Семейная обрядность астраханских цыган
Исследования национальных культур, основанные на анализе этнической ментальности и процессов социокультурной динамики, сейчас, в эпоху интенсивных межнациональных и межэтнических контактов являются очень актуальными. Особую значимость приобретает исследование понимания человека в этнической культуре. Изучение цыганской культуры, между тем, является мало затронутой сферой. Общее количество ромологических работ в разных странах остается небольшим, а многие научные вопросы ромологии по-прежнему неразработанны. Причиной этому явилась прямая связь положения науки о цыганах с социальным положением цыган, с их низким образовательным уровнем, а также закрытость цыганской культуры. По данным переписи населения 2010 г. в России насчитывается 205 тысяч человек, относящих себя к цыганам, примерно, 5,5 тысяч цыган проживает на территории Астраханской области, в самой Астрахани – не менее 2,6тысяч цыган и почти столько же в ближних пригородах. По сравнению, например, с переписью населения Астраханской области в 2002 г., когда было зафиксировано 4331 цыгана, можно отметить некий возрастающий рост цыганского населения. На данный момент на территории г. Астрахани находятся несколько поселений, фактически, это бывшие «таборы» «саксонских» цыган. Традиционными местами компактного проживания цыганского населения остаются окраинные районы с деревянной застройкой. Именно в таких условиях можно сохранить уклад цыганского быта. Их поселения входят в состав поселков Янго-аул и Свободный Ленинского района, район Мосстроя, больница имени С.М. Кирова, посёлок Морской) и ещё 2-3 в близких окрестностях.
Культура цыган ярка, своеобразна и весьма необычна. Этот народ превосходно сохранил свой древний язык индийского корня, звучащий так же и в Астрахани и в её окрестностях. Местные цыгане с гордостью сообщают, что «индийские фильмы в кино без перевода понимают».
Именно у цыган сохранилась в основе «первичная» этническая традиция, в России с переселением на Волгу в середине XX в. лишь вновь адоптированная и переработанная в контактах с новыми соседями. Важнейший принцип цыган – так называемый «ромáнипэ», примерно означающий сложные по расшифровке «цыганство по духу, чувству», «цыганский закон», «цыганские определённость и самосознание».
Говоря о традиционной культуре цыган, касаясь при этом семейной обрядности, важно затронуть религиозную составляющую, потому что,как и у каждой нации, у цыган есть своя шкала ценностей. Основными цыганскими ценностями, в порядке значимости, являются: семья и религия. Цыгане, проживающие на территории Астраханской области, обычно заявляют о себе как о православных христианах. Астраханские цыгане часто ходят в церковь. В Астрахани есть несколько приходов, где чаще всего можно встретить верующих православных цыган. Это Петропавловская церковь, находящаяся на посёлке Свободном, построенная в воспоминание о находившейся здесь некогда древней Воскресенско-Болдинской пустыни, Покровский кафедральный собор на Селенских Исадах, Храм Преображения Господня на Трусово. Православные цыгане всегда справляют Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Петров день, Преображение Господнее или как принято его ещё называть яблочный Спас, Успение Пресвятой Богородицы. Раньше у цыган считалось, что в первые девять дней поста нельзя было петь, плясать, ходить по вечерам в гости, мыться и расчёсываться. Имеются неясные данные о наличии у цыган и тайных верований, напоминающих индийские. Дело в том, что изначально верования цыган были языческими, но за многие века своих странствий они ассимилировали многие языческие и неязыческие: (иудейские и христианские) учения и верования. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что у предков цыган, представляющих собой арианизированное коренное население северо-западной Индии, причислявшиеся к кастовой системе древней Индии к варне шудра или даса, несомненно, до их миграции в начале Iтысячелетия на запад, существовал наряду с агамическими культами, например, культ Шивы. Где бы на своём пути цыгане ни останавливались, они - хотя бы внешне усваивали религиозные воззрения своих непосредственных соседей, чтобы не вступать с ними в конфликт. В каждой стране цыгане, живущие там не одно столетие, исповедуют местную религию. Цыгане севера рассказывали, что бывало не оказывалось икон, тогда обходились без неё, вспоминая своих старых богов. Брали таз и молились, стоя на коленях солнцу. Молились также и луне. А если молились иконе, то не сразу стали ей придавать должное значение. Вместе с тем данные цыганского языка приводят к мысли, что у предков современных цыган издавна существовала идея единого бога-создателя, Бога-отца, и что именно эта идея, а не форма исповедания, является важнейшей для цыган и определяет их веротерпимость и уважительность по отношению к любой форме религии. Российские рома до наших дней сохранили набожность, которой не коснулась борьба с религией в годы советской власти. Но среди астраханских цыган можно встретить не только христиан, но и мусульман. Начиная с 1991 г., и с новой активной волной с 2001-05 гг. на улицах Астрахани появились таджикоязычные цыгане – мусульмане - сунниты с гражданством Узбекистана (из окрестностей г. Термéз). Это были так называемые «люлû, льолû», таджикские «джугû», что означает «кочевники, бродяги, артисты». Их самоназвание «мугáты», от арабского - «язычники, маги». Они более смуглые, многие женщины имеют характерную татуировку на лице, носят восточные одежды.