала XIII вв. Е сли первая фигурка была явно сделана в Волжской Булгарии и привезена в Саксин, то вторая происходит из комплекта, отлитого здесь, на месте, из местного сырья по имеющимся костяным или деревянным образцам. Она имеет форму, характерную для пешки — это слегка сужающийся кверху цилиндр с вогнутыми стенками и невысоким конусовидным навершием. В Биляре подобные фигурки датируются XII веком, На Руси же, например, в Друцке и Новгороде, подобные фигурки найдены в слоях XIII века, только тамошние находки выполнены из дерева или из кости.

Вместе с другими находками, происходящими с Самосдельского городища, данные фигурки очень ярко характеризуют культуру населения города Саксина в период накануне монгольского завоевания.

Автор: Д.В. Васильев

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!