Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник История первой средней общеобразовательной школы c. Оранжереи
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. История первой средней общеобразовательной школы c. Оранжереи

История первой средней общеобразовательной школы c. Оранжереи

19 ноября 2018 Просмотров: 713

Первая школа – трехлетка в поселке Оранжереи была открыта в 1921 г. благодаря стараниям первого народного директора Оранжерейнинских рыбных промыслов Василия Михайловича Корнеева. Это был деревянный одноэтажный дом, который находился неподалеку от здания сегодняшней Оранжерейнинской средней школы. Здесь дети обучались только до 4 класса. В 1935 г. директором школы была Шеметова Александра Дорофеевна, с 1938 г. – Михаил Иванович Мельников. Семилетнее образование, уже по желанию, ребята получали в школе села Федоровка, бывшей церковно-приходской школе, находящейся за 7 километров от поселка Оранжереи. В 1936 г. поселок Оранжереи в составе делегации посетил Анастас Иванович Микоян, нарком пищевой промышленности. К нему обратилась молодежь поселка с просьбой построить новую школу, поскольку старая не была приспособлена для нормального учебного процесса. И уже в 1938 г., при его содействии, в поселке была открыта школа – десятилетка имени Анастаса Микояна. Новое двухэтажное кирпичное здание вместило около тысячи учащихся. Занятия в новой школе начались с октября месяца. Перед войной было два выпуска учащихся. В начале войны директором школы был Иван Трофимович Андрианов, в 1942 г. его призвали в армию, директором был назначен Иван Иванович Глебов. С 1944 – 1947 гг. директором школы стала Анна Ивановна Матвеева – заслуженный учитель. По итогам последнего военного года Оранжерейнинская средняя школа стала лучшей в районе, а А.И. Матвеева - лучшим учителем в Икрянинском районе [1, с. 31].

О том, как проходила учеба в военные годы, вспоминает Ханинева Галина Борисовна, один из педагогов школы. Она, вместе с мамой, была эвакуирована из блокадного Ленинграда и приехала в поселок Оранжерейное к родственникам в начале июня 1942 г. «Я была как загнанный волчонок, ни с кем не разговаривала. Лучше мне было в школе, где все меня жалели и понимали. Благодарна своей учительнице в четвертом классе Труновой Ларисе Тимофеевне, которая сумела растопить лед в моем сердце своим пониманием и постоянной поддержкой. С подружкой занимались благотворительностью, подкармливали одноклассников. Дома мне давали несколько отваренных в мундире картошек, соль, свеклу, кусочек печеной тыквы. Все это бережно складывали в «балетку» и несли в школу, где делили поровну на всех. Трудности в школе были с учебниками, 4-5 на весь класс из 30-35 человек. Готовили уроки коллективно, после занятий. Один диктовал или читал, другие выполняли упражнения или слушали, и запоминали. Писать было не на чем, тетрадки делали из старых газет, книг. Было очень холодно, сидели в одежде и в варежках. Помню к Новому 1944 году дали всем подарки: по две тетради в линию и в клетку. Это было грандиозное событие, тем более, что на корочках тетрадей были напечатаны военные песни. Мы, дети, писали письма на фронт и в госпитали, где просили хорошенько бить врага и беречь себя. Ходили по домам, собирали махорку, рыбу, носки, варежки и др. Потом отправляли посылки к праздникам» [2].

Обстановка, в которой работали школы и трудились учителя, очень хорошо представлена в воспоминаниях Санниковой Клавдии Филипповны, заслуженного учителя, преподавателя математики, награжденной медалью «За трудовую доблесть» за самоотверженный труд. До войны и в годы войны она училась в Астраханском педучилище, затем в Астраханском учительском и педагогическом институтах. В 1942 г. принимала участие в строительстве железной дороги Кизляр – Астрахань, которая вошла в строй в декабре 1942 г. С 1943 г. работала преподавателем в школе села Хмелевое [3, с. 24]. Вот что она рассказывала: «Условия были тяжелые. Учили детей в землянке. Не было книг, тетрадей, бумаги. Приходилось косить камыш для школьных печей, проводить – культурно – просветительную работу, принимать непосредственное участие в помощи фронту. Все люди тогда по доброй воле собирали деньги, вязали варежки, носки, теплую одежду и отправляли в посылках на фронт» [2].

