Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Об астраханских чунках
  1. Это интересно
  2. Об астраханских чунках

Об астраханских чунках

20 июля 2022 Просмотров: 129

Чунки, санки длиной до 2 м с железными полозьями, использовались астраханцами, жителями сел Нижнего Поволжья, в XX в., как средство передвижения по льду, средство транспортировки [1, с. 243].

Чунки представляют собой две доски, поставленные на ребро, толщиной 4-50 мм, длиной 1,5-2 м. Одна сторона досок закругляется, как у санок. Доски скрепляются рейками, и на них еще набиваются доски сверху. Местные кузнецы выбивали металлические полоски и несколькими гвоздями прибивали их к деревянным широким доскам. Ездят на чунках, отталкиваясь дротиками. Дротики могли быть полностью металлическими, в виде куска арматуры, проволоки, с заостренным концом, вверху в виде петли сгиб, чтобы удобнее браться рукой, или деревянные с острым металлическим наконечником. На руках у подростков, детей, катающихся на чунках, обязательно были варежки или перчатки, так как руки могли просто примерзнуть к металлу. Чунки, на которых катались подростки, дети, были и на полозьях, и на коньках. Для хозяйственных целей использовались большие чунки, на металлических полозьях.

Чунки для подвоза рыбы представлены в фондах Астраханского музея-заповедника [АМЗ НВ – 10372]. Размер их достаточно большой: 48,5 х 25,5 х 127,0 см, т.е. длина чунок – 1м 27 см. Замечательным иллюстративным материалом для статьи служит коллекция рисунков, исполненная в 2019 г., на тему «Астраханские чунки» Хабирахманом Хакимовичем Хусаиновым, членом Союза художников России, художником Астраханского музея-заповедника. На рисунках: «Чунки деревянные, подбитые металлом» [АМЗ НВ–20742/1], «Чунки деревянные на коньках» [АМЗ НВ–20742/2] показана их нехитрая конструкция. Рисунок «Дети катаются на деревянных чунках» демонстрирует сам процесс зимнего увлечения: дети, стоя на согнутых коленях, на деревянной основе чунок, отталкиваясь с помощью дротиков, передвигаются по льду [АМЗ НВ-20742/3].

Местное население в первой и второй половине XX в. использовало чунки для хозяйственных целей: перевозки камыша зимой. В книге «День минувший, день сегодняшний…» известного астраханского публициста, поэта, члена Союза писателей России, автора многих книг Геннадия Сергеевича Ростовского (1946-2021) описывается процесс заготовки камыша и его транспортировки на чунках в 1950-1960–е гг. Свое детство, юность писатель провел с семьей в рабочем поселке Оранжерейное.

«Камыш заготавливали зимой, когда лед становился достаточно прочным, не менее 10 см толщиной. Молодые ребята ездили на коньках, таща за собой чунки, кто-то передвигался на чунках, можно было при безветренной погоде развить хорошую скорость, а женщины, в основном, просто шли и волочили за спиной чунки.

Камыш косили по льду ураком (короткая коса для рубки камыша), связывали в снопы [1, с.227]. Учитывая, что длина камыша достигала 5 м, снопы были неподъемные. Поперек чунок клались две лаги (доски), крепко привязывались, и уже на них складывали снопы камыша. Стандартный воз – 25 снопов.

Затем впрягались в этот воз, надевали лямки и тащили его по льду домой. Чтобы ноги не скользили по льду, к подошве обуви привязывались базлуки (металлическая кованая окружность с двумя зубьми). На льду встречались большие трещины, промоины, и надо было воз, чтобы не перегружать, быстро его перетащить. Иногда приходилось перегружать» [2, с.21-22].

