Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Из истории создания и деятельности Астраханской судостроительной верфи имени С.М. Кирова
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Из истории создания и деятельности Астраханской судостроительной верфи имени С.М. Кирова

Из истории создания и деятельности Астраханской судостроительной верфи имени С.М. Кирова

2 сентября 2019 Просмотров: 1343

В фонды Астраханского музея-заповедника поступила коллекция предметов, периода 1970-х – 1990-х годов, освещающая историю одного из крупнейших судостроительных предприятий области – Астраханской судоверфи имени С.М.Кирова: фотографии, документы, альбомы. История образования и развития крупного судостроительного предприятия, интересна тем, что суда, построенные на верфи, пополняли флот не только Волго-Каспийского бассейна, рыбодобывающих и обрабатывающих предприятий, таких например, как Оранжерейный рыбокомбинат, но и других бассейнов страны. На Балтике, Чёрном, Азовском и Аральском морях, на озёрах Балхаш и Байкал плавали катера, композитные рыбницы, буксиры, рефрижераторные приёмно – транспортные суда, изготовленные Астраханской судоверфью.

В 1930-е годы научным сообществом рассматривался вопрос о необходимости возведения нового судостроительного предприятия в Нижнем Поволжье, поскольку имеющаяся судостроительная промышленность края уже не в состоянии была удовлетворить потребности рыбной отрасли народного хозяйства. В ежемесячном региональном журнале «Нижнее Поволжье» № 10-11 от 1932 г. на широкое обсуждение общественности, специалистов представлена работа А.П. Крутецкого «Морскую верфь строить в Астрахани», где обсуждался вопрос построения судоверфи в Астрахани и Махачкале. В статье, на основе цифр грузооборота, состава имеющегося флота Каспийского бассейна, приводится обоснование необходимости строительства новой специальной верфи морского и рейдового судостроения непосредственно в районе Волго-Каспийского бассейна. «При условии постройки верфи в Астрахани, по самым скромным подсчетам, будет достигнута, во-первых, экономия более чем в 25 млн. рублей, во-вторых, обеспечивается короткий срок строительства и освоения производства. Следовательно, и политически, и экономически наиболее целесообразно строить верфь для морских рейдовых судов именно в Астрахани, а не в Махачкале»

В годы первых пятилеток, на базе нескольких предприятий, формируется крупнейшее в нашем крае судостроительное предприятие. В 1934 г. это новое предприятие получает название – судоверфь имени С.М.Кирова. Название было дано Городским советом народных депутатов по ходатайству коллектива предприятия. Благодаря объединению нескольких крупных судоремонтных и судостроительных предприятий города Астрахани, Астраханская судоверфь стала основной судоремонтной и судостроительной базой рыбопромыслового флота Волгокаспия. Занималась постройкой деревянных самоходных (с двигателем "Болиндер" 35 л.с. собственного производства) и несамоходных рыбопромысловых судов. Одновременно верфь приступила к восстановительному ремонту и модернизации крупного буксирного (колесного и винтового) рыбопромыслового флота Волго-Каспийского бассейна (1. С. 84).

Наряду с этим, верфь способствовала оснащению новейшей техникой крупных предприятий города. Так, основная реконструкция энергетического и технологического хозяйства на рыбоконсервных комбинатах (Астраханском, имени Володарского, Оранжерейном и других) производилась при непосредственном участии судоверфи (1. С.84, 85). В 1940 г. на верфи было организовано массовое производство сварных якорных цепей для рыбной промышленности СССР. Имея в своем составе до 25 производственных и вспомогательных цехов, оснащенных современным оборудованием, верфь к началу Великой Отечественной войны стала основной судостроительной и судоремонтной базой рыбопромыслового флота (2. С. 677).

