Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Особенности культуры и быта астраханских липован
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Особенности культуры и быта астраханских липован

Особенности культуры и быта астраханских липован

11 марта 2015 Просмотров: 738

Одной из сравнительно «молодых» этнических групп Астраханского края являются старообрядцы-липоване, репатриированные в нашу область из Румынии. В 1947 г. была заключена договорённость между СССР и Румынией, по которой русские население Румынии, именуемое липованами, имело право вернуться на Родину. Липоване представляли собой большую частью старообрядцев, не признавших церковных реформ, подвергшихся за это преследованиям светских и церковных властей, и в итоге эмигрировавших на румынскую территорию. Около 500 семей липован решили воспользоваться правом вернуться на Родину. Большинство из них, поселили в Астраханской области. Со второй половины XX в. в Астраханской области стали появляться места компактного проживания липован-старообрядцев, рээмигрантов из Румынии. Часть из них была отправлена в Тюменовку (с. Речное Харабалинского района), часть в посёлок Корейский (Успех Камызякского района). На данный момент астраханские липоване проживают также в Уварах, Раздоре Камызякского района и в г. Астрахани. Прибытие большей части липован в Астраханскую область совпало с православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемым в середине октября. «Тутка ничего не было-говорили старики,-пустыня была, змеи ды воронки, ды люди голодные. На Покров приехали, были уже холода. Воду грели, глину мясили, хлеб по месяцу в рот не брали. Перезимовали-да помилуй Бог. А потом на лето кто куды побегли, кто в Ставропольский край, кто в Молдавию, у кого терпения было-тот остался». Время было ещё тяжёлое, послевоенное. Говорят, что в Румынии им обещали немецкие кварталы, но они не поняли, что это за немецкие кварталы, поэтому решили вернуться в Россию. Но возвращение на Родину стало для липован новым испытанием. Наиболее тяжёлым для общины воспринимался насильственный отрыв от церковной традиции. С приездом в Россию, по сути, они были лишены свободы вероисповедания. Говорят, просили построить им в селе хотя бы маленькую церквушку, но местные власти стали грозиться «пересажать всех за такие предложения». Старообрядческая же церковь, находящаяся в Астрахани, была недоступна приезжим липованам. К тому же, местное население восприняло их, мягко выражаясь, не совсем радушно. Пожилые вспоминают, что их отцы «Шапки носили вострые молдавские, а тут приехали одни кричат “румыны рогатые”, другие –“хвостатые”». Липован и сегодня местные старожилы называют «русскими румынами». Почему и откуда пошло само название «липован», старообрядцы и сами до конца не знают. Сохраняется среди липован память о первых поселениях в липовых лесах. Якобы прадеды рассказывали, что пришли из мест, где произрастала липа. Отсюда и пошло название «липоване». Версию о том, что стали их называть по имени старообрядческого проповедника Филиппа-стрельца, бежавшего из-под Нарвы к р. Выг, где в конце XVII в. в дремучих лесах и обосновались старообрядцы поморского толка, считают неверной. Липоване рассказывают, что липа для всех русских, тем более христиан, считается священным деревом. Цветы липы любят пчёлы, дающие воск, из которого льют свечи для храмов. Иконы раньше часто писали именно на липовых досках. Среди липован было немало иконописцев, работавших на липовом дереве. Время стёрло какие-либо точные сведения о происхождении названия «липоване». Однако, сокрытое историей восполнила народная мысль. Так, имя некого полковника Липения, который увёл «благоверных людей» в эмиграцию упоминается сегодня астраханскими липованами одновременно с местечком Липшино, родом из которого, по мнению многих из них, они ибыли. Где расположено Липшино-неизвестно, но, опять- таки, предполагается, что находилось оно там, где росло много лип. Астраханские липоване в своих рассказах говорят также про липовую рощу, ставшую для их предков местом «поклонения» Богу, так как жили они в лесах, и молиться им было негде, кроме как между деревьев. Ещё одна версия объясняет, что слово «липован» происходит от испорченного румынского слова «липодат», означающее-брошенный, оставленный. Липованам в Астрахани дали по приезду ссуду в пять тысяч рублей, но воспользоваться ей они не успели, так деньги обесценились. Спасало только то, что смогли что-то с собой привезти из живности и домашней утвари. Дома строили сами, по типу, какие были у них в Румынии: по 2 дома во дворе (один маленький - летняя кухня, другой большой – зимний).Отдельные постройки выстраивали в ряд друг за другом. Обязательно присутствовал огород, виноградник и скотный двор. Это манеру дворовой застройки у липован переняли и другие астраханцы.