       По свидетельству оранжереинцев, в годы войны, предвоенный, послевоенный период местное население занимались заготовкой камыша, как для своих нужд (топили дома камышом, строили камышанки), так и для производства, сдавая снопы за определенную плату. Были случаи, когда люди тонули. Так, например, Сара Исмаковна Кабдышева (1940-2021), урождённая с. Зармута Денгизского района Астраханкой области, ранее это была территория Казахстана, прожившая в селе Ниновка Икрянинского района, рассказывала о своей маме Зямзям Абуевой (1909-1963). В войну женщина осталась с тремя детьми. Переехав из Казахстана в село Ниновку к родным, она занималась зимой заготовкой камыша, сдавала его на рыбозавод. Мать трагически умерла: поехала косить камыш на чунках в феврале, лёд уже подтаивал, она намотала верёвку с чунок на шею, когда провалилась под лёд, не смогла вынырнуть. Нашёл её муж Сары по чункам, уже ночью, два раза нырял в ледяную воду, пока не вытащил её. Но после этого он сам заболел, лечился длительное время.

Чунки в астраханском крае также использовались рыбаками для перевозки рыбы с мест лова зимой. Александр Петрович Иванников, 1931 г.р., труженик тыла, урожденный Камызякского района Астраханской области, проживал длительное время в селе Оранжереи, в настоящее время он живет в г. Астрахань, рассказывал свои истории об использовании чунок, как транспортного средства.

Александр Петрович утверждает, что в Камызякском районе большие чунки назывались «громы», даже дротики к ним назывались «громы». Следует отметить, что такое название встречается в краеведческой среде крайне редко. Опрошенные автором статьи жители села Оранжереи, ветераны, возраста 80-90 лет, с таким названием не сталкивались. Возможно, оно связано именно с местом бытования в Камызякском районе, а название «громы» объясняется громыханием, которые могут издавать большие чунки, двигаясь по льду.

Будучи 13-14-летним подростком, А.П. Иванников, вместе с взрослыми рыбаками, ходил на зимний лов рыбы от Трехизбинского рыбного завода. Чунки были достаточно большие, до 5 м. Иногда при хорошем ветре ставили впереди перекладину с отверстием, в нее вставлялся парус – небольших размеров, квадратный по форме, крепился на растяжках. Идя под таким парусом, можно было развить хорошую скорость.

Развлечением молодых людей, зимой, кроме катания на санках, чунках, редко коньках, так как это было дорогое удовольствие, было катание на ледяной карусели. Об этом свидетельствует Петр Владимирович Девкин, 1946 г.р., урожденный с. Рычан Красноярского района Астраханской области, детские и юношеские годы проживавший в с. Хмелевое Икрянинского района, в настоящее время проживает в г. Астрахань.

«Карусель устраивалась следующим образом. В реке, примерно, посередине, выдалбливалась лунка, в нее вмораживался столб или шест, на который надевалось колесо, так чтобы оно могло свободно вращаться. К колесу прикручивались жерди, или длинные бревна. На один конец бревна привязывались чунки, а взявшись за короткий конец, другие ребята крутили колесо. На чунках, плашмя, лежал кто-то из ребят, скорость вращения была достаточно высокой. Другим способом, на конец бревен грудью ложились молодые ребята и, отталкиваясь ото льда, раскручивали карусель. Но это был способ, для людей с достатком, у кого была возможность использовать колесо для вращения. Чунки большого размера еще назвали «чуни».

Для тех, кто жил победнее, устраивали карусель попроще. В лунку, выдолбленную во льду, спускалось бревно, которое выполняло роль грузила, обвязанное металлическим прутом. Бревно подо льдом вставало поперек лунки, наружу выходил только металлический прут, к которому привязывались чунки на веревке. Чунки раскатывались и, таким образом, дети катались вплоть до ночи. На следующее утро, если ночью был сильный мороз, ребята прибегали и опять раскалывали лед в лунке, чтобы проволока не вмерзла в него, она двигалась в воде. Бывало, что обрывалась веревка, и чунки улетали на противоположный берег, если это была река Бахтемир, по которой ходили баркасы-ледоколы. Подростки, перепрыгивая с льдины на льдину, старались ухватить чунки, и перетащить их назад».

