Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Деревянная архитектура Астрахани: традиции и особенности
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Деревянная архитектура Астрахани: традиции и особенности

Деревянная архитектура Астрахани: традиции и особенности

15 апреля 2020 Просмотров: 871

«Архитектура  в  высшем  понимании

этого слова не столько строение,       

которое  украшают, сколько              

украшение,  которое строят…»          

Шарль Блан

Уникальной особенностью города Астрахани, как культурного и исторического центра Нижнего Поволжья, являются сохранившиеся памятники деревянного зодчества - жилые постройки конца XIX - начала XX вв.

Во второй половине XIX века население Астрахани неуклонно росло. К 1891 году согласно проведенной однодневной переписи населения численность составляла 95.531 чел., в 1870 году - 48.220. Это говорит о постоянном приросте населения, который имел не только сезонный характер: например, из числа временных жителей работающих по найму, но и тех, кто прибывал по долгу государственной или военной службы или привлекаемые выгодами торговых промыслов, а также активным развитием судоходства на Волге и Каспии. Таким образом, жители Астрахани влияли на хозяйственные интересы города: благоустройство и уклад его жизни. «Астрахань резко отличается от прочих приволжских городов своим полу - европейским и полу- азиатским видом. Строения здешние возведены по европейски и только в предместьях встречаются дома, обнесенные заборами на азиатский лад, но новоприезжего поразит пестрота населения, представляющую странную смесь и резкую противоположность европейского типа с азиатским».

В XIX веке развертывалось большое домовое строительство с привлечением артелей мастеров - плотников и резчиков. Плотники, работая на заказ по подряду получали заказы на постройку домов, амбаров, лавок и других строений, работая как на рынок, так и на заказ. В сведениях архивных документах упоминаются, что ремесленниками были местные посадские люди и пришлые рабочие. Застраивался город преимущественно из деревянных и каменных, а также полукаменных сооружений согласно особенностям различных слоев населения. К 1891 году количество деревянных строений составляло 29588 и каменных 1922, что заметно больше чем в 1870 году, когда деревянных 5302 и каменных 1037 строений.

Строительство домов происходило по согласованию с планами застройки утвержденными ведомствами городской управы под руководством главного архитектора с соблюдением пожарной и санитарно- гигиенических норм. Строго соблюдалось с правилами прописанными в Строительном Уставе, издававшимся в составе Свода законов Российской империи (с 1832 г. по 1912 г.), в разделе «О частных зданиях в городах» прописывалось о правилась строительства деревянного жилья: «Деревянные строения должны быть располагаемы с соблюдением четырехсаженного разрыва от левой границы двора и двухсаженного разрыва от задней границы. Жилые и нежилые деревянные строения, кроме фабричных должны быть длиною не более двенадцати сажен». С начала XIX века город преображался, меняя облик центральных улиц под контролем таких известных губернских архитекторов как К. Л. Депедри, Э.И. Фольрат, П.В. Шкателов, А.С. Малаховский, Н.Н. Миловидов и другие. При этом самым распространенным строительным материалом было дерево. По плану застройки типов зданий: из дерева строились преимущественно одно - двухэтажные жилые дома, хозяйственные постройки, общественные здания (Биржа, лечебницы, речные пристани, торговые лавки) и декоративные объекты (Триумфальная арка, беседки, павильоны…).

По характеру экономической особенности края по сравнению с рыбными промыслами и торговлей, разнообразное ремесло и в особенности ремесло деревообработки в Астрахани получило меньшее развитие. При этом количеством деревянных строений было преимущественно, как и развитие плотнического ремесла. Главный объем леса в Астрахань доставлялся сплавом по течению реки Волга во время ее половодья. Также немало доставлялся на судах - белянах, грузовых плотах, баржах и плотах буксируемых пароходами из Казанской, Нижегородской, Костромской и Вятской губернии. Лесной материал включал в себя: бревна, брусья, шесты, тёс, дрова и также целые избы. Строевого леса приправлялось ежегодно до 150,000 бревен и наибольшее его количество шло из Костромской и Вологодской губернии. Досок привозилось до 130, 000 штук. Выгрузка проходила на лесных пристанях, где осуществлялась выгрузка - погрузка лесного товара и его хранение.