С начала войны произошли изменения в учебном процессе: с 1942 г. во всех школах Икрянинского района было введено военное обучение с 1 – го класса, а с 1944 г. – обязательное обучение детей с семилетнего возраста [1, с. 31]. В годы войны все подростки помогали родителям. В 12 – 14 лет они работали на производстве; помогали в домашней работе; косили камыш вместе с взрослыми; заготавливали «чушинки» (корешки), которые потом мыли, сушили, ножом сдирали мох и мололи на самодельной мельнице, потом из этой муки пекли лепешки. Дети собирали чилим, его сладковатый привкус заменял сахар. Когда были сильные морозы и снегопады, в школе было холодно, снежный покров мог достигать полметра, тогда детей отпускали домой [2].

Интересна судьба преподавателей Оранжерейнинской средней школы, которые, вернувшись с фронта, работали здесь в послевоенные годы.

Мосолков Иван Кондратьевич (1910 – 1999 гг.) родился в Мордовской АССР, в городе Ташкент. В 1936 г. окончил Среднеазиатский госуниверситет. В 1934 – 1935 гг. прошел высшую воинскую подготовку. До войны преподавал в Оранжерейнинской средней школе, в рабочем поселке, куда переехали его родители. 1 июля 1941 г. был взят на юго-западный фронт командиром взвода по строительству переправы в составе 47–й инженерно - саперной бригады. Участвовал в обороне городов Москвы, Киева, в составе 1-го и 2-го Белорусского фронта. Участвовал в подготовке Витебско – Бобруйской операции. Самое сильное воспоминание о войне связано именно с этими боевыми действиями. Их бригада проложила дороги через топи болот, поскольку немцы заняли единственно свободную территорию на суше, благодаря этой операции немцы были взяты в кольцо и разбиты. За успешную операцию инженерно - саперной бригаде было присвоено звание «Бобруйской Краснознаменной». За взятие Гомеля Иван Кондратьевич был награжден орденом «Красной Звезды». С боями дошел до Кенигсберга, был награжден медалью «За взятие Кенигсберга». В 1946 г. демобилизовался и вернулся в поселок Оранжереи. Его боевые заслуги отмечены наградами: «За оборону Киева», «За оборону Москвы», «За Победу над Германией», орденом «Отечественной войны 2 ст.». Мосолков И.К. работал в Оранжерейнинской средней школе преподавателем химии, впоследствии, директором вечерней школы [2].

Сафаров Федор Абрамович (1923 – 1992 гг.), уроженец села Мумра Икрянинского района Астраханской области. В 1925 г. семья Сафаровых переезжает в поселок Оранжереи. В 1940 г. Федор Абрамович закончил 8 классов, Икрянинским райвоенкоматом был направлен учиться в Астраханский аэроклуб имени Водопьянова на отделение «Летное дело». В мае 1942 г. он был призван Икрянинским военкоматом на службу в Красную армию, в состав 130 мотострелкового полка, который дислоцировался в то время на Воронежском фронте, в качестве заряжающего 76-ти мм пушек при стрелковой батарее. В ноябре 1942 г. стрелковый полк расформирован и переименован в 135 гвардейский полк при 46 дивизии 3 ударной, соединение участвует в боях на Центральном Калининском фронте. Федор Абрамович воевал в противотанковой артиллерии уже наводчиком, в звании младшего сержанта. В октябре 1943 г. их дивизию перебрасывают на 2 Прибалтийский фронт, где он назначен командиром орудия. В декабре 1943 г. Сафарова Ф.А. направляют учиться в органы контрразведки «Смерш». Смерш, сокращение от слов «Смерть шпионам!», - название ряда независимых друг от друга контрразведывательных организаций в Советском Союзе во время Второй мировой войны. В 1941 г. Сталин подписал постановление ГКО СССР о государственной проверке (фильтрации) военнослужащих Красной Армии, бывших в плену или в окружении войск противника [4]. После обучения Федора Абрамовича направляют на стажировку в прифронтовой 204 запасной стрелковый полк. С августа 1944 г. он был назначен оперуполномоченным контрразведки «Смерш» по обслуживанию 75 отдельного стрелкового батальона. После демобилизации Федор Абрамович проживал в Латвии, работал пропагандистом при обкоме партии. За боевые заслуги награжден орденом «Красная звезда», медалью «За победу над Германией» и другими медалями. В сентябре 1948 г. вернулся в поселок Оранжереи, работал секретарем комсомольской организации Оранжерейного рыбокомбината. Федор Абрамович очень хорошо играл на многих музыкальных инструментах: аккордеоне, баяне, гитаре, пианино. В 1951 г. его направили на работу в школу учителем музыки, рисования, физкультуры. В 1962 г. окончил Народный университет искусства им. Крупской в Москве, затем Художественное училище в Астрахани. На протяжении многих лет руководил кружком «Юный художник». Педагогический стаж Федора Абрамовича составляет 40 лет. По воспоминаниям педагогов, учеников тех лет, Федора Абрамовича ценили, как честного человека, всегда готового прийти на помощь [2].

