Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Оранжереи – село рыбацкое
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Новости
  2. Оранжереи – село рыбацкое

Оранжереи – село рыбацкое

20 июня 2022 Просмотров: 531

Под таким названием в Музее истории рыболовства села Оранжереи продолжает работу выставка. Рабочий поселок Оранжерейное во второй половине XX столетия славился на весь Нижневолжский регион деятельностью Краснознаменного ордена «Знак Почета» Оранжерейного рыбокомбината, знатными рыбаками и рыбообработчиками, трудовыми династиями. Жизнь села запечатлена в графике и передаётся через предметный ряд из фондов музея-заповедника.

Отражение темы рыбацкого труда, деятельности рыбодобывающих и рыбообрабатывающих предприятий края всегда находило в творчестве астраханского художника Николая Рудикова. На выставке представлено 33 работы автора, переданные им для экспонирования в музей села Оранжереи. В основном это фотокопии работ автора, карандашные рисунки, акварели, наброски, сделанные на предприятиях Волго-Каспийского бассейна, в морских экспедициях, непосредственно на Оранжерейном рыбокомбинате.

Предметный ряд вставки представлен упаковками наиболее популярной и востребованной во второй половине XX в. рыбной продукции, в основном икры осетровых пород, в широком ассортименте; инструментами, необходимыми для изготовления и чинки сетей, а также объемными моделями рыбацких судов из фондов музея, в том числе прорезь живорыбная [АМЗ НВ - 582].

Самая знаменательная, среди всех работ художника, представленных на выставке для оранжереинцев является фотокопия картины автора «Оранжереи – село рыбацкое» - видовое изображение рабочего поселка городского типа, современного, по тем временам, благоустроенного села, благодаря деятельности его основного градообразующего предприятия – Оранжерейного рыбокомбината.

Жанровая композиция художника «У плавбазы» (масляная живопись), представляющая работу рыбаков в море, дополнена тремя картинами автора из фондов Астраханского музея-заповедника, выполненных в технике офорта (печатная графика): «Каспий. Путина», 1967 г. [АМЗ КП – 13103/ И - 228], «Студенты на практике», 1978 г., [АМЗ КП – 28312/ И - 1530], «С. Образцовое», 1985 г.[ АМЗ КП – 28311/ И - 1529]. Две последние работы написаны непосредственно в Образцовском цеху Оранжерейного рыбокомбината. Карандашные рисунки художника запечатлели рабочие процессы Астраханского и Оранжерейного рыбокомбинатов. На них персонажи представлены в контексте рабочей обстановки. Работы известного астраханского художника дополняет яркая, красочная, выполненная акварелью, картина Розы Давитьян «Оранжерейный рыбокомбинат», 1969 г.

Часть работ Николая Рудикова представляет портретный жанр. У художника получились собирательные образы людей, которые всю жизнь посвятил рыбалке. Лицо рыбаков покрыто глубокими морщинами, сильно обветрено просоленным морским воздухом, в графических рисунках нет даже намека на улыбку. Суровый облик этих мужественных людей подчеркивает, что профессия рыбака требует не только физической силы, но и стойкости характера. Все произведения автора проникнуты искренней любовью, непреходящим уважением к простым труженикам. Здесь не только оранжереинцы, но и рыбаки, рабочие Волго - Каспия.

Видовые, жанровые произведения художника, его пронзительно четкие офорты, выверенные линии, пропорции объемных предметов, фигур создают притягательное впечатление. В каждом произведении жители рыбацкого села смогут увидеть не только облик знакомых мест, людей, бывших работников предприятия, но благодаря этим работам молодые смогут сейчас больше узнать о том времени, когда люди труда были в почете, увидеть типичный образ современника 1960 - 1970 гг.

Из отдельных, представленных на выставке картин, карандашных рисунков, фотокопий графики, живописи складывается живой облик рабочего поселка, его жителей.

Выставка демонстрируется в музее до 20 июля.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!