Со второй половины XIX века происходит активная застройка лесных пристаней на «селении», далее лесные пристани тянулись на несколько верст за р. Кутум, р. Болды до Волги, и даже некоторые размешались на территории городских участков. Там же на лесных и пароходных пристанях появляются деревянные дома для купеческих служащих. Постепенно свое развитие получило и лесопильное дело, в 1896 году в городе была одна лесопилка, а через 10 лет было уже 7. Крупные из них принадлежали видным астраханским купцам П.А. Вейнеру, П.Е. Буракову, братьям А.И. и И.И. Губиным, Л. В. Макарову.

Во второй половине XIX века на Волге происходит постепенная замена деревянных судов на железные пароходы и баржи. Кованные железные листы обшивки различных судов, пришли на смену деревянных корпусов кораблей, а с ними мастера плотники и резчики с волжских судов перешли домостроительство. «Домовая» или «корабельная» резьба распространилась по всему Поволжью. Возрастающее единство облика многих крупных волжских городов, было связано с широким распространением стилистически выдержанных «образцовых» фасадов, которые стали в первой четверти XIX века повсеместно, но также учитывая характер местности и его населения.

Городская застройка Астрахани в образцах жилой деревянной архитектуры второй половины XIX века отличалась большим разнообразием самостоятельных и органически вписывающихся в общий план стилями: «псевдорусский», «классицизм», «модерн» и «псевдоготики», как например особенное для деревянного зодчества здание Пастората (1892-1893 гг.) ул. Казанская д. 102. Наиболее интересные памятники деревянного зодчества создавались в левобережной части города за пределами Белого города. По фотографиям прошлого можно увидеть роскошный резной деревянный в «псевдорусском» стиле Летний театр в саду «Аркадия» (1899 - 1976 гг.) и комплекс Тинакской грязелечебницы (1820 г.), к сожалению, в настоящий момент не сохранившиеся. Несколько лет назад был возрожден в традициях древней русской архитектуры уже во второй половине XX века - Дом купца Г. В.Тетюшинова 1872 года постройки, сегодня дом-музей. Тем самым городская застройка на рубеже XIX и XX веков представляла совмещение стилей, форм, опираясь на современные образцы и на традиционные ремесленные приемы плотничьего дела местных мастеров, примеры такой разнообразной архитектуры в настоящий момент можно увидеть на ул. Гилянской, Казанской, Дарвина, Чехова, Калинина, Пестеля, Нечаева и др.

Образцы деревянного зодчества широко представлены в районах Заканалья и Закутумья, где в конце XIX века чаще были распространены деревянные дома крестьянского типа одноэтажные: четырехстенных и пятистенных изб, главный фасад в два или в три окна и одноэтажные с мезонином в пять окон на фасаде. «Вторая часть города лежит за Варвациевским каналом, через который перекинуто несколько мостов, а по берегу высажены деревья и проложен деревянный тротуар. Здесь улицы расположены в три ряда и обустроены большей частью небольшими деревянными домами, принадлежащими армянам, персам и татарам», здесь в районе Заканалья (бывший район Татарской слободы), интересны некоторые жилые строения, в архитектуре которых отмечаются национальные особенности, например в расположении на фасаде дома небольших окон (иногда без ставен) количеством одно - два на улицу и одно во двор, где иногда использовалась долго сохранившаяся топка по-черному, своеобразие пережитков прежнего кочевого быта. В большей части в татарских домах деревянного типа не характерно разнообразия обилия резного декора, главную роль в украшении облика жилища татар играли расписные фасады дома и ворот с глухим забором, в настоящий момент Ногайская мечеть (Нугай-мечеть) 1830 года постройки, расположенная на ул. Казанская д.20.