Бурдина Нина Яковлевна (1920 г.р.) родилась в городе Астрахань. По окончании школы в 1935 г. она поступила в педагогическое училище на отделение иностранных языков (немецкого языка). В 1938 г. была назначена преподавателем немецкого языка в школу №5 имени М. Горького в г. Астрахань. В период Великой Отечественной войны в январе 1942 г. была зачислена в ряды Красной Армии. Работала шифровальщиком на аппарате СТ-35, а также переводчицей. Особенно памятное воспоминание о военных событиях у нее осталось после вторжения наших войск в Варшаву, которая была практически вся разрушена немцами. При допросе немецких солдат, как вспоминала Нина Яковлевна, чувствовалось полное отчаяние немцев. Бурдина Н.Я. до ноября 1945 г. служила в составе Первого Белорусского фронта. Имеет награды: медаль « За Варшаву», юбилейные медали. Вернувшись с войны 15 января 1946 г., продолжила свою педагогическую работу в той же школе г. Астрахань, откуда была взята на фронт. В августе 1946 г. была переведена в Оранжерейнинскую среднюю школу, где работала учителем немецкого языка, завучем школы по учебно – воспитательной работе [2].

Гранкин Иван Ильич (1913 г.р.), родился в Енотаевском районе, села Владимировка. В 1930 г. семья Гранкиных переехала жить в Астрахань. Иван Ильич окончил Астраханский педагогический институт, получив профессию учителя физики и математики. Он был направлен на работу в Калмыцкую республику. В декабре 1941 г. был мобилизован в Красную Армию под Харьков, минометчиком. 12 мая 1942 г. наши войска перешли в наступление по всему фронту. 26 мая 1942 г. соединение, в котором служил Гранкин И.И., было окружено немцами, Иван Ильич попал в плен в числе 75 тысяч солдат. На себе он испытал все ужасы плена. В 1945 г. Гранкин И.И. был освобожден американцами и вместе с другими военнослужащими передан Советской Армии. После победы в ноябре месяце, согласно указа о специалистах, был демобилизован. В 1946 г. Облоно направило Ивана Ильича на работу в Тумакскую сельскую школу. В августе 1956 г. Иван Ильич переехал в поселок Оранжерейное, где до ухода на заслуженный отдых работал в средней школе учителем физики [2].

Трунова Полина Иосифовна (1923 г.р.) родилась в селе Промысловка Лиманского района. По окончании школы поступила в Астраханский педагогический техникум. 25 июня 1942 г. она была мобилизована в Красную армию. Полина Иосифовна служила в составе 71-й гвардейской дивизии 6 армии, санинструктором 61 медсанбата. Участвовала в боях под Сталинградом, Курском, Орлом, Невелем. 15 декабря 1943 г. была тяжело ранена в плечо, в грудь, ногу, за этим последовала ампутация правой ноги. По ее воспоминаниям, во время сражения под Сталинградом в медсанбат поступало сотни раненых, девушки не спали по 4 суток. Выезжали на линию фронта, оказывали помощь раненым. За участие в Великой Отечественной войне Полина Иосифовна была награждена Орденом Отечественной войны II степени, медалью за оборону Сталинграда. По случаю тяжелого ранения 15 мая 1944 г. она демобилизована. В этом же году Полина Иосифовна поступила в Астраханский учительский институт на географическое отделение. В 1946 г. по окончанию института она была направлена на работу в Оранжерейнинскую среднюю школу. Позже Трунова П.И., заочно окончила Сталинградский педагогический институт. До выхода на пенсию работала в Оранжерейнинской средней школе и зарекомендовала себя, как серьезный, опытный учитель, она добивалась хорошей успеваемости, пользовалась авторитетом среди учеников и родителей. Она являлась руководителем методического объединения учителей химии, биологии, истории. За достигнутые успехи в учебно - воспитательной работе Полина Иосифовна награждена знаком «Отличник народного просвещения», имела много благодарностей и почетных грамот [2].

