Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Заготовка естественного льда на рыбообрабатывающих и рыбообрабатывающих предприятиях Нижнего Поволжья в XX веке
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Заготовка естественного льда на рыбообрабатывающих и рыбообрабатывающих предприятиях Нижнего Поволжья в XX веке

Заготовка естественного льда на рыбообрабатывающих и рыбообрабатывающих предприятиях Нижнего Поволжья в XX веке

23 марта 2023 Просмотров: 500

Период льдозаготовки - один из важнейших технологических, производственных процессов в рыбной промышленности. Использование льда на рыбоприемных, транспортных судах позволяет сохранять улов рыбы, так как сдерживает процесс размножения бактерий, вызывающих порчу рыбы [1, с. 19].

Основным способом заготовки естественного льда на рыбодобывающих и рыбообрабатывающих предприятиях Нижнего Поволжья в XIX – начале XX вв. являлась вырезка или выколка его из водоемов [2, с. 177]. Для этих целей выбирался водоем, близко расположенный к плоту промысловых построек. После ледостава, с установлением низких температур, приступали к разметке и раскрою ледяного поля. По полю проводились две взаимно перпендикулярные линии, от них начиналась разметка поля на прямоугольники. Выкалывание льда производилось с помощью ледорубов (вид удлиненного молотка с заостренной рабочей поверхностью), ледокольных пешен (железный лом, насаженный на деревянную рукоять) [3, с. 160]. Такой инвентарь для работы представлен в фондах Астраханского музея-заповедника, например, пешня ледокольная круглая [АМЗ КП-43/ОП-29].

Внешний вид работника, занятого вырубкой льда, «ледоруба», представлен на фото-открытке «Киргиз-ледокол» из коллекции фотографических открыток с видами Астрахани и ее окрестностей издания Шарбера, Лошакова, Рериха, Мендковича, конец XIX - начало XX вв., хранящихся в фондах Астраханского музея-заповедника [АМЗ КП-40251/67/Ф-19311].

Блоки льда, вырубленные с ледового поля, в начале XIX в., перетаскивали с использованием лямок, перекладывали на телегу с лошадью, или в тачку, и перевозили в выход. Вид и устройство такого ледника представлен на одной из открыток начала XX в. астраханского фотографа И.М. Бочкарева «Промысловый ледник» [АМЗ КП-17052/24/Ф-21993]. Блоки разгружались и плотно укладывались в карманы выхода, пустые места забивались мелким дробленым льдом, а чтобы лед сделался монолитным, открывали оконные проемы наверху выхода и двери. Образовавшуюся от таяния льда воду откачивали и заполняли также дробленым льдом [4, с.51].

Заготовленный лед на промыслах, рыбодобывающих предприятиях в XX в., при отсутствии льдозаводов, хранился в открытых льдохранилищах - бунтах, укрытых временной изоляцией. Ледяные блоки укладывались на специально подготовленное основание методом кирпичной кладки с перевязкой швов верхними рядами. Для смерзания блоков в общий монолит швы тщательно забивали мелкодробленым льдом, поливали водой, и общий монолит промораживался.

В XX в. льдозаготовка из водоемов в зимнее время оставалась достаточно распространенным способом в рыбной промышленности СССР, так как позволяла без значительных затрат, используя естественные природные условия, заготавливать бесплатный природный материал, необходимый для сохранения качества свежей рыбы. Часть работ по транспортировке блоков льда в хранилища, выхода были механизированы. Для процесса льдозаготовки были утверждены технические нормы - ГОСТы, технологические инструкции.

Ледяное поле размечалось так, чтобы получить плоты (лавы) длиной 10-15 м. Разметка поля производилась по нормативам на 1 т. льда:

Толщина льда, см 30 40 50 60 70

Площадь ледяного поля, кв. м 4 3 2,5 2 1,5 [2, с. 180]

Плиты длиной 10-15 м, отделялись с помощью пешней по разметке ледяного поля. Для этой цели работников расставляли по прямой линии вдоль разметки на расстоянии 1,5 м один от другого. Отколотые плиты раскалывались на блоки по нанесенной разметке. Один или несколько рабочих подгоняли эти льдины по майне к участку плота, с помощью багра с длинной деревянной ручкой. Блоки льда поднимались по эстакаде в выход с применением непрерывно движущегося троса [2, с. 180]. Рабочий сажал крючок (зацеп) на льдину и прицеплял его к тросу. Лебедка перетаскивала блок льда по эстакаде наверх. В выходе крючки (или зацепы) отсоединялись рабочим, льдины перетаскивали с помощью багров с короткой ручкой к карманам, происходила набивка льда в карманах выхода. Льдины укладывались последовательно, методом кирпичной кладки этажами вверх.

