Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Наши выдающиеся земляки - герои Великой Отечественной войны
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Наши выдающиеся земляки - герои Великой Отечественной войны

Наши выдающиеся земляки - герои Великой Отечественной войны

19 сентября 2022 Просмотров: 913

Великая Отечественная война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне священных мест для России, среди них были и наши земляки.

Ажимов Тулебай Хаджибраевич

(05.04.1921 – 14.02.1988)

Родился 5 апреля 1921 г. в с. Мумра Икрянинского района Астраханской области в семье зажиточного крестьянина-казаха. В начале 1930-х гг. семью Ажимовых раскулачили и выслали в Сургутский район. Семью определили на спецпоселение в поселок Чёрный Мыс.

Здесь Тулебай окончил начальную школу, а дальше вынужден был пойти на работу в рыбацкую артель, так как умерли его родители.[1]

Самого Тулебая называли «Михаилом». Юность проходила в очень тяжелых условиях.

Работал он в сельскохозяйственной артели колхоза «Верный путь».

Работы было много, зарплата за квартал составляла около 150 рублей. Однако вместо денег колхозники получали специальные отметки о трудоднях.

В колхозе Тулебай познакомился с Зинаидой Ивановной Анучиной.

Молодые люди полюбили друг друга, и, не взирая на запреты отца невесты, поженились 14 января 1941 г.

Жили вместе с родителями Зинаиды. В апреле 1941 г. у Ажимовых родился сын Валентин. Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь молодой семьи. Тулебай Ажимов, как и тысячи сверстников, пришел в военкомат с просьбой о принятии его добровольцем в действующую армию.

Однако статус спецпереселенца закрывал дорогу на фронт.

Только 11 апреля 1942 г. Государственным Комитетом Обороны было издано секретное постановление № 1575 о призыве трудпоселенцев на военную службу.

Воевал на Северо-Западном, Брянском, Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Отличился в боях при форсировании реки Висла, расширении плацдарма на её западном берегу (2. С. 55).

Из наградного листа: «…24 июля 1944 года в боях за освобождение города Красно-став (Польша) под сильным ураганным артиллерийско-минометным и оружейно-пулеметным огнем противника рвался вперед, преследовать его. С хода форсировав реку Вепш, в упор расстреливая немцев. Ворвавшись в город впереди всех, товарищ Ажимов освобождал дом за домом, уничтожив из личного оружия 15 гитлеровцев. … заметил замертво упавшего товарища. Он сразу понял, что действует вражеский снайпер. Глазомером определив дом, откуда велся прицельный огонь, товарищ Ажимов, скрытно подкравшись к дому, стремительно в него ворвался и в упор расстрелял снайпера, обеспечив продвижение батальона вперед. В ночь на 31 июля 1944 года под сильным прицельным огнем противника товарищ Ажимов начал форсировать реку Висла. Добравшись до середины, ружейно-пулеметный огонь усилился, у товарища Ажимова пробило лодку, которая стала быстро тонуть. Ажимов вплавь добрался до левого берега и сейчас же вступил в бой по расширению плацдарма. Ажимов продолжал двигаться вперед, ведя огонь, но неожиданно вражеская пуля ранила его, пересилив боль, кое-как перевязав рану, с ещё большей яростью мстителя-освободителя ринулся в бой …»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство ефрейтору Ажимову Тулебаю присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4539) [3].

Будучи еще на фронте, в 1942 г. Тулебай Ажимов получил известие о смерти своего сына и чуть позже ошибочное извещение о гибели супруги Зинаиды Анучиной. А уже в 1944 г. в Сургут пришла похоронка о самом Тулебае. Зинаида Ивановна не теряла надежды, что ее муж жив. Но после окончания Великой Отечественной войны Ажимов, на тот момент, думая, что его семьи больше нет, уехал в Алма-Ату. Посетил Сургут он намного позже, по приглашению историка-краеведа и ветерана Флегонта Показаньева. Именно тогда Тулебай Ажимов и Зинаида Анучина по чистой случайности вновь встретят друг друга. После этой встречи Тулебай Хаджибраевич вернулся обратно в Казахстан, там у него была уже новая семья. Зинаида Ивановна умерла 1 февраля 1970 году. 14 февраля 1988 года не стало и Тулебая Хаджибраевича Ажимова. Похоронен он на центральном кладбище

г. Алма-Аты, Казахстан.

Пашков Георгий Николаевич

(15.04.1909 – 20.02.1993)

Герой Социалистического Труда, Доктор технических наук, заместитель Председателя Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, Главный научный консультант НИИ электронного машиностроения, профессор кафедры «Организация производства» Московского Авиационного института и института электроники, один из организаторов работ по ракетно-космической тематике.

