В Цейхгаузе открылась выставка работ Пабло Пикассо «Параграфы»
В проект вошла 61 литография из частных коллекций Германии, Бельгии и Франции. Выставка включает в себя работы основных этапов творчества мастера. Экспозицию дополняют информационные стенды, позволяющие получить более полное представление о жизни и творчестве Пабло Пикассо.
Впервые астраханцам представилась возможность ознакомиться с работами великого испанца, который говорил: «Оставляй на завтра только то, что не жалко оставить недоделанным после своей смерти». Пикассо работал много, с азартом, находился в вечном поиске идей, художественных приёмов, тем и экспериментировал. По официальным данным, Пикассо отставил человечеству около 20000 картин.
На выставке под названием «Параграфы» астраханцы смогут рассмотреть, образно говоря, лишь каплю из океана пикассовских работ, но этого будет достаточно, чтобы поверить мастеру, утверждавшему, что «искусство – это волшебство, помогающее переносить муку повседневности». .
В экспозиции ранний период представлен серией работ «Голубой цвет Барселоны» (Les Bleus de Barcelone). В это время Пикассо фактически живет на два города: в Барселоне и в центре нового искусства - Париже. Его работы проникнуты разноцветностью жизни французской столицы, а излюбленными мотивами становятся изображения влюбленных парочек, сцен в кафе и кабаре.
В эту же серию входят работы голубого периода, в которой многоцветие сменяется погружением в серо-голубой и темно-синий тона – оттенки печали, одиночества и тоски. Этот этап творчества ознаменовался глубокими переживаниями после потери близкого друга художника Карлоса Касагемаса, покончившего жизнь самоубийством. Частыми сюжетами становятся изображения одиноких женщин и мужчин, матерей с детьми, сумасшедших, стариков.
Грани аналитического и синтетического кубизма раскрываются в серии «Папье-Колле» (Papiers Colles), что в переводе означает «бумажные коллажи». Неслучайно многие исследователи приписывают Пикассо изобретение коллажа. Эта техника позволяла разбивать изображение на плоскости, препарировать объекты, выявляя невидимую рациональную суть вещей.
В апреле 1937 года фашистская авиация разрушила небольшой городок басков Гернику. Пикассо, пораженный этим событием, создает огромное полотно с одноименным названием. В 1940 году через некоторое время после вступления германских войск в Париж к Пабло Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — задали мастеру вопрос о картине. «Нет, — ответил он, — это сделали ВЫ!». На выставке представлен весь путь создания этой острой социально-политической картины в 37 эскизах.
Отдельной темой творчества можно назвать изображения возлюбленных Пикассо, точное количество которых не сможет определить ни один специалист. На выставке можно увидеть серию женских портретов: от прекрасных ликов с соблюдением классицистических пропорций до сюрреалистических, буквально разламывающихся на части.
Также на выставке уделено внимание позднему послевоенному творчеству мастера, в частности, его увлечению корридой и изображением боя быков в серии «Торос и торерос» Здесь, как и прежде, Пикассо волнуют самые острые моменты – пребывание человека на грани жизни и смерти. Завершают выставку работы из серии «Война и мир», которые подводят итог творчества выдающегося мастера.
Выставка будет открыта для посетителей до 11 июня.