Переселенцы, являвшиеся выходцами из многих губерний и приверженцами разных течений в старообрядчестве, несли с собой разнородные этноконфессиональные традиции. Свидетельством неутраченных корней явилась липованская проза-предания, рассказы и сказки. В наше время предания до сих пор широко распространены среди липован. Хранителями исторических знаний являются люди старшего возраста, которые слышали рассказы от своих родителей, бабушек и дедушек. Почти каждый представитель этих возрастных групп может сообщить что-либо, касающееся истории липован. Однако, степень их осведомлённости различна. Она зависит от личного интереса к своей истории и от объёма накопленной информации. Исторические предания бытуют в основном в семейной традиции. Это подтверждается адресными замечаниями, которые рассказчик делает по ходу изложения: «от отца слышал», «бабушка помнила» или обобщённо «деды-прадеды говорили». При этом интерес представляют не только сами сюжеты тех или иных преданий, но и манера преподношения их слушателю. Сюжеты преданий включают темы, связанные с вероисповеданием. Именно издревле принятое в России христианское вероучение липоване признают истинно православным и с обидой относятся к названию раскольники, вошедшему в употребление ещё в XVII в. «Мы веру отцов сохранили, а откололись никониане». Рассказы липован об этом времени начинается с имён двух исторических личностей: патриарха Никона, основоположника церковных реформ, и царя Петра I. Хотя они жили в разное время, в представлении липован деятельность обоих явилась причиной бегства из России сторонников старой веры, а потому их относят как бы к одному историческому периоду. Несмотря на то, что самые жестокие указы о преследовании были введены царевной Софьей, её имя предания не сохранили. В рассказах об уходе за границу России фигурируют также два героя- Филипп и Игнат. Филипп, согласно преданиям, вёл переселенцев на запад в Польшу, Игнат был предводителем южного направления. Оба они-реальные люди, но их роль в событиях неравнозначна. Помимо религиозных и социальных причин ухода липован ими называется и третья-бытовая: «Нечего кушать было» или «Счастье шукали».

Прожив более двухсот лет на чужбине, липоване не растворились в массе окружающего их населения. Они сохранили традиции и обряды, привезённые из родных мест. Они сами говорят, что именно религиозные убеждения помогли им остаться и по сей день во многом вдали от всякого рода влияний. Астраханские липоване продолжают хранить обычаи предков. Русский старовер жил в постоянной скорби об ушедшем, но между тем старался выжить, не теряя жизненных ориентиров, нравственных устоев, не потеряв своих традиций и своей веры. На праздники и поминовения усопших в дома липован приезжает священник, чтобы служить молебны для стариков, которые не в состоянии ездить в город на службу. Хранят липоване отголоски русской старины и в своей одежде и даже в говоре. Языковые характеристики русских-липован восходят к южно-русскому диалекту с присущим ему явлением так называемого «акания», то есть замену стоящих в первом предударном слоге после шипящих и (ц) гласных [е], [o] гласной [а] ( жана, пшано). Также у некоторых представителей астраханских липован отмечен переход согласного «в» в «у» неслоговой в определённых фонетических позициях «Я был у городе». Во многих старообрядческих семьях сохранились старопечатные книги, иконы древнего письма. Старообрядческие иконы всегда отличимы: древнерусское или византийское письмо, в выдержанном церковном стиле. Отсутствие живописных икон. Именно в старообрядческой среде была сильна ориентация на древние образцы, большинство из которых дошло до нас в поздних повторениях. Иконы всегда считались самым святым и сокровенным, в основном они дарились или передавались из поколение в поколение. Кстати, иконы раньше нельзя было «вешать», поэтому их ставили на специальную полочку.

Во многих старообрядческих семьях, вынужденных покинуть свои земли, на новых местах начинали вести счёт поколения со времени вселения. Учёт родства важен для старообрядцев, в частности, при заключении браков. И в настоящее время высчитываются родственные связи жениха и невесты до четвёртого «колена», между которыми не должны заключаться семейные союзы. Почтительно блюдут староверы также память предков. В каждом доме имеются поминальные книги с длинными рядами имён. Поэтому в большинстве семей без затруднения перечисляются поколения, прожившие на чужбине. Иногда к местным особенностям липован относят изменение фамилий при разделении семей и даже при регистрации новорожденных.

День астраханских липован не может начаться без молитвы, молитвой он и заканчивается. Перед трапезой также всей семьёй читают молитву. Зачастую местное населения не разбираясь в каких-либо религиозных тонкостях и отличиях, всех старообрядцев называет словом, ставшем в народе почему-то нарицательным «кулугуры». Многие считают старообрядцев замкнутыми и нелюдимыми, хотя липоване довольно таки гостеприимны, но вот рассказывать много о своей жизни и семье чужим людям не торопятся. За обеденным столом — привычные для астраханских липован блюда, достаточно простые. Предпочтение отдаётся каше из кукурузной сечки-мамалыге, напоминающей вкус запеканки. Едят её с творогом или сметаной. Едят также нечищеную рыбу, запечённую в углях. Можно предположить, что в традиции астраханских липован нашли свое отражение не только русских, но и украинцев. Например, детей рожали в доме, а выхаживали мать и дитя в бане. Эта традиция ещё долгое время была сильна в среде липован.