С начала Великой Отечественной войны на территории судоверфи было создано учебное подразделение по военному обучению, согласно постановлении ГКО от 17 сентября 1941 г. Предприятие переключилось на выпуск оборонной продукции: судоверфь строила аэросани, тральщики (2. С.740, 741). Остро стоял вопрос об обеспечении предприятия специалистами. На судоверфи прошли обучение, по индивидуальной форме, и в стахановских школах 208 человек, в том числе 100 женщин (2. С.749). В 1944 г. коллектив судоверфи был награждён переходящим Красным знаменем ГКО и денежной премией в сумме 225 тыс. рублей, за весомый вклад в экономику края, страны (2. С.751). По документальным сведениям, поступившим в фонды Астраханского музея – заповедника, с начала ВОВ с судоверфи на фронт ушло 753 человека, погибло – 209, вернулись с полей сражений на родное производство – 272 человека.

В газете «Волга» от 12 мая 2010 г. вышла статья «Их связал победный 45-й» председателя совета ветеранов судоверфи Л.Елисеевой об астраханцах-участниках ВОВ, семье Поповых. Александр Фёдорович Попов, урождённый 1918 г. в селе Сасыколи Харабалинского района, радист – стрелок, весть о начале войны встретил в городе Тамбов на учениях, в звании помощника командира радиовозвода. В составе дивизии принял участие в боях в Витебской области, под Смоленщиной, в боях под Вязьмой был ранен. С госпиталем попал в плен, ему удалось с товарищем бежать из лагеря под Смоленском. Спустя полтора года он воюет в Западной Украине, вновь ранение. После лечения в госпитале был направлен писарем в штрафную роту, впоследствии, назначен старшиной роты. В 1945 г. познакомился со своей будущей супругой Антониной. В 1944 г. она оказывала медицинскую помощь в составе Войска Польского до ноября 1946 г. В 1946 г., вернувшись с Украины, из Винницкой области, где проживали родители супруги, в Астрахань, где его ждала мать, Александр Фёдорович поступает преподавателем в профтехучилище №7 при судоверфи имени С.М.Кирова. Антонина Васильева поступает медсестрой в больницу имени В.И.Ленина. Александр Фёдорович за многолетнюю работу по подготовке квалифицированных кадров был удостоен звания «Отличник профессионального образования». Имеет боевые награды: медаль «За отвагу», орден Отечественной войны 2 ст. После выхода на пенсию, Александр Фёдорович работал на судоверфи матросом караванного цеха в течение десяти лет. Его воспитанники приумножали традиции рабочего коллектива судоверфи.

С окончанием войны, задача восстановления и дальнейшего развития страны стала первоочередной. 18 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1952 гг.». В этот период была проведена реконструкция судоверфи им. С. М. Кирова, благодаря чему производство перешло на постройку более оснащенного и производительного серийного флота (2. С. 791), (1. С. 89).

Период, начало 1950-х г. - середина 1980-х г., стал тем этапом в экономике края, когда промышленность, получила наибольшее развитие за всё время своего существования (2. С. 823). Только за 1948 – 1955 г.г. верфь построила несколько сот композитных рыбниц, часть из которых была оборудована холодильными установками. В 1951 г. судоверфь стала производить капитально – восстановительный ремонт судовых дизелей ЗД – 6, выпускает цепи и сменно – запасные детали для рыболовного флота многих бассейнов страны (1. С. 90). К началу шестой пятилетки предприятие полностью перешло на металлическое судостроение. К концу 1954 г. коллектив приступил к строительству новых рыбопромысловых транспортных судов, оснащённых холодильными установками.

В 1956 г. введен в эксплуатацию вновь построенный блок судокорпусных цехов, в котором освоена серийная постройка поточно-позиционным методом металлических судов типа ПТС-150 (1. С.89, 90). Большой удельный вес в производственной программе верфи занимает и судоремонт, причем на верфи производится ремонт самого крупного механизированного рыбопромыслового флота Волго-Каспийского бассейна: РМС (рыболовное морозильное судно), РС-300 (рыболовные сейнер), логгеров (суда длиной 30—40 м для дрифтерного лова в большом каботажном плавании, логгеры имеют только один трюм (для бочек), так как добытая рыба очищается путем удаления жабр и внутренностей и, после того как стечет кровь, укладывается в бочки и засаливается (консервируется)), СЧС (маломерные рыболовные сейнеры – траулеры рефрижераторные), рефрижераторных барж и др. По инициативе работников, оборудован цех по изготовлению качественных электродов, выпустивший уже в 1957 г. более 100 т. электродов (1. С. 90).