Застройка усадебного типа жилого дома в XIX веке включала в себя внешний фасад, выходящий на улицу и внутренний двор с постройками амбаров, конюшни, каретника, ледника и других хозяйственных построек. В строительстве жилых строений также учитывался торговый характер города, поэтому в полукаменных двухэтажных домах чаще всего, первые этажи использовали под ремесленные мастерские или лавки, а также хозяйственные комнаты; второй этаж деревянный был жилой. Одно из наиболее важных изменений Строительного Устава произошло в 1864 году, когда в городах было раз­решено строительство деревянных домов в два этажа и деревянных домов на «каменных погребах» (экс­плуатируемых подвальных, цокольных этажах) - «Дозволяется постройка двухэтажных домов, у коих нижний этаж каменный, а верхний деревянный, но без мезанинов и не выше четырех сажень от поверхности земли до начала крыши». Укрепление каменного нижнего этажа под кирпич объясняется также защитой от избежание пожаров, а для Астрахани еще и воздействия соли находящейся в почве, имеющей негативный характер на древесину и характерный из-за особенности местности. Двухэтажные деревянные строения с просторными открытыми галереями - верандой и лестницей, представляет собой многоквартирный тип жилого дома, принадлежащий частным домовладельцам, который мог служить в качестве доходного дома, сдаваемые под квартиры или службы под небольшие ремесленные мастерские. Владельцами таких домов были горожане - купеческого, мещанского сословия, например двухэтажный жилой дом полукаменного типа, можно и сегодня увидеть на ул. Бурова д. 12. Украшенный деревянными резными наличниками, симметричными фронтонами с ажурными карнизами по двум сторонам и деревянной двухъярусной галерей, где располагается веранда с лестницей, также сохранившая орнаментальный резной декор в оформлении. Небольшой дом по ул. Ульяновых д. 9, ныне Музей истории города (дом семьи Ульяновых), образец стиля «позднего классицизма» гармонично сочетает в себе нижний кирпичный и верхний деревянные этажи с главным фасадом в три окна и устроенной во внутреннем дворе галерей - верандой с лестницей, украшенной балясинами.

Из - за природных особенностей региона (по причине экономии привозного леса) деревянные строения в Астрахани не возводили из цельных бревен, а пилили бревна на толстые широкие доски. Из досок складывался сруб, связывая доски венцами точно так же, как бревна. В XIX веке все городские дома возводили на фундаменте. После установки нижних венцов для предохранения от сырости изнутри и снаружи их засыпали землей или глиной и обшивали жердями, горбылем или плохим барочным лесом. Снаружи дома обшивались тесом горизонтально, вертикально или в елочку. Интересно, что подобным способом обшитые тесом срубы представлены в большинстве деревянных жилых домов города, торцы бревен в таких домах не выступают наружу, а украшены пилястрами с элементами резного декора накладной резьбы. Крыша на деревянных домах чаще покрывалась кровельным железом, которая дополнительно красилась суриком. На оконных проемах устанавливались ставни, которые сочетали в себе не только художественно-архитектурный элемент жилого дома, но из-за особенности местности практичную функцию - защищать от палящего южного солнца и ветра.

Разнообразные стилевые решения и богатая фантазия мастеров - резчиков в украшениях декора говорит о знании традиционной русской культуры и стилевых особенностях. Резной декор в украшении фасада ансамбля двухэтажной городской усадьбы по ул. Калинина д.38 и д.40 имеет индивидуальный стиль с элементами «модерна», где присутствует изящная ажурная резьба наличников окон и карниза фронтона крыши, чердачное окно украшает причелины и полотенца с растительными и геометрическими орнаментами. В стиле «модерн» был построен в 1908- 1909 гг. цветочный магазин - оранжерея «Садоводства Г.Е.Нюнина», каменное одноэтажное здание в декоративности убранства сочетает в себе изящную лепнину и деревянные резные элементы украшающие фронтон. Двухэтажный жилой дом второй половины XIX века по ул. Дарвина д. 12 / Набережная 1 мая д. 107 сохраняющие черты архитектуры «позднего классицизма» с высоким мезонином и примыкающим к нему балконом с ажурной ковкой, где фасад обшит тесом украшен в пять окон с декоративными резными наличниками, прорезным обрамлением фронтона крыши и карниза, создает особую нарядность дома. Такой двухэтажный с мезонином дом в пять окон на первом этаже и иногда в два-три окна верхних этажей, полностью обшитый под тес с элементами резьбы, является характерным для рядовой деревянной застройки Астрахани второй половины XIX века.