Взаимодействие цыганских групп и местного, преимущественно русского, населения выделяло из общей массы «своих» цыган. «Наши цыгане» всегда хорошо были известны жителям деревень так же как и цыгане отлично знали отдельные семьи и «особенности» гостеприимства того или иного населенного пункта и даже дома. Самая распространенная модель цыганской семьи - «расширенная трехпоколенная семья». Современные нуклеарные семьи составляют около четверти всех исследованных цыганских семей. Как правило, отделившиеся от отца старшие сыновья с семьями селятся рядом, в результате чего образуется родственное поселение.Основу социальной организации и у оседлых, и у «кочевых» традиционно составлял род с патрилинейным десцентом. Мобильная община (табор) представляла собой один или несколько большесемейных коллективов, как правило, состоящих в родстве, хотя могли объединиться и представители разных родов, принадлежащих к одной этнической группе цыган. К табору также могли примыкать отдельные нуклеарные семьи или одиночки. При переходе к оседлой жизни эта община поселялась в одном месте, и вместо шатров ставились дома.Традиционно в цыганских семьях рождалось большое количество детей, что, как и у других народов, было обусловлено высокой детской смертностью. В ХХ веке уровень рождаемости среди населения стран Европы постепенно начал снижаться с развитием медицины, а также в связи с изменением структуры традиционной патриархальной семьи. Снижение рождаемости у цыган началось позже, после перехода к оседлости и с увеличением доступа к медицинскому обслуживанию. Но это снижение произошло не сразу, а на протяжении одного-двух поколений: переписи населения 1959 – 1980 годов показывают рост цыганского населения СССР в два раза. В более позднее время количество детей в цыганских семьях уменьшилось. Так, если в 40–50-х гг. часто встречались семьи с 7–10 детьми, то в наше время редко встретишь семью, где больше 3–4 детей. В городских обеспеченных семьях у семейных пар от сорока лет и ниже, сейчас чаще всего в семье два ребенка.
Большое значение имеет в цыганской семье этикет и комплекс так называемой семейной обрядности, состоящий из примет и обычаев. У большинства цыган действует очень сложный этикет, состоящий из правил поведения, зависящих от пола и возраста человека. Так, в гостях и на праздниках женщины обычно сидят отдельно от мужчин: по разным сторонам стола, за разными столами или даже в разных помещениях. Представителям младших возрастных категорий обычно запрещается употреблять алкогольные напитки при представителях старших возрастов или же предписывается спрашивать их разрешения. При этом имеет значение не фактический возраст, а разница в возрасте и семейное положение. Со стороны женщины считается невежливым проходить перед мужчиной, если можно обойти его сзади, и стоять спиной к мужчине, если он сидит. Гостя, по этикету, полагается накормить. Отказываться от угощения невежливо. Кроме того, считается, что в гости надо приходить с «гостинцем». Когда в семье рождался ребёнок, с утра другая женщина обходила дома с водой, окропляя их, а цыгане бросали её в ведро деньги. Роженица не должна была трогать посуду, ела отдельно в течение двух недель. Младенца не принято пеленать на столе, потому что на стол кладут покойника. У православных цыган, когда крестили мальчика, давали ему имя крёстного отца, а когда крестили девочку, давали её имя крёстной матери. У цыган родовое имя и фамилия, записанная в паспорте, чаще всего не совпадают. Это связано с системой двойных фамилий, а нередко и имен у цыган. Реальная родовая фамилия часто остается известной в цыганской среде (ее указывают на надгробиях), а в паспорте пишется фамилия, принятая среди окружающего населения, часто случайная, так как ей не придается значения. Чтобы ребёнка никто не сглазил, его обвязывают красной лентой. Зачастую детей сватали ещё в младенчестве.Ранее существовал обычай брать в семью будущую невесту с согласия ее родителей еще в возрасте 9-10 лет, и по достижению возраста 13 -15 лет, играли свадьбу. Обычай обмена невестами, это когда одна семья отдавала дочь-невесту и брала сестру жениха в жены для своего сына, был выгоден для обеих сторон, и избавлял семьи от надобности выкупа. Попасть на цыганскую свадьбу сложно, хотя бы, потому что на нее заранее никого не пригашают, не принято, а вдруг по каким-то причинам свадьба расстроится. О свадьбе знают самые приближенные. Обычно жених и невеста приглашают гостей на свадьбу именно в день свадьбы.
Во внутреннем убранстве домов современных цыган остаётся в основе традиционная система. Жилище цыган представляет собой одну большую комнату без всяких перегородок и без мебели, не считая трюмо, тумбочки под телевизор и низкого стола для еды. Среди стариков до сих пор бытует презрительное отношение к мебели, считается, что она человеку не нужна. Постель застилают большим количеством перин, подушки возвышаются большой горой чуть ли не до самого потолка. Сохранилась привычка считать самое высокое место «чистым», поэтому вещи гостей хозяева почтительно пытаются убрать повыше, например, на шкаф .
Раньше считалось, что одежда женщины не чистая, кроме фартука. Женщина могла нарочно коснуться краем юбки мужчины во время ссоры, чтобы опоганить его. Когда роняли на землю вилку или ложку, потом не использовали их больше. Многие цыганские поверья актуальны и до наших дней и являются частью традиционной стороной семейной обрядности.
Список литературы:
1. Андронникова, И.М. Эволюция жилища русских цыган. // Советская этнография. М. 1971
2. Андроникова И.М. Закономерности расселения русских цыган в связи с их миграциями // Язык цыганский весь в загадках: Народные афоризмы русских цыган из архива И.М. Андрониковой. СПб.: 2006.
3. Бекленд, Р. Цыгане. Тайны жизни и традиции