Выросла техническая оснащённость предприятия, на верфь поступило такое сложное оборудование, как гидравлические прессы, в том числе 400 - тонный кромкогибочный пресс, роликовая сортогибочная машина и другое оборудование. Использование этого оборудования позволили изготовлять листы самой сложной конфигурации и кривизны. Он осуществляется под гидравлическими прессами при помощи универсального штампа конструкции ЦНИИ -138. Штамп имеет матрицу с подвижными гибкими щёками, которые могут устанавливаться в различных положениях, и постоянный пуансон. Этот способ широко применялся в блоке судокорпусных цехов судоверфи (1. С. 90). В коллекции музейных предметов представлена фотография пресса. На судоверфи применялись сварочные автоматы АДС - 500, АДС - 1000 и.др. Автоматическая сварка под слоем флюса обеспечила высокое качество сварных швов, позволила освоить скоростную сварку листовой стали толщиной 3-4 мм. Газорезательные машины, установленные на судоверфи, позволили производить раскрой листовой стали без разметки при помощи копирщитов, шаблонов или чертежей, используя при этом пакетную укладку листов на раскроечном листе, что дало возможность сэкономить большое количество металла. На судоверфи вводилась серийная постройка металлических судов, которая позволила применить такие передовые способы, как блочно - секционную сборку судна на позициях потока (1. С. 117).

В июле 1957 г. верфь была передана в ведение Астраханского Совнархоза с непосредственным подчинением Управлению судостроительной промышленности (1. С. 91). В 1961 г. вступил в эксплуатацию металлический док, а с 1962 г. введён в эксплуатацию новый цех для агрегатного и узлового ремонта судовых двигателей. В 1960 – х. годах железнодорожные внутризаводские пути были подведены к механическому цеху (1. С.101, 102). В 1962 г., в связи с реорганизацией Управления судостроительной промышленности, судоверфь была передана Главному управлению рыбной промышленности Каспийского бассейна «Каспрыба». В 1967 г. верфь перешла в подчинение Главного управления по ремонту флота Министерства рыбного хозяйства СССР. В 1971 г. Астраханская судоверфь было занесена в Книгу Почёта ВДНХ СССР за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства. В 1976 г. верфь перешла в подчинение Всесоюзного промышленного объединения «Ремрыбфлот», а в 1977 г. было образовано Производственное объединение «Астраханская судоверфь им. С.М.Кирова».

В декабре 1984 г. коллектив судоверфи отметил своё 50- летие. Труд коллектива был отмечен благодарственными письмами, почётными грамотами за достигнутые успехи в соцсоревновании. Об этом свидетельствуют документы, находящиеся в коллекции музейных предметов.

Благосостояние предприятия позволило улучшить жилой фонд и создать общественные и культурные места для отдыха и просвещения жителей города Астрахани. Именно судоверфь стала районообразующим предприятием района. В 1934 г. Казачий бугор был переименован в поселок имени Ф. Энгельса и включен в черту г. Астрахани (3. С. 25). С этого же года в поселке начинается строительство кирпичных домов для проживания рабочих завода. В 1938 г. был построен целый ансамбль архитектурных сооружений при входе на судоверфь им. С. М. Кирова. На территории судоверфи был разбит благоустроенный сквер с памятником С. М. Кирову, декоративными вазонами для цветов и прудом. В 1950-е г.–1960-е г. формируется целый комплекс новостроек в районе судоверфи. К 1970 г. завершилось строительство Дома культуры судостроителей в поселке имени Ф. Энгельса, общей площадью — 6 409 кв. м., здесь размещались кинотеатр, два спортивных и танцевальных зала, библиотека, многочисленные секции и кружки (3. С. 248). Рядом сформировался районный сад с фонтанами, скамьями и фонарным освещением, сюда прекрасно вписался памятник В. И. Ленину. В 70-е г. в поселке им. Ф.Энгельса началась эпоха панельного строительства. Была освоено восточная территория района и застроена 5- и 9-этажными типовыми домами с благоустроенными дворами. Рядом появились объекты социальной инфраструктуры – школа и детский сад. Вплоть до 1990- х г. продолжались работы по созданию единой социально – производственной структуры верфь – посёлок и образцовый микрорайон, судоверфь строила жилые дома, обустраивала улицы, объекты социально – бытового и культурного назначения в микрорайоне Казачий – дом быта, стадион, профилакторий и т.д. Предприятие оказывало шефскую помощь селу в выпуске продукции для развития сельского хозяйства (роторы прополочные, запчасти к ним), в уборке и переработке урожая (4). Плакаты и буклеты музейной коллекции позволяют познакомиться с такой информацией о деятельности предприятия в социально - жилищной сфере района.

В 1993 г., в связи с изменением государственного устройства, судоверфь имени С.М. Кирова была приватизирована и преобразована в открытое акционерное общество. Оставшееся оборудование использовали для строительства и ремонта рыбопромыслового и транспортного флота. Предприятие специализировалось на строительстве и ремонте рыболовных, приёмотранспортных, буксирных судов, речных паромов, плавучих причалов, пассажирских и прогулочных катеров, спортивных яхт, бударок (4).

В 2008 г., после банкротства предприятия, вся территория судоверфи перестает интенсивно использоваться, на сегодняшний день здесь функционирует литейный цех, а бывшие большепролетные корпуса в основном арендуются, как складские помещения.

Большой интерес представляют суда, построенные на судостроительном предприятии по различным проектам. Ниже приводится краткая характеристика судов, изготовленных на Астраханской судоверфи:

1. Тип ПТС-150 Б. Приёмно – транспортное судно, предназначены для приёма улова рыбы в море от добывающих судов и транспортировка его в охлаждённом виде со льдом.

2. Тип РС – 150. Проект 697 ДБ. Рыболовный сейнер, предназначенный для лова рыбы с помощью электросвета рыбонасосом, выработке солёной продукции.

3. Тип ПТС-160. Проект 697/14. Судно, предназначенное для приёма улова в море от добывающих судов и транспортировки его в охлаждённом виде со льдом.

4. Тип ПТС – 150 Б, проект 697 БК. Приёмно-транспортное судно (ПТС), предназначены для приёма улова рыбы в море от добывающих судов и транспортировке его в охлаждённом виде со льдом.

5. Проект 891, 891/2, 891/3 тип Академик Сатпаев. Головное судно этого проекта «Академик Сатпаев» было введено в эксплуатацию в 1960- х г. Первые суда были дизель – электроходами, впоследствии заменёнными на дизели 6ЧНСП 15/18. Проект строился в трёх модификациях – 891,891/2,891/3. Суда были спроектированы для эксплуатации в Аральском море и других внутренних водоёмах.

6. Проект 528 К, тип АМБ. Морской буксир, назначение – буксирно – разъездное.

7. Проект 697 ТБ, рыболовные траулеры. Назначение судна - прием и транспортировка рыбы сырца от добывающих судов и готовой продукции от обрабатывающих судов.

8.Проект 697 ДБЭ. Суда этого типа – многочисленные модификации рыботранспортного судна проекта 697. Назначение судна - лов кильки эрлифтной установкой ЭРСУ-150 на электросвет.

9. Тип РС – 300. Проект 388. Рыболовный сейнер. Назначение судна - лов рыбы кошельковым неводом (прямоугольное сетеполотно, стягивающееся внизу тросом, своеобразный мешок для рыбы), снюрреводом (донный невод), тралом (сетное отцеживающее орудие лова), дрифтерными сетями (свободно дрейфующие после установки сети), сдача улова на обрабатывающие суда или береговые предприятия.

10. Проект 572, 572/23, 572/34, 572/34Б, 572/35, тип СЧС-150. Средний рыболовный сейнер СЧС-150.Назначение судна: лов рыбы кошельковым методом, снюрреводом и с помощью электросвета рыбонасосом. Сдача улова на обрабатывающие суда или береговые предприятия.

11.Проект 697 Бкр, тип Сокол. Одна из многочисленных модификаций рыботранспортного судна проекта 697. Малый рыболовный траулер рефрижераторный (МРТР). Назначение судна: лов рыбы тралом; сдача улова на обрабатывающие суда или береговые предприятия.

12. Наплавной понтонный мост, предназначенный для колёсного и гусеничного автотранспорта, а также пешеходов. Мост обеспечивает проезд колонн автомобилей единичной массой до 30 тонн. Для пропуска судов и плавучих средств, в конструкции моста предусмотрен разводной пролёт.

13. Проект 1681 БМ. Суда технического, обслуживающего и вспомогательного флота. Зачистные станции, бункеровщики.

14. Суда специализированного назначения. РВЗ – 01. Назначение - рыборазводной завод.

15. Проект 2035. Тип Тюлень. Рыболовное судно. Назначение судна: добыча белька и сиваря каспийского тюленя, лов кильки рыбонасосом и конусной сетью на электросвет.

16. Проект 388М-НИС, тип Борей/Осмотрительный. Суда специализированного назначения. Назначение судна: изучение естественных запасов морепродуктов, объектов марикультуры (морская аквакультура); наблюдение за поведением рыб с помощью водолазов-аквалангистов и фотоаппаратуры.

17. Проект 01340, тип Кировец (ПТР-50), приемно-транспортный рефрижератор. Назначение судна: прием и транспортирование рефрижераторных грузов; доставка в район промысла грузов снабжения.

18. Проект 16870. Икорный плавзавод. Судно «Геошельф» построено в 1985г. В 2012 г. переоборудовано в брандвахту по проекту 16870/16870М/02-111.08. Используется для обслуживания вахтовых бригад и научных экспедиций в прибрежных районах Баренцева, Карского и Каспийского морей. Вместимость спецперсонала до 100 человек.

19. Проект Т-77. Баржа-622. Тип судна: озёрная стальная однопалубная с жилой надстройкой и рулевой рубкой, с санеобразными оконечностями, оканчивающимися транцами, несамоходная бензоналивная баржа, грузоподъёмностью 100 т. Назначение: перевозка нефтепродуктов I разряда.

20. Проект 21550. Паром – 107. Несамоходный паром.

21. Проект 70270. Рыбовод «Александр Мещеряков» Живорыбно - транспортное патрульное судно «Рыбовод Александр Мещеряков». Назначение судна: прием и транспортировка молоди рыб, а также транспортировка живой товарной рыбы; патрулирование в рыбопромысловых районах.

22. Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В). Баржа-площадка для малых рек грузоподъёмностью 600-900 т. Тип судна: сухогрузная баржа-площадка с грузовым бункером. Назначение судна: перевозка методом толкания или эпизодической буксировки минерально-строительных грузов, угля, леса, контейнеров грузоподъёмностью 5 тонн и колёсной техники.

23. Проект 01340/РС, тип Орион. Промысловое, рыболовное судно. В период с 1992 г. по 2002 г. в Астрахани на базе транспортного рефрижератора типа «Кировец» было построено девять судов этого типа. Назначение судна: лов кильки на электросвет сетным конусом; хранение улова в охлаждаемом трюме и транспортировка его на береговые предприятия.

24. Проект 11005. Суда технического и вспомогательного флота. Обстановочные и служебно – разъездные суда.

25. Проект 14891, 001RS, тип Ижевск. Грузовое судно, теплоход грузовой, танкер.

26. Маломерный рыболовный траулер рефрижераторный типа «Звезда Рыбака», «Звезда Удачи» Проект 21280. Назначение судна: лов рыбы тралам, снюрреводом; выпуск охлаждённой, потрошеной, обезглавленной рыбы; лов крабов ловушками. В середине 2004 г. два судна этого типа были спущены на воду. Планировалась серия из нескольких единиц, но, к сожалению, эти суда стали последней крупной постройкой судоверфи, поскольку ситуация с финансированием данного проекта была критическая, строительство серии было приостановлено (5).

После десятилетней «перестройки» и реформ была принята «Морская доктрина Российской Федерации до 2020 г.», утвержденная Федеральным собранием и президентом РФ, разработаны ФЦП «Мировой океан», «Концепция развития рыбного хозяйства на период до 2020 г.», где в качестве первоочередной задачи предусмотрены принятие нормативных актов, ускоренное развитие прибрежного рыболовства и разработка мер государственной поддержки отечественного судостроения.
Были приняты необходимые постановления и приказы. В Госкомрыболовстве подготавливалось распоряжение правительства РФ о наделении судов постройки 2005–2006 гг. квотами. Но постановлением правительства РФ №704 от 20.11.2003 г. выделение квот не предусмотрено. В результате строительство было прекращено. На Астраханской судоверфи из 20 судов построены два головных МРС проекта 21280: «Звезда рыбака» и «Звезда удачи» по цене 2,0 млн. долл. США, из них 30% финансировал колхоз «Ударник», 70% – Росагролизинг. В июне 2004 г. их ввели в эксплуатацию, суда прибыли в Мурманск, но квоты для судов рыболовецкому колхозу «Ударник» не дали. Постановлением правительства квоты уже не предусматривались. Министр сельского хозяйства РФ А.Гордеев, генеральный директор Росагролизинг Е.Скрынник (министр сельского хозяйств 2009 – 2012 г.г.), посетившие Астрахань в сентябре 2003 г., обещали поддержку председателю рыболовецкого колхоза «Ударник» В.И.Шаньгину, заслуженному рыбаку Севера. Несмотря на эти обещания, квот «Звездам» тоже не дали. В конечном итоге, в декабре 2010 г., из-за критической ситуации пришлось обращаться в администрацию президента РФ Д.Медведева (6).

В материалах, поступивших в музей, имеются сведения о директорах судоверфи. Руководителями предприятия в разные периоды его деятельности: «Астраханской судоверфи им. С.М.Кирова» с 1934 г., ПО «Астраханская судоверфь им. С.М.Кирова» с 1977 г., ОАО «Астраханская судоверфь» с 1993 г. по 1998 г. являлись:

1934 г. Сафонов

1937 г. Бунин Евгений

1938 г. Майоров Василий Антонович

1942 г. Гайдуков

1949 г. Майоров Василий Антонович

1957 г. Зевалов Сергей Никифорович

1960 г. Жуковский Эдуард Эдуардович

Награждён орденом «Трудового Красного Знамени» в 1966 г. за успешное выполнение пятилетки; медалью «За доблестный труд» к 100 – летию со дня рождения В.И.Ленина в1970г.

1972 г. Астахов Пётр Абрамович

Награждён медалью «За доблестный труд» к 100 – летию со дня рождения В.И.Ленина в 1970 г.; бронзовой медалью ВДНХ за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР в 1971 г.; орденом «Знак Почёта» за успешное выполнение пятилетнего плана в 1976 г.; орденом «Трудового Красного знамени» за обеспечение успешного выполнения пятилетнего плана в 1981 г.; медалью «Ветеран труда» в 1984 г.; званием «Почётный гражданин города Астрахань» в 1995 г.

1981 г. Шапошников Владимир Алексеевич.

В прошлом заместитель генерального директора АСПО по производству и помощник генерального директора ССЗ «Красные Баррикады», руководитель Ассоциации корабелов региона. Почетный судостроитель Минпромторга РФ.

1986 г. Барков Михаил Иванович

1991- 1998 г.г. Епифанов Анатолий Александрович (4).

Заслуженным уважением среди коллектива пользовался производственник – бетонщик Ф.М.Жук, который к 50 – летию советских профсоюзов был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Медалью «За трудовое отличие» был награждён неутомимый новатор, который обучил своему мастерству много молодёжи, мастер плаза И.А.Курышев. С именем слесаря по ремонту судов В.С. Тюляева связано строительство и рост верфи. Свыше 40 лет жизни он отдал производству, личным примером воспитывал любовь к труду у юношей, впервые пришедших на производство (1. С.105).

Благодаря сведениям, представленным в документах музейной коллекции, известны имена не только директоров судоверфи, но и заслуженных работников предприятия, на 1980 г.- 1990 г.: заслуженных работников- 81 человек, кавалеров правительственных наград - орденов и медалей «За доблестный труд» – 143 человека, награждённых орденом «Ленина» - 7 человек, персональных пенсионеров – 5 человек, ветеранов труда – 1000 человек.

Заслуженные работники судоверфи, 1990 г.:

1.Стаханов Александр Григорьевич – фрезеровщик цеха №1,

2.Акишкин Юрий Фёдорович – бригадир слесарей,

3. Палаткин Геннадий Сергеевич – бригадир трубопроводчиков,

4. Найденко Василий Михайлович – слесарь цеха №2,

5. Чернышов Виктор Васильевич – электросварщик цеха №3,

6. Шурупова Елизавета Сергеевна – стерженщица цеха №5,

7. Никонова Вера Фёдоровна – бригадир цепо – метизного отделения цеха №6,

8. Пенькова Любовь Анатольевна – гальванщик цеха №2,

9. Анжигитов Закир Умерович – токарь, член трудовой династии, проработавших на предприятии 160 лет (его два сына, три дочери и внук работали на судоверфи),

10. Лепёхин В.М. – электро - сварщик цеха №3 (4).

Известны фамилии кавалеров орденов «Ленина»:

Али Баткаев – кузнец,

Чириков Константин Михайлович – бригадир судостроительного цеха №9,

Карнушкин Алексей Тихонович – начальник цеха №2,

Фиппинов Аркадий Сергеевич – сталевар цеха №5,

Полякова Валентина Ивановна – электросварщица цеха №3(единственная женщина предприятия, удостоенная высокой трудовой награды),

Дряхпушин Иван Михайлович – плотник цеха №20,

Комаров Лев Николаевич – слесарь судоремонтного цеха, депутат Верховного совета СССР (4).

Большой отряд молодёжи трудился на судоверфи имени Кирова. Здесь отлично работали комсомольско – молодёжные бригады, например, бригадир цеха № 20 Е. Еремицкий (1. С.107). Трудовая молодёжь воспитывалась в городском профессионально – техническом училище № 7, организованном при судоверфи.

Важную роль на предприятии, начиная с момента образования судоверфи, играли рационализаторы. Большим авторитетом на верфи пользовался В.М.Шапиро, механик монтажного цеха, который начал рационализаторскую деятельность в 1938 г., дал более 50 рацпредложений; И.И. Пашкович, резчик судокотельного цеха, ставший рационализатором в 1937 г.; Н.Я.Фролов, технолог блока судокорпусных цехов, - от внедрения его предложений судоверфь сэкономила около 300 тыс. рублей (1. С.107). Дальнейшему техническому процессу способствовало создание в Астрахани Всесоюзного общества рационализаторов и изобретателей (ВОИР).

В настоящее время в судостроении сложилась такая ситуация, что без серьёзной поддержки сырьевыми ресурсами и финансовой помощи государства строительство рыболовных судов на российских верфях, в принципе, невозможно. Это можно проследить на судьбе астраханских судостроительных заводов, таких как завод «Красные Баррикады», «Лотос». Возможно, вторая жизнь Астраханской судоверфи, как некогда крупнейшего промышленного предприятия Нижнего Поволжья, состоит в создании локального исторического комплекса на базе сохранившегося индустриального наследия 1920-30-х г.г. Сведения о деятельности предприятия, его истории сохраняется сегодня в музейных коллекциях.

Источники и литература:

1. Промышленная Астрахань, 1959.

2. История Астраханского края. Астрахань, 2000.

3. На рубеже веков. К 55-летию образования Ленинского района г. Астрахани. Астрахань, 2001.

4. Материалы АМЗ, фондовые коллекции предметов Астраханской судоверфи им. С.М.Кирова.

5. Интернет – источники: http://fleetphoto.ru/entities/189/

6. Интернет – источники: https://www.liveinternet.ru/users/zmielov/blog/page2.html. Ю.Г. Афонин. Рыба, флот, кого спасть первым.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!