Браки с представителями других национальностей и другого вероисповедания у липован всегда встречались очень редко. По статистике середины XX столетия, из 200 браков липован мог встретиться только один случай, когда липованка могла выйти замуж не за не липованина. Браки в большинстве своём совершались по предварительной договорённости родителей, а не по желанию брачующихся. Сейчас, конечно же, браки заключаются по взаимной симпатии, но мнение родителей, по-прежнему имеет большое значение. Свадебный обряд липован можно рассматривать как один из вариантов великорусского свадебного обряда южного типа. Свадьба устраивается большей частью осенью-«на последе» (октябрь, ноябрь). Реже весной. Но только не в пост. В последние время традиционные свадьбы уходят в прошлое, но некоторые обязательные элементы сохраняются, в частности, свадебные песни. Начинается свадьба со сватовства. Раньше, как уже было сказано, это происходило между родителями, без согласия, а иногда и без ведома жениха и невесты. Липоване называют это «отдавать зором». Существовала старинная традиция, по которой родители жениха сами отправлялись на поиски невесты, а девушка подолгу ожидала замужества. Если не дожидалась, была вынуждена уйти в монастырь или выходила замуж за старика. Теперь всё чаще молодой человек сам идёт в дом невесты просить благословения её родителей и они, как правило, отвечают: «Если наша дочь согласна, мы не мешаемся». Получив утвердительный ответ, родители невесты предлагают парню пойти домой и привести уже своих родителей. Во время сватовства жених и невеста находятся в другой комнате, с ними находятся две подруги невесты. За неделю до свадьбы устраивают посиделки. Но пока все веселятся, жениху и невесте предоставляется возможность сидеть отдельно и беседовать с друг другом. Перед свадьбой, обычно в пятницу вечером, происходит обряд «пропивания» невесты. Одновременно с «пропиванием» устраивают девичник для невесты. На «пропиванье» приглашаются только близкие родственники жениха и невесты. Молятся перед образами, а затем, сохраняя все традиции «пропиваю» невесту. Во время этого обряда происходит окончательный акт закрепления власти мужчины-будущего мужа. Жениха и невесту ставят на пороге дома, заставляя сплести правые руки, все родственники кладут свои руки сверху и крёстный невесты должен «разбить» их. После этого все гости садятся за стол. Невеста подходит к своему суженному с подносом, на котором стоит стакан вина и просит его принять вино. Жених берёт его и кладёт на поднос деньги. Затем невеста благодарит жениха и, взяв за уши, целует. Все сидящие за столом произносят фразу: «не стыдно ли тебе чужое детище целовать?». Вероятнее всего, это была целая песня, от которой «выхватили» только одну эту фразу. На другой день устраивают девичник. К невесте приходят её подруги со сладостями. Часть этих сладостей, невеста прячет, а потом угощает ими вновь пришедших подруг. Затем девушка остаётся одна, а подруги направляются к дому жениха, где их встречает жених с песнями. Потом жених перевязывает двух подруг платочками, и они возвращаются в дом невесты, где поют грустные песни. К двенадцати часам ночи идут сваты, ведя под руки жениха. Ворота невесты находят запертыми, а отворяют их только после выкупа. Далее следуют проводы к венцу. Утром жениха и невесту благословляют. Сваха и невеста перед венчанием уходят в конец церкви, где девушке заплетают две косы и укладывают кругом на голове. Церковным таинством венчания супружеский союз скреплялся окончательно. После венчания молодые отправляются каждый в свой дом, а затем жених с родственниками идет с песнями и танцами за невестиным родом. Это называется «перевяза» . После брачной ночи молодых отводят в баню - для ритуального омовения. Также нередко молодые должны принести два полных ведра воды в дом и подмести пол. После этого начинают обход всех родственников, которые одаривают новобрачных деньгами или ценными в хозяйстве предметами.


Литература:

  1. Калугер А., Канатьева Н. Старообрядческая иконопись как элемент традиционной культуры астраханских липован// Традиционная народная культура и этнические процессы в многонациональных регионах юга России. Астрахань. 2006 г.
  2. Канатьева Н. Астраханское старообрядчество и сектантство XIX в. в культурном контексте губернии. Астрахань. 2013 г.
  3. Канатьева Н. Тайный язык старообрядцев// Научное мнение №8, 2013 г.
  4. Керов В. В. Новый строй личности и новый тип религиозности в старообрядчестве // Липоване: история и культура русских старообрядцев/ ред.-сост. А. А. Пригарин. Вып. 2. Одесса, 2005 
  5. Липинская С. А. Исторические предания русских-липован // Этнографическое обозрение. 1997.№6.
  6. Липинская С. А. Культурно-бытовые традиции руских-липован в Румынии // Русские в современном мире. Серия «Новые исследования по этноологии и антропологии». М, 1998
  7. Паунова Е. В. Легенды астраханских липован / Е. В. Паунова // Живая стари- на. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. – М., 1998. – № 2 (18)
  8. Паунова Е. В. Свадьба астраханских липован / Е. В. Паунова. – Астрахань, 2002.
  9. Сызранов А. В. Этносы и этнические группы Астраханской области: спра- вочное пособие. Астрахань, 2008

 

Автор: Н.В. Лосева

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!