Прекрасными образцами «псевдорусского стиля» являются частично утраченные дома по ул. Нечаева д. 34/Мельникова д.6, ул. Казанская д. 92. На архитектурных памятниках второй половины XIX века, интересно выделяются прорезные декоративные акценты украшающие фасад дома, которые по своему виду соответствует с хоромным деревянным зодчеством древней Руси. Декоративное «нагромождение» резной архитектурной массы напоминают образцовые строения загородных домов, павильонов, беседок по примерам построек собранных на страницах альбома «Мотивы русской архитектуры» 1874- 1880 гг. под редакцией А. Рейнбота г. Санкт - Петербург. Интересно, что на некоторых домах, например на жилом доме по ул. Свердлова д.62 можно увидеть декоративный элемент украшающий дом - причудливые резные коньки на крыше внешне очень схожие с образцами к рисунку деталей к дачам из альбома «Мотивы русской архитектуры» 1873-1880 гг.

В настоящий момент объекты старинной застройки деревянной архитектуры можно увидеть во всех четырёх административных районах города (Советском, Кировском, Ленинском и Трусовском) и, к сожалению, во многом такие здания представляют собой частично утраченное состояние. При этом стоит отметить, что именно памятники деревянного зодчества создают особенный уникальный облик города, тесно перекликаясь с современностью и его прошлым, а колоритностью архитектурного резного декора привлекают внимание жителей и гостей города, в том числе и иностранных туристов. К 450 -летию празднования города Астрахани в 2008 году английским фотографом Николасом Госсом был издан фотоальбом «Глазами очевидца. Личный портрет Астрахани» с видами жилых домов деревянного зодчества, особенно фотограф уделил внимание отдельным деталям резного декора жилых построек прошлого, где запечатлел красоту художественного образа мастеров - резчиков. Красота деревянной архитектуры Астрахани оставила неравнодушным иностранного гостя и даже вдохновила на подробное изучение.

В 2019 году преподаватели и студенты АГАСУ представили проект создания Музея деревянной архитектуры на базе учебного учреждения, где будут представлены уникальные резные элементы собранные с утраченных жилых построек города и области. Своей целью создатели музея ставят сохранение исторического облика родного края, его памяти и повышение туристической привлекательности. Уже сегодня для сбора экспонатов будущего музея студентами университета проводятся выездные экспедиции и фотофиксация домов деревянной архитектуры. Во многом это говорит о проявлении большого интереса в изучении памятников деревянной архитектуры Астрахани не только в культурно - познавательном аспекте, но прежде всего в подробном краеведческом исследовании, как региональный феномен.
Источники и литература:

  1. Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII- начала XVIII в. М., 1982.

  2. Достопримечательности г.Астрахани в 1872 г. Астрахань, 1872.

  3. Цитман Т.О. Анализ архитектуры деревянного зодчества Астрахани // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2017. № 2(20).

  4. Волга от Твери до Астрахани. СПб., 1862.

  5. Крепость. Путешествие в Каспийскую столицу. Астрахань, 2009.

  6. Хозяйственно - статистический очерк Астраханской губернии. СПб., 1851.

  7. Хозяйственно-экономические очерки и наблюдения. Лесопромышленность и лесная торговля в Астрахани. Астрахань., 1911.

  8. Равинский И.В. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний., СПб., 1809.

  9. Шинаев С.Я. Деревянное зодчество. Толковый словарь терминов и понятий. М., 1992.

  10. Устав строительный. СПб., 1881.

  11. Госс Николас. Глазами очевидца. Личный портрет Астрахани. М., 2008.

  12. Агенство по делам архивов Астраханской области. Виртуальная архивная выставка « Дом купца П.Е.Буракова конец XIX в. и его владельцы» https://archive.astrobl.ru/page/Burakov

  13. Альбом «Мотивы русской архитектуры» http://wood.totalarch.com/motive/1

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!