Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Во что играли мы…
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Во что играли мы…

Во что играли мы…

1 апреля 2015 Просмотров: 323

Воспоминания астраханца Анатолия Васильевича Таркова (1938 г.р.)
о детских играх военных лет.

Многие из тех, кому сейчас за тридцать, еще хорошо помнят подвижные уличные игры своего детства. Но вряд ли мы задумывались тогда, в 1980-е, что многие из них дошли до нас в неизменном виде из гораздо более ранней эпохи, - в частности, от наших родителей, из времен Великой Отечественной войны. Своими воспоминаниями об играх военной поры делится астраханец, журналист А.В.Тарков.

ЧИЖ

На земле чертился квадрат 1,5 на 1,5 метра.

Играющих – двое. Из небольшого брусочка квадратной формы вырезался Чиж, который затачивался с двух концов наподобие карандаша. У играющих была одна бита (наподобие толстой рейки). Перед началом игры бросали монету. Тот, кому доставался «орел», начинал игру.

Он становился в квадрат, клал на землю Чижа и бил рейкой (битой) по одному его концу. Когда от удара Чиж невысоко взлетал, игрок бил его рейкой, стараясь отбросить как можно дальше.

Второй участник делал то же самое.

Результаты «полета» Чижа измерялись шагами.

Тот, у кого Чиж улетал дальше, становился в квадрат.

Менее удачливого игрока победитель начинал «вадить» (то есть, наказывать проигравшего). Он бил по кончику Чижа и посылал его как можно дальше, а проигравший направлялся туда, куда упал Чиж. Его задачей было забросить Чижа в квадрат.

Стоящий в квадрате с битой должен был выбить Чижа с этой территории. В случае неудачи он сам становился тем, кого начинал «вадить» напарник.

ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ

Особой любовью у пацанов пользовались воздушные змеи. Тогда в магазинах их не продавали. На выручку приходила ребячья смекалка и знания более опытных «конструкторов».

Воздушный змей имел прямоугольную форму, которую образовывали лист газеты или легкой папиросной бумаги. С четырех сторон бумажной основы приклеивались «дранки» - полоски тонкой фанерки. По диагоналям крепилась из такого же материала крестовина.

Дранки наклеивались таким образом, чтобы их концы выходили за края газетного листа.

После этого лист слегка сгибался посередине, вдоль – таким образом, чтобы поверхность его выглядела вогнутой и имела возможность планировать в воздухе; чтобы выгнутость закрепить, к двум концам дранки на одной из коротких сторон привязывали прочную нитку: она и держала лист согнутым.

Оставалось прикрепить тряпичный длинный хвост: его привязывали сначала двумя концами к противоположной короткой стороне, потом оба конца сплетались как в косичку, и к ней уже привязывались всякие тряпочки.

С наружной стороны змея (не той, где наклеена дранка) образовывалась из трех ниток в виде призмы так называемая «путица». Две нитки крепились к концам дранки на короткой стороне, третья – протягивалась в дырочку, проделанную в центре листа и крепилась к перекрестью. К «путице» крепился конец нитки из целой катушки.

Теперь было нужно найти высокую крышу, где прогуливался ветерок, и начать «таинство» полета воздушного змея.

Змея украшали картинками – каждый по своему усмотрению. Постепенно отпуская нить, «водила» подбрасывал змея вверх. И когда он становился «на крыло», давал нитке волю.

Полетом воздушного змея мальчишки могли любоваться часами, забыв про другие игры и нехитрую домашнюю пищу.

И все бы хорошо. Однако появлялись «пираты».

Пацаны из соседних дворов делали змею «перекидку». На длинную нить они привязывали небольшой груз и таким приспособлением перехватывали нить, держащую в небе змея. Одни огорчались и грозились сделать то же самое недругам, другие хвалились трофеем, который не всегда оказывался у них в руках невредимым.

Деталь: Когда воздушный змей парил высоко в небе, мальчишки слали ему «телеграммы»: небольшие кружочки бумаги с дырками посередине нанизывались на нитку. Ветер постепенно подгонял эти кружочки к самому змею. А еще на змее монтировали трещотку из тонкой бумаги. С большой высоты слышался ее «голос» счастливым пацанам.

МАЯЛКА

Брали кусочек кожи с мехом (желательно с длинным). На кожу нашивалась толстая пуговица или кусочек свинца. Играющий (играющее, число не регламентировано) подкидывали эту «маялку» перед собой и, не давая ей упасть, вновь и вновь подбрасывали ее ногой – пока она не падала. Подбрасывать это «чудо» желательно было боковым ударом ноги – «маялка» должна была попадать на внутреннюю сторону стопы. Можно было подбрасывать и носком ноги.

