Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Торговая кампания с Северным Кавказом через Астрахань в XVIII веке
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Торговая кампания с Северным Кавказом через Астрахань в XVIII веке

Торговая кампания с Северным Кавказом через Астрахань в XVIII веке

21 июля 2016 Просмотров: 455

Внешняя торговля с Востоком через Астрахань играла важную роль в развитии русской экономики и являлась значительным источником формирования капиталов.

Торговля России с Северным Кавказом через Астрахань имеет давние традиции и берет свое начало еще с XVI века. Торговые отношения велись через Терский город или Терки, Ставрополь, Крепость св. Креста и Кизляр.

Внешнеполитическая обстановка на Кавказе в первой половине XVIII века была сложной. Здесь сталкивались экономические, военностратегические и политические интересы Османской империи, Ирана и России. Между тремя державами шла борьба за укрепление своего влияния в этом регионе. Агрессивные устремления Османской империи, которая стремилась воспользоваться ослаблением Ирана и Закавказья в начале 20-х годов XVIII века, чтобы расширить свое влияние на Кавказе и выйти к Каспийскому морю, вызывали опасение России. В результате Персидского похода Петра I 1722–1723 гг. территория вдоль западного и южного побережья Каспийского моря была присоединена к России, но в начале 30-х годов в связи с изменением обстановки она была возвращена Ирану. Война между Ираном и Турцией 1732–1735 гг., выступления народов Кавказа против персидского и турецкого ига, усобицы между феодальными владетелями, походы Надир-шаха в Дагестан в 1741–1743 гг. с целью подавления восстания, – все эти события препятствовали нормальному развитию торговли, накладывали отпечаток на объем и динамику.

Сведения об отпуске товаров из Астрахани в Терский город, Ставрополь, Крепость св. Креста и Кизляр содержатся в таможенных книгах на «явленные деньги» и «товарные деньги», а также отчасти в книгах, фиксирующих экспорт товаров в Закавказье и Иран. Поступление товаров в Россию с Северного Кавказа отражалось в основном в книгах «верхового привоза» и иногда в книгах «заморского привоза».

Терский город или Терки был основан еще в XVI веке по просьбе грузинских и кабардинских князей, искавших защиты у России от Османской империи. Он имел военно-стратегическое и торговое значение. Опираясь на Терский город русское правительство получило возможность следить за обстановкой на Северном Кавказе и распространять здесь свое влияние. В Терках находился большой гарнизон, существовал посад, торговые ряды с лавками, гостиные дворы. В базарные дни сюда привозили свои товары кабардинцы, кумыки, татары и гребенские казаки. Терки были связаны с Астраханью морским путем и караванной дорогой. Ф.И. Соймонов первый характеризует этот путь, как вполне удобный для хождения судов. «До Терека удобно можно ходить водяным путем на малых и больших судах… на пути через Каспийское море нет никакой опасности, потому что ходят вдоль берегов, где много заливов и гаваней для малых судов, особливо, когда чинитца, среди лета». Караванный путь, проходивший по безводным степям, был трудным и далеко небезопасным.

В первой половине XVIII века Теркам принадлежало ведущее место в торговле с Астраханью по сравнению со Ставрополем и Крепостью Св. Креста. Наибольший объем торговли с Терками приходится на 1724 год, что было, несомненно, связано с Персидским походом Петра I и пребыванием там русских войск.

В вывозе в Терский город продовольствие занимало большое место, его доставляли вместе с промышленными товарами. Причем смешанных явок товаров больше, чем только промышленных. Этот факт служит свидетелем отсутствия узкой специализации купцов, что характерно для феодальной эпохи. Примером такой смешанной явки может служить крупная партия товаров, доставленная в Терки в 1724 году в два приема крестьянином дворцовой Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде Д.Ф. Титечкиным, который поддерживал прочные торговые связи с Астраханью. Она включала 100 мехов полуторной пшеничной муки, 12 четвертей ржаной муки, 10 четвертей солода яичного, 30 пуд коровьего масла, 14 пуд меда, 12 четвертей орехов, 380 севрюг коренных, 9 пуд сала говяжьего, 3000 арш холста толстого, 100 арш сукна серого крестьянского, 160 арш крашенины сандальной, 200 рубах хрящевых, 350 делей неводных двойных, 13 пуд бечевы, 6 пуд пряжи пятерной, 10 тысяч скоб завозенных, 12 стоп бумаги писчей, 1 пуд светильни, 500 чаш красных, 200 чапурок и несколько сотен рогож, всего на 783 руб. 68 коп.