Такая зимняя забава была настоящим экстремальным развлечением, она могла закончится травмой. Так автор статьи, в 1970-е г., катаясь на чунках по реке Бахтемир, на такой ледяной карусели, снесла себе все ногти на правой руке, нечаянно попав рукой под полозья чунок. Скорость вращения и скольжения чунок по льду была достаточно большая, не сразу удалось остановить карусель. Пришлось ходить долго с перебинтованной рукой, хотя ситуация могла быть и хуже.

В местной краеведческой литературе описывается еще один вид передвижения по льду, с использованием металлических полозьев на деревянных конструкциях. Владимир Терентьевич Маячный (псевдоним, по фамилии родителей – Пазенко), также проживавший в детстве и юности с семьей в селе Образцовое Икрянинского района Астраханской области, в дальнейшем в поселке Оранжерейное, в своей книге «На Волжских островах», посвященной, большей частью, селу Оранжереи Икрянинского района, описывает ледовые буера - судно (ранее), легкая лодка (позже) или платформа, установленная на особых металлических коньках, предназначенная для скольжения по льду и оснащенная мачтой с парусами [3].

«В 1930-х и 1940-х годах широко использовались ледовые яхты-буера, ходившие под парусами по льду. Впервые я увидел буер на Подстепке (река). Он шел под парусом, скорее всего, летел, как на крыльях. Зрелище было изумительное. И я решил сделать буер. Из досок соорудил треугольное основание, передние углы поставил на металлические полозья, а сзади приделал поворотную опору, которая опиралась на рулевое устройство. Установив мачту и шпринтовый парус (парус косового типа, расположенный по одну сторону от мачты, который позволяет ходить под острым углом к направлению ветра), я опробовал его в действии. Удовольствие было огромное» [4, с. 58].

В 1950-1960-е гг., как описывал Г.С. Ростовский, зимой по реке Подстепка также еще ходили такие ледовые буера, построенные местными умельцами [2, с. 34]. По сути, буер – это яхта, которая ходит по льду, она могла развивать скорость от 80 до 100 км/ч при хорошем ветре и погодных условиях [4, с. 58].

Сохранились сведения о том, что буеры использовались (причем успешно) военными в период Отечественной войны на Ладоге и Балтике, в войне с Финляндией, а позже строились для спортивных целей — в советское время регулярно проводились соревнования на буерах [4].

В начале XXI в., в связи с изменением климатических условий, коротких периодов ледового покрытия на водоемах, из обращения вышли чунки [5]. Местное население стало забывать о ледовых забавах: каруселях, буерах.

Автор  С.Г. Ширяева

Источники и литература:

 1. Лосев Г.А., Кирокосьян М.А. Астраханские словечки. - Астрахань:

Чилим, 2007. - 260 с.

2. Ростовский Г.С. День минувший, день сегодняшний…- Ленинск: ООО «Ленинская типография», 2013. – 214 с.

3. Маячный В. На Волжских островах. – Икряное: МУ «Информационно-издательский центр», 2006. – 208 с.

4. Буер/ Текст электронный // Википидия. (дата обращения: 18.07.2022)

4. Алиева А.Н. Чунки / Алиева А.Н. – Текст электронный // Астраханский музей-заповедник: [сайт]. - 2019. – 28 июня. - URL: https://astmuseum.ru/ru/interest/chunki6nf9/ (дата обращения: 18.07.2022)

5. Предметы из фондов АМЗ: фото - чунки для подвоза рыбы АМЗ НВ–10372; рисунок «Чунки деревянные, подбитые металлом» АМЗ НВ–20742/1; рисунок «Чунки деревянные на коньках» АМЗ НВ-20742/2, Рисунок «Дети катаются на деревянных чунках» АМЗ НВ-20742/3 из коллекции рисунков «Астраханские чунки», автор: Х.Х. Хусаинов, 2019 г.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!