Если играли вдвоем, тот, кому удавалось дольше пинать «маялку», «канал за хазаря». Неудачник должен был подавать ему «маялку» на носок ноги. Игра для игрока обрывалась, когда он промахивался по «маялке».

Случались и курьезы – например, когда ради изготовления «маялки» кто-нибудь вырезал кусочек меха из шубы или полушубка взрослого члена семьи.

САМОКАТЫ

В послевоенные, а тем более-в военные, - годы велосипед являлся роскошью. Редко у кого из пацанов был этот двухколесный конь. А каткться очень хотелось! Неизвестный умелец явил на свет уникальное чудо под названием самокат.

Конструкция его в 1940-х годах в Астрахани состояла из вертикальной доски, сверху которой набивался гвоздями «руль». В центре доски из двух гвоздей крепились скобы, которые совмещались с подобными же устройствами на другой, более короткой доске. В самом низу вертикальной стойки крепился шариковый подшипник, в отверстие которого вбивался кусок толстого бруска.

Горизонтальная доска становилась опорой для ног. К ее заднему концу монтировали второй подшипник. Таким являлся готовый самокат.

Как им пользовались – знают и по сей день. В отличие от современных фабричных самокатов, самодельные могли мчаться только по асфальту, и там, где он был, от «наездников» исходил оглушительный грохот, досаждавший жильцам окрестных домов.

АЛЬЧИКИ

Самая популярная игра пацанов среднего и более старшего возрастов.

Альчиком являлся небольшой сустав свиной ноги. Будучи сухим, «обыгранным», альчик раскрашивался любой доступной краской. Объект для игры имел две стороны: «альчу» с выемкой и «тоган» - более плоскую сторону. Помимо «рядовых» альчиков непременно была так называемая «сока». Она отличалась тем, что одну из ее боковых сторон выдалбливали и заливали свинцом. Она была тяже рядового «мосла». Именно ей предстояло выбивать альчики из небольшого квадрата на земле. В центре квадрата проводилась черта, на которую игроки ставили свои альчики. По очереди они бросали свои «сочки» в сторону от черты и фиксировали кусочками палки место, куда упала сока.

Если у кидающего альчик становился «на тоган», ему предоставлялось право первым бить по альчикам. Выбитые за прямоугольник костяшки становились достоянием играющего. Если же один или два альчика валились на бок внутри кона (квадрата), играющий должен был «кузлать» - он добавлял на черту прямоугольника столько альчиков, сколько уронила его сока-бита.

Те, у кого своих альчиков не было, ставили на кон монеты, помещая их на верхушку тогана.

Иногда соку-биту отливали целиком из свинца, и тогда она называлась свинчаткой.

Те, у кого в карманах было множество выигранных (то есть, выбитых из квадрата) альчиков, считали себя богатеями. Они могли продать «мослы» за деньги. Во время игры иногда возникали ссоры и весьма жестокие драки.

ЛАПТА

У дворовой «команды» игра эта называлась иначе: буй-мяч.

Играющих могло быть около 20 человек, они делились на 2 противоборствующие команды.

Главным «героем» становился маленький резиновый мяч. Длинная палка-бита вручалась тому (предводителю команды), кому выпал жребий бить первому по мячу.

Перед этой операцией посреди игрового поля ставилась так называемая «тяга», где должен был стоять совершивший первый удар. На биту ему мяч подавал противник, подкидывая его.

От «тяги» по длине двора стояли принимающие мяч.

Если после удара мяч летел не очень далеко и быстро попадал в руки соперников, ударивший по мячу становился на «тягу». Следующий игрок делал то же самое. От него зависело количество стоящих на «тяге». При хорошем ударе, когда мяч летел далеко, они имели возможность убежать с тяги на другой край двора. Задачей их было вернуться «к своим» на «биту».

Это не всегда удавалось. Поймав мяч, один из игроков переправлял его к «подавальщику».

С края двора нужно было бежать к «своим». Однако «смельчаку» удавалось добежать лишь до «тяги». Тогда ему приходилось «тянуться», - то есть, уворачиваться от мяча, который оказался в руке «подавальщика». Если мяч попадал в «смельчака», стороны менялись местами.

Игра требовала быстроты, смекалки, умения владеть своим телом на «тяге».

Автор: Р.А. Таркова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!