Покровский Илья Николаевич (1925 – 2009 гг.), коренной житель села Оранжереи. В 1942 г. был призван в Армию, попал в отдельный кавалерийский полк Сталинградского военного округа, который готовили для защиты Астрахани. В составе 216 кавалерийского полка 81 –й кавалерийской дивизии Юго-Западного фронта воевал под Сталинградом, наводчиком 76-ти мм орудия полковой батареи. Вместе с ним в расчете служило четверо русских, казах, осетин, украинец. Далее Илья Николаевич проходил службу в составе 55-го Кавалерийского полка, 15–й Кавалерийской дивизии, 7 Гвардейского корпуса. В составе корпуса участвовал в боях за освобождение Украины, Белоруссии, Польши. В 1944 г. В боях на подступах к городу Люблин (Польша) был тяжело ранен в голову и в руку, потерял кисть правой руки. Артиллерийский расчет был разбит выстрелом немецкого «Фердинанда», наводчик орудия чудом остался жив [5]. Лечился в госпиталях. В конце 1944 г. вернулся в родной поселок. В 17 с половиной лет он ушел на фронт, а в 19 лет стал инвалидом войны. Илья Николаевич научился писать левой рукой и в 1948г. с отличием окончил Астраханское педагогическое училище, получив специальность учителя начальных классов. Потом окончил заочно педагогический институт, математический факультет. С 1948 г. по 1953 г. он преподавал в Оранжерейнинской средней школе математику. В 1953 г. Илья Николаевич был избран секретарем парткома Оранжерейного рыбокомбината. В последние годы работал начальником отдела кадров Оранжерейного рыбокомбината [2].

Память о героях войны, труда, замечательных педагогах живет в воспоминаниях их учеников, конечно, она достойна уважения и сохранения для будущих поколений.

С 1949 по 1951 гг. директор школы работал Дмитрий Григорьевич Гаряев, с 1951 по 1967 гг. – Юрий Григорьевич Аверков, с 1967 по 1970 гг. – Александр Михайлович Халяпин, с 1970 по 1972 гг. – Галина Ивановна Храбец. В Оранжерейнинской средней школе трудились замечательные преподаватели: Анна Ивановна Матвеева, Клавдия Филипповна Санникова, Галина Ивановна Храбец, Нина Павловна Шаталина, Анастасия Федоровна Салина, удостоенные высокого звания «Заслуженный учитель», Юрченко Раиса Ивановна и др. [2].

В 1970-х годах в школе шло обучение в две смены, в третью смену училась рабочая молодежь. В это же время директор школы Халяпин А.М. и председатель поселкового Совета Белозерцев Е.А.провели подготовительную работу для начала строительства новой школы, способной принять учащихся в одну смену. В 1974 г. была введена в эксплуатацию новая школа, рассчитанная на 865 обучающихся. Строительством школы занимался Оранжерейный рыбокомбинат. С 1974 г. по 1987 г. в здании старой школы разместилось городское профессиональное училище № 20, в 1990-е годы помещение было отдано под жилье, а кирпичном пристрой к зданию с 1991 г. поселковым советом был передан верующим, здесь сегодня находится местная религиозная организация – православный храм им. Сергия Радонежского села Оранжереи.


Источники и литература:

  1. Здесь родины моей начало. Астрахань, 2006.
  2. Воспоминания родственников, личные рукописи, документы из семейных архивов.
  3. Маячный В. На Волжских островах. Астрахань, 2006. С. 24
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Смерш
  5. Их имена в истории Оранжереи // Северо-Каспийская правда. 1998.

Автор: С.Г. Ширяева

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!