Родился 15 апреля 1909 г. в с. Мумра, Астраханской области. По окончании рабфака работал подсобным рабочим. В 1927 - 1929 гг. учился в вечернем техникуме и одновременно работал бригадиром, заместителем Начальника цеха.

В 1932 г. его по разнарядке направили учиться в Ленинградский Военно-технический институт (Военмех) на кафедру «Организация производства».

По окончании Военмеха он был оставлен на кафедре аспирантом. Много занимался партийной работой, общался по этим вопросам с Н.А. Вознесенским, в ту пору - председателем Ленинградского горисполкома. В 1939 г. всех аспирантов кафедры перевели на заочную форму обучения, а Г.Н. Пашкова назначили начальником 2-го отдела (отдел вооружения) Госплана СССР. По поручению И.В. Сталина занимался передислокацией танковых предприятий. Предприятия, производившие танки Т-34, были передислоцированы в Сормово, производство тяжёлых танков КВ, ИС переместилось в Челябинск. Много занимался Г.Н. Пашков вопросами поставки оружия фронту. После гибели брата Дмитрия под Харьковом Георгий Николаевич просился на фронт, но Сталин его не отпустил.

«Ваша задача — поставлять оружие для фронта, а за вашего брата мы отомстим», - сказал Иосиф Виссарионович [4].

После войны Г.Н. Пашков занимался организацией перевозок оборудования из ракетных центров Германии в СССР. Пашков выполнял несколько личных поручений И.В. Сталина. Одно из них - связаться на территории Германии с Кимом Филби и передать ему просьбу Сталина о снятии фотокопий с архивов Вернера фон Брауна.

После писем П.Л. Капицы Сталину, где Пётр Леонидович писал об организационных способностях Берии, но плохом понимании им физики и ядерных проблем, Георгия Пашкова приказом И.В. Сталина перевели помощником министра МГБ к Берии по ракетно-ядерной тематике.

За время его пребывания (с 1950-го по 1954 гг.) в этой должности были решены следующие задачи: взорвана атомная водородная бомба, успешный запуск ракеты с ядерной боеголовкой. После смерти Сталина Пашкову Г.Н. пришлось брать на себя всю ответственность за пуск ракеты с ядерной боеголовкой. С приходом к власти Н.С. Хрущёва была создана Военно-промышленная комиссия (ВПК) при Совете министров СССР. Председателем ВПК был назначен Д.Ф. Устинов, а его заместителями: С.И. Ветошкин (по министерству вооружений), Г.Н. Пашков (ракетно-ядерная тематика), И.Д. Сербин (ЦК КПСС). В этой должности Пашков находился до выхода на пенсию, то есть с 1955-го до 1971 гг. Он курировал три министерства: Министерство общего машиностроения, Министерство среднего машиностроения, Министерство электронного машиностроения. Сотрудничество Военно-промышленной комиссии в лице Георгия Николаевича Пашкова с предприятиями общего, среднего и радиоэлектронного машиностроения способствовало увеличению приоритету СССР и увеличению работ по созданию твердотопливных ракет, ракетных комплексов Министерства обороны, управляющих комплексов для боевых ракет (под Минском). Был осуществлены запуск первых искусственных спутников Земли, состоялся полёт первого пилотируемого корабля-спутника «Восток» с человеком на борту [4].

Находясь на пенсии, Георгий Николаевич выполнял индивидуальные поручения руководителей ВПК и СССР. Несколько раз был в командировке в Харькове по поручению Л.В. Смирнова на заводе танковых двигателей. Два раза по просьбе Л.И. Брежнева ездил в Молдавию. Цель этой поездки - узнать эффективность использования машинно-тракторного парка Молдавии. Будучи пенсионером, он работал Главным научным консультантом в НИИ электронного машиностроения (Зеленоград) и был Профессором кафедры «Организация производства» двух вузов: МАИ и института электроники (Зеленоград). Докторскую диссертацию Г.Н. Пашков защищал в ЦНИИмаше.

17 июня 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «За выдающиеся заслуги в развитии ракетной техники и обеспечение успешного полета советского человека в космическое пространство» Георгию Николаевичу Пашкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина. Он был удостоен ещё двух орденов Ленина: 20 апреля 1956 г. - за ракету Р-5М и 21 декабря 1957 г. - за запуск Искусственных спутников Земли.

Награждён: тремя орденами Трудового Красного Знамени (1945; 1966; 1969), двумя орденами Красной Звезды (1942; 1944), двумя орденами Отечественной войны I степени (1945; 1985), медалью «За трудовое отличие» (1941)[5].

