Собачий след
Всем известно, что первым животным, которое приручил человек еще в каменном веке (10-15 тыс. лет назад), была собака. Уже в той далекой древности она везде сопровождала первобытного охотника.
К сожалению, нет единого мнения по поводу точного места, времени и причин одомашнивания собаки. Наскальные изображения собак встречаются по всему миру: во всех пещерах, где жили древние люди. Самые известные изображения древних собак находятся на юге Китая в горах Хуа, на западном побережье Байкала на горе Сахюртэ, в горном массиве в пустыне Сахара на территории Ливии, в Алжире.
С течением времени собака стала главным помощником человека – она сопровождала его на охоте, сторожила дом, пасла скот, играла и санитарную роль. Постепенно собака стала интегрироваться и в социо-культурную структуру человеческого общества. О восприятии собаки на культурном уровне говорят археологические находки по всему миру, в которых учёные обнаруживают погребения человека вместе со своими собаками. Животных не убивали следом за умершим хозяином, а хоронили после, когда животные умирали естественной смертью. Например, такая могила обнаружена в республике Хакасия (VII-III в. до н. э.) на территории, которую занимали сибирские скифы-тагарцы. Как отметил Р. Лоузи «Люди видели в собаке социальное существо, о чьей душе надо позаботиться после смерти»[1].
Отечественными и зарубежными археологами во время раскопок на территории причерноморских степей, а также на Кавказе и в странах Передней Азии, неоднократно находились бронзовые бляхи с изображением собаки – их клали в могилу вместе с хозяевами – почившими скифскими воинами. Кроме бронзовых изображений собак, в скифских курганах неоднократно находили и собачьи скелеты.
На эксклюзивной выставке «Золото кочевников» Астраханского музея-заповедника представлен сарматский котел I в. н.э. с ручками в виде литых фигурок вепрей. На верхнем фризе котла изображена сцена охоты с собаками, где всадник поражает копьем огромного вепря. Причем изображения детально проработаны – всадники изображены с длинными волнистыми волосами и длинными усами, на руках каждого браслеты и манжеты, на конях – ремни оголовья.
Стоит отметить и тот факт, что в ритуальном персидском кодексе «Видевдат» (II в. до н.э. – III в. н.э.) отдельная глава посвящена собакам, где описывается происхождение и особенности ухода за собаками. В кодексе «Видевдата» убийство собаки рассматривалось в числе тяжелейших грехов, вместе с убийством праведника, нарушением брака и т.д.[2]
Постепенно человек осознал и оценил и боевые достоинства четвероногих «друзей». В Ассирии и Вавилоне стали целенаправленно выращивать специальные породы боевых собак. Ассирийские цари стали использовать собак как настоящее оружие, выпуская их против вражеской кавалерии. От египтян и ассирийцев тактику использования боевых псов в своих войнах заимствовала Персидская держава Ахеменидов, а затем и древние греки. В Греции собак также использовали для участия в боях, но еще в большей степени стали применять для несения охранно-караульной службы. После того, как Древний Рим успешно разгромил Македонское царство, в плен вместе с македонским царем Персеем попали и боевые собаки. Их провели по улицам Рима в качестве военного трофея.
Безусловно, особое место собака занимала и в жизни кочевника. С глубокой древности народы Средней Азии, выводили специальные породы собак для охраны крупного и мелкого рогатого скота, торговых караванов, а также для охоты. Именно поэтому эти породы собак наиболее выносливые, сильные, адаптированные к различным погодным условиям, легко поддаются дрессировке, а также очень верны своим хозяевам и при необходимости легко уживаются с другими животными.
Особым отношением к собаководству отличались монголы. Изображение собаки можно встретить на петроглифах, могильных камнях, встречаются упоминания в легендах, преданиях, благопожеланиях, шаманских песнях. В монгольском словаре слово «нохой» – собака имеет более 130 значений. Величайшее искусство дрессуры монгольских «канючи» (инструкторов-дрессировщиков) в наше время даже сравнить не с чем. В описанных Марко Поло облавных охотах монголов принимали участие тысячи собак, а один «канючи» мог управляться сразу с несколькими сотнями собак.
В 2005 г. во время археологических исследований на Селитренном городище, на раскопе № XXXVII, был обнаружен кирпичный склеп «гурхана» (Зеленеев, 2006). Стены и купол гурханы были выложены из обожжённого кирпича и образовывали купол. Вход был увенчан арочным порталом. У входа в склеп был обнаружен костяк собаки. В своей статье «Погребения в склепах «гурхана» Селитренного городища (по материалам раскопок 2004-2005 гг.)» Пигарёв Е.М. считает, что положение собаки у входа в склеп случайно маловероятно. Это может быть как ритуальным захоронением животного, так и естественной смертью у могилы хозяина. По строению и размерам череп животного напоминает овчарку (возможно среднеазиатская типа «алабай»). На черепе ярко выражены травмы, предположительно от клыков крупных животных, что может говорить о бойцовых качествах данного экземпляра.[3]
В фондах музея-заповедника хранятся несколько золотоордынских кирпичей – плинфы – с отчетливыми отпечатками собачьих лап. Пока мастера в Золотой Орде сушили кирпичи на свежем воздухе, или подготавливали партию к обжигу, по ним пробегали собаки. Но есть в коллекции и такие отпечатки лап, по которым видно, что они были сделаны специально – как будто кто-то захотел увековечить лапы своего четвероного «друга». Вот, что называется, история, запечатленная в глине.
Автор: Е.П. Казакова
Литература:
Рудая Н. Журнал «Коммерсантъ Наука» №2 от 06.06.2011, с. 56
Ртвеладзе Э.В., Саидова А.Х., Абдуллаева Е.В. Авеста «Закон против дэвов» (Видевдат). СПб., 2008. с. 198 – 211.
Цалкин В.И. Некоторые итоги изучения костных остатков животных из раскопок археологических памятников позднего бронзового века. «Краткие сообщения Института археологии». Вып. 101. 1964 г.
Пигарёв Е.М. Погребения в склепах «гурхана» Селитренного городища (по материалам раскопок 2004-2005 гг). // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т. II. // М.: ИА РАН, 2008. С. 503.
[1] Рудая Н. Журнал «Коммерсантъ Наука» №2 от 06.06.2011, с. 56
[2] Ртвеладзе Э.В., Саидова А.Х., Абдуллаева Е.В. Авеста «Закон против дэвов» (Видевдат). СПб., 2008. с. 198 – 211.
[3] Пигарёв Е.М. Погребения в склепах «гурхана» Селитренного городища (по материалам раскопок 2004-2005 гг). // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т. II. // М.: ИА РАН, 2008. С. 503.