На рыбодобывающих предприятиях, где не было льдозаводов, для охлаждения рыбы при транспортировке ее с мест лова использовался лед, хранящийся в льдохранилищах. Лед дробился на льдодробилках, содержащих параллельные валы с ножами, заключенные в корпус. Ножи дробили лед, измельчая его, куски льда поступали по транспортеру в трюм судна. Приемотранспортное судно, загруженное льдом, шло на места лова. Свежая рыба переливалась в трюма, сверху на рыбу раскидывался лед, который закрывался теплоизоляционным материалом (маты из чакана).

Дробленый лед применялся также на рыбообрабатывающих предприятиях для приготовления льдосоляной смеси, которая обеспечивала подмораживание и хранение рыбы в процессе посола, в тех случаях, когда температуры, получаемые при помощи льда, оказывались недостаточно низкими для определенных технологических целей [2, с. 185]. Для приготовления льдосоляной смеси использовался лед, хранящийся в карманах выхода. Лед дробили в льдодробилках, грузили зюзьгами в тачки или мотороллеры, перевозили и раскидывали в посольные емкости (чаны) при приеме и посоле рыбы, чередуя ряд соли и льда.

Из-за плохих погодных условий (повышение температуры, дождь, сильный снег) сдерживалась заготовка льда в естественных условиях. Бывало, что зима была теплая, тогда лед заготавливали и набивали без эстакады, поднимали на плот с помощью электрических поворотных кранов. Иногда рабочие практически ловили льдины, цепляя их баграми, стоя на лодке, и подводили к плоту. Раскроенный лед грузили в тачки, которые поднимали на плот. На фотографиях «Льдонабивка на Оранжерейном рыбокомбинате», хранящихся в фондах Астраханского музея-заповедника, представлен такой процесс погрузки льда с помощью поворотных кранов [АМЗ КП-45428/18/Ф-23222], перевозка льда на плоту на деревянных тачках [АМЗ КП-45428/17/Ф-23221], процесс подталкивания льдин багром рабочими, находящимися в лодке [АМЗ КП-45428/19/Ф-23223], процесс перетаскивания льдин по майне у плота рыбокомбината, спуск тележки для льда с помощью поворотного крана [АМЗ НВ16304/8]. Фотографии сделаны 10 февраля 1938 г. и относятся к коллекции фотографий по истории рыбного дела в Астрахани Н.И. Александрова, директора Оранжерейного рыбокомбината 1935-1937 гг., рыбокомбината имени Микояна 1938-1942 гг., управляющего Госрыбтрестом 1947-1948 гг.

Процесс заготовки льда в XXI в. практически не изменился, в настоящее время для вырезки льдин дополнительно используются бензопилы, механизирован процесс транспортировки льда и подъем на высоту. Естественный лед также широко используется в рыбной промышленности для холодной обработки и транспортировки рыбы.

Источники и литература:

1. Андрусенко П.И., Лысова А.С., Попов Н.И. Технология рыбных продуктов. – М.: Агропромиздат, 1989, - 135 с.

2. Зайцев В.П., Березина А.К., Ионов А.Г. Холодильная техника в рыбной промышленности. – М.: Агропромиздат, 1986, - 205 с.

3. Лосев. Г.А., Кирокосьян М.А. Астраханские словечки. - Астрахань: Чилим, 2007, - 260 с.

4. Лебедев П.В. Рукописи. Папка XIV. Рыболовство и рыбная промышленность Волго-Каспийского бассейна до 1918 г./ Отдел фондов «Редкая книга» АМЗ.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!