Подгорнов Виктор Николаевич

(06.09.1925-25.12.2020)

Весна 1942 г. стала для Виктора Подгорнова особенной. Весной он закончил десятилетку в родном селе Икряное, и вот теперь чувствовал себя самостоятельным взрослым человеком. Уже целый год на советской земле шла война с немецкими захватчиками. Год, как страна жила особенной суровой жизнью военного времени.

Икряное обезлюдело. Почти все, кто мог держать в руках оружие, ушли на фронт. В селе остались лишь женщины, старики да малые дети.

Виктор не находил себе покоя. Его сердце было там, на полях сражений Великой Отечественной, куда один за другим, покидая отчий край, уходили и взрослые икрянинцы, и его сверстники. Но вот, наконец, он получил аттестат зрелости, и мог, теперь, как и его односельчане встать на защиту Родины. Почти все его одноклассники добровольцами пошли воевать – им уже исполнилось 17 лет. Не выдержал, пошел проситься на фронт в райком комсомола, где ответили: «Вот исполнится семнадцать, тогда и приходи». Еле дождался дня рождения.

Сразу отправили в Астрахань, где попал в особый кавалерийский полк, который тогда формировался в нашем городе. Так и думал, что будет на войне кавалеристом, но в августе 1942-го враг уже начал подходить к Волге, поэтому полк сразу отправили к Сталинграду. Для Подгорнова на том и закончилась «конная» эпопея: его назначили командиром пулеметного расчета.

Началась для 17-летнего юноши такая суровая ратная жизнь, которую и представить трудно. Из пулеметных расчетов образовали внешнее кольцо окружения, внутри – армия Паулюса. Задача у пулеметчиков: не дать прорваться врагу из окруженного Сталинграда. Неделю промерзшие, голодные бойцы таились со своими пулеметами в заснеженной степи. И вот на рассвете на них все-таки вышла колонна из нескольких немецких грузовиков из окружения. Подгорнов как командир расчета приказывает подпустить машины на 100 м, чтобы цель была поражена наверняка. Открыли огонь, и сразу первые машины загорелись, из них высыпали немцы. Бой был скоротечным, но жестоким.

Еще в нескольких боях за Сталинград пришлось участвовать Виктору Подгорнову, а затем их часть погрузили в эшелоны, и попали они на Курскую дугу. Помнит, что самые тяжелые бои шли ночью, как тот – за взятие какой-то маленькой деревушки: с вечера и до следующего утра не прекращались огонь и беспрерывные атаки. Но деревню освободили.

А когда они первыми вышли к Днепру, с ходу форсировать реку было невозможно: пришлось самим связывать бревна веревками и плыть на этих плотах к другому берегу. Перебрались, да только захватили небольшой плацдарм. Пришел приказ наступать на деревню Дубовка, но силы у противника оказалось больше, чем предполагалось, а приказ – не отступать. В итоге после суток непрерывного боя Подгорнов остался в живых один с пулеметом и двумя коробками патронов. Вытащил противотанковую гранату, положил рядом. Пошли уже вторые сутки без сна. Когда он длинными очередями уложил несколько групп немцев, поднявшихся в атаку, гитлеровцы в него стали стрелять из миномета. Первая мина упала справа, вторая – слева. «Третья будет моя!» – только он и подумал. Мина взорвалась рядом, искорежив пулемет, один осколок отрикошетил и попал Виктору в голову. Вскоре и наши пошли в атаку на деревню, немцев смяли.

Когда он вернулся с перевязанной головой в часть, все бывалые солдаты удивились: «Ты откуда? Мы ведь уже написали, что ты пропал без вести». Виктор попросил, чтобы нашли повестку, вернули. И упал – спал двое суток. За бой около Дубовки получил первую награду – медаль «За отвагу». Потом в Белоруссии, когда их полк с большими потерями для немцев прошелся по тылам противника, на груди Подгорнова появился орден Красной Звезды.

Наступил январь 1945 года. В рядах СМЕРШа появился уже не тот недавний десятиклассник из сельской местности, а подтянутый, опаленный боями лейтенант Подгорнов. Однажды наш пеленгатор зафиксировал в «тихом» польском районе передачу неизвестной радиостанции. Район – практически сельская глубинка, только один хутор возле леса. Группа из 15 оперативников через глухой лес подобралась к хутору. Пеленгатор, скрытый деревьями, еще раз подтвердил, что радиосеанс идет из хутора. Приняли решение внезапно захватить радиостанцию. Штурмом пошли на хутор, открыли огонь, но и неприятель стал поливать их очередями из автоматов – несколько наших ребят погибли. Однако хутор взяли, в подвале нашли радиста с радиостанцией и склад с оружием. Словом, разгромили «гнездо» диверсионно-террористической группы, в которую входили и русские – немецкие приспешники, прошедшие в Германии обучение в диверсионных школах [7].

Часто оперативникам СМЕРШа приходилось вставать рядом с бойцами, когда начинались важнейшие сражения, а только потом на освобожденных территориях выявлять агентурные сети противника. В середине апреля 1945 г. началось контрнаступление на Берлин.

«Особо тяжелым, – вспоминает В. Подгорнов, – оказалось взятие Зееловских высот, которые прозвали «ключом к Берлину». В немецкой столице, как в Сталинграде, из каждого дома велся огонь, а в самих домах шел бой. На верхних этажах – немцы, внизу – наши. И ведь наши армейцы нашли способ продвигаться вперед: взрывали стену, через проем продвигались в соседнее здание, а потом снова подрыв стены – и дальше. Лишь утих бой, из громкоговорителей на двух языках – русском и немецком – прозвучал ультиматум о сдаче города.

А для контрразведчиков началась кропотливая круглосуточная работа: проверяли все здания, в которых изымали архивы внешней разведки, гестапо, абвера. Штабом СМЕРШа стал особняк Риббентропа, где в сейфах было много секретных документов. 2 мая наступила необычная тишина. Оперативники СМЕРШа были в каких-то 400 м от рейхстага и по непривычно безмолвным улицам пошли к разрушенному зданию, над которым уже развевалось алое знамя. Так на стене рейхстага появилась еще одна подпись победителя: «Виктор Подгорнов из Астрахани».

Еще одно важное задание получил СМЕРШ. Предполагалось, что в одном захолустном немецком городке существует подземный завод по производству ракет ФАУ-2. Необходимо было не просто найти завод, вывезти это тогда секретное оружие, но главное – выявить разработчиков этого оружия. Склады с ракетами нашли, труднее было найти инженеров, которые работали над созданием ФАУ-2. Однако, в конце концов, операция СМЕРШ удалась полностью и прошла с успехом, поскольку немецких разработчиков сумели даже привлечь к работе на нашу страну [8].

В 1946 г. американцы начали массовую заброску агентуры в нашу зону. По сути дела началась «холодная война». СМЕРШ выявил и данные о «часе Х», то есть внезапном восстании антисоветчиков в нашей зоне. Но требовались точные сведения о дислокации группировок, которые ждали своего «часа Х», нужно было задержать главарей, связных. И тут один из немецких полицейских нашел белую перчатку, в которой были какие-то документы. Перчатка помогла задержать несколько человек, в том числе и связника, который при обыске выложил на стол все из карманов. Вытащил и одну белую перчатку. Подгорнов положил рядом вторую. Связник все понял и указал адрес женщины, связанной с резидентом. У нее дома устроили засаду, в составе которой были Подгорнов и еще один оперативник. Несколько дней ждали резидента. И вот он у дверей. Но, войдя на порог, сразу понял, что оказался в ловушке. Сделал вид, что достает документы, однако через плащ выстрелил в плечо товарищу, но Подгорнов уже через карман своего плаща выстрелил резиденту в ноги. Врага задержали, он впоследствии выдал всю свою агентуру.

Еще 7 лет В. Подгорнов работал в Восточной Германии в отделах контрразведки МГБ СССР, а потом попросил перевести его на Родину.

После окончания Высшей школы КГБ СССР его направили в управление КГБ по Астраханской области, где он работал до ухода на пенсию.

На его парадном мундире – два ордена Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды, медали: «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Украины», «За освобождение Белоруссии» и другие государственные награды [9].

Источники и литература:

1.Люди на войне. Тулебай Хаджибраевич Ажимов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://skmuseum.ru/pobeda/lyudi-na-voyne-tulebay-hadzhibraevich-azhimov/

2. Герои Советского Союза - казахстанцы. Алма-Ата. 1968, кн. 1. / стр.55.

3. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az-libr.ru/Persons/000/Src/0006/513a1c3e.shtml

4. Герои страны. Пашков Г.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=16167

5.Космический материал: Н. Г. Пашков. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://sm.evg-rumjantsev.ru/voen-ruk/pashkov.html

6. Память народа. Электронный ресурс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pamyat-naroda.su/awards/20804063

7. Сорок первый — сорок пятый: книга народной памяти о войне. [Электронный ресурс], Режим доступа: https://aonb.astranet.ru/1941-1945/ [сайт]  http://aonb.astranet.ru/1941-1945/воспоминания-и-рассказы-участников-в/

8. Лица войны, лица Победы.[Электронный ресурс], Режим доступа: http://gazeta2x2.ru/?p=10685

9. От Сталинграда до Берлина: нелегкий путь астраханца до Рейхстага. [Электронный ресурс], Режим доступа: https://ast.mk.ru/articles/2015/01/09/ot-stalingrada-do-berlina-nelegkiy-put-astrakhanca-do-reykhstaga.html

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!