В торговле с Терским городом участвовали терские жители, население Астрахани и ближайших к нему городов, иногородние русские и зарубежные торговцы. В таможенной книге зафиксированы явки только посадских людей Астрахани. Им принадлежало второе место (после терских жителей) – это были еще и жители восточных слобод Астрахани, юртовские татары, а также посадские люди Красного Яра. Они доставили 20 партий товаров, то есть ¼ всего привоза, в том числе посадские люди Астрахани – 6 партий, армяне – 6, индийские купцы – 6 и красноярцы – 2. Регулярно торговали и изделиями мелкой крестьянской и городской промышленности, а также промыслов и мануфактур. В 1724 году в Ставрополь было доставлено из Астрахани по таможенной книге на «явленные деньги» 26 партий товаров на сумму 4354 руб. Преобладало продовольствие: мука ржаная, пшеничная и овсяная, солод ржаной и яичный, толокно, крупы (гречневая, пшено), горох, хмель, мясо соленое, масло коровье, постное и конопляное, сало говяжье и баранье, мед, икра зернистая, паюсная, рыба соленая и вяленая, лук репчатый, огурцы и капуста соленые, грибы, клюква, чеснок, арбузы.

Данные о составе людей таковы: в 1724 году 12 партий из 29 привезли посадские люди Красного Яра. На долю астраханских жителей приходится 7 партий, из них три доставили два посадских человека, четыре – записной садовник, две – юртовский татарин и житель Гилянской слободы.

Промышленные товары, вывозимые в Терский город, Ставрополь и Крепость св. Креста были в основном рассчитаны на широкого потребителя и состояли из нескольких групп: текстиля, пушнины, кож и кожаных изделий, металлических изделий, галантереи, деревянной посуды и мыла.

Основным товаром был холст разных сортов, гребенина, пестрядь, крашенина – продукция мелкой крестьянской промышленности России. Также сюда входят хлопчатобумажные и полушелковые ткани, изделия, изготовленные в Азербайджане, Иране и Средней Азии, поступавшие на Северный Кавказ через Астрахань.

Так, в 1735 году житель Казанской Татарской слободы в Астрахани Д. Маметев привез в Крепость св. Креста 11200 арш холста ровного, 20 бязей хивинских белых, 5 кумачей хивинских красных, 2 кисеи, 100 сит малой руки, 20 сковород чугунных. Среди мехов часто встречаются беличьи, заячьи, мерлушки и овчинки калмыцкие, иранские и среднеазиатские, из кож – юфть красная. Встречаются тулупы и овчины (сырые) калмыцкие, сапоги, в том числе яловичные «ловецкие» и тебенки «калмыцкой руки», башмаки женские. Именно так Астрахань выступала посредником в торговле калмыцкой степи с горскими народами Северного Кавказа.

Разнообразным был набор русских товаров: ножы, ножницы, замки, сковороды, котлы чугунные, наперстки, иглы, нитки цветные, зеркала разных размеров, хрусталь. Из деревянной утвари: ковши, блюда, чаши, стаканы, братины, ведра, кадки, ставцы, сита, решета, ларцы, обитые жестью, коробки, сундуки, обитые железом (последние три «московской работы»). В 1735 году астраханский купец Ф.Дмитриев доставил в Крепость св. Креста 1500 лубов, 100 тесниц, 300 кулей рогожных простых, 100 пудов пряжи, 40 пуд мыла-ядра, воск, грецкие орехи.

Торговля России с Северным Кавказом через Астрахань, несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку, была оживленной и развивалась динамично. В ней ежегодно участвовало около 100 и более купцов, а торговые обороты достигали несколько десятков тысяч рублей.

Для населения Северного Кавказа основное значение имели товары мелкой городской и крестьянской промышленности, мануфактур и промыслов. Торговля с этим регионом занимала небольшое место (в среднем 1%) в торговых оборотах России с восточными странами. Тем не менее, она содействовала экономическому развитию обоих партнеров, и в первую очередь имела значение для народов Кавказа. В отличие от Западной Европы, Средняя Азия и Северный Кавказ являлись важными потребителями русской промышленной. Проделанный анализ изучаемых документов подтверждает развитие торгового капитала, а также свидетельствует о господстве русских купцов на внутреннем рынке и вступление их в конкурентную борьбу с сильнейшим купечеством Востока.

 

Автор: А.С. Барсукова.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!