Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Троицкий собор Астраханского кремля – возрождение 1918-2019 гг. (к 100-летию государственной системы реставрации и охраны памятников)
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Троицкий собор Астраханского кремля – возрождение 1918-2019 гг. (к 100-летию государственной системы реставрации и охраны памятников)

Троицкий собор Астраханского кремля – возрождение 1918-2019 гг. (к 100-летию государственной системы реставрации и охраны памятников)

23 августа 2019 Просмотров: 562

Астраханский кремль – памятник общегосударственного значения, сегодня мы наблюдаем результат проведения длительной и кропотливой работы научной реставрации 1948-2019 гг. Возвращаясь к истокам, заметим, что система реставрации памятников архитектуры прошла долгий путь от строительно-ремонтных работ до научного исследования исторических объектов России и дальнейшей реставрации. Результатом этого процесса стали многочисленные публикации, научно-практические конференции, а в 1918-1920 гг. были проведены первые реставрационные выставки, на которой ЦГРМ представили 13 расчищенных и отреставрированных икон из Кремля и проекты реставрации памятников Московского Кремля и Ярославля. В 1921 г. был подведен итог трехлетней работы, обсуждались принципы и методы реставрации, выявлялись спорные вопросы, предпринимались попытки решения разногласий, намечались дальнейшие пути развития теории и методологии реставрации, решались организационные вопросы.

В довоенный период реставраторы накопили достаточный опыт теоретической и практической реставрации, отработали методы механические, химические и электротехнические. Дальнейшее развитие охранной и реставрационной деятельности в прежних формах было прервано войной 1941-1945 гг. и было заморожено вплоть до конца 1960-х гг.

В годы Великой Отечественной войны дело охраны памятников подверглось серьезному испытанию. По окончанию войны охрана памятников становится одной из важнейших задач государства, война стала мощным стимулом для возрождения взглядов на памятники как на бесценное культурно-историческое достояние народа, его национальную гордость, требующее защиты от варварского разрушения.

Решениями правительства создавались специальные органы, в обязанности которых входили учет, охрана, восстановление памятников истории и культуры на территориях, освобождаемых от оккупантов.

И.Э. Грабарь планирует восстановление памятников после освобождения городов, в число таких городов в 1947 году была включена Астрахань – тыловой город Сталинградского направления фронта, с Астраханским кремлем, символом нерушимости устоев государства. Масштабные мероприятия по реставрации Астраханского кремля были проведены к 400-летию Астрахани (1949-1958 гг.) и продолжались до 1983 года. В ходе обследования состояния объектов кремля одним из первых стал комплекс Троицкого монастыря, овеянного мифами, легендами, тайнами на каждом этапе развития Астраханского кремля. Группа московских реставраторов ЦПРМ министерства городского строительства под руководством А.В. Воробьева провели полный анализ памятника и разработали план научно-реставрационных мероприятий по восстановлению и проектная документация. 2 декабря 1952 года вышло Постановление Совета Министров РСФСР № 1572 «О мерах по восстановлению Астраханского кремля». Осуществление столь масштабных задач восстановления ансамбля памятников кремля потребовало огромных материальных затрат и творческих усилий. Первоочередной задачей стало создание реставрационных мастерских, привлечение к работе лучших специалистов, обучение новых кадров. Вопросы, связанные с организацией Центральных реставрационных мастерских и мастерских и реставрационных отделов при крупных музеях, поднимались еще в 1942 году и разрабатывались в музейной комиссии при Комитете по делам искусств.

Троицкий собор пережил немало испытаний после революционных событий 1917 года. В январе 1918 года, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. После разгрома в том же январе в помещение бывшей трапезной палаты, перевезли остатки консисторского

архива, который и был свален в хаотическом порядке. Сам Троицкий храм, вместе с большей частью кремля, был огорожен от Успенского собора деревянным забором, что сделало невозможным доступ в него. В октябре 1928 года храм окончательно перешел в ведение государства. В результате был разграблен, иконостас разломан и сожжён, согласно акту, составленному 5 июля 1930 года (В акте говорилось, “что за время с 29-го июня по 5-е июля с/г включительно, в помещении б/Троицкого собора, занимаемого канцелярией и архивохранилищем Октябрьской революции Окрархбюро, тов. Бриллиантовым (представитель Московского хоз. отдела ГПУ) производилась в спешном порядке поломка иконостаса б/собора с целью смывки химическим путём с такового золота” (см. ГААО. — Ф. 1922. — Оп. 1. — Д. 442. — Л. 397). В самих помещениях собора и трапезных палат было размещено Окрархивбюро (Окружное архивное бюро).

В 1950-х годах архив из Троицкого собора перевели, а в 1970-х годах на его территории постепенно начались реставрационные работы. Была разобрана южная парадная лестница, а на её месте построено гульбище.

С северной стороны восстановлена галерея с парадной лестницей. Реставрационные работы затянулись надолго, ведутся поэтапно до настоящего времени. Из древних святынь, составлявших некогда достояние Троицкого монастыря, ничего не дошло до наших дней. Однако, и сам монастырь представляет собой величайшую духовную ценность. Здесь под сводами собора производили первые захоронения астраханских архиереев, а вокруг собора хоронили братию монастыря. Собор свидетель смут и волнений, побед и поражений. По преданию к северу от храма в братской могиле были погребены казненные по приказу Степана Разина астраханцы — числом 441 человек.

Троицкий собор символ православной веры, свидетель российской истории, который Астрахань пронесла через века.

Автор: Г.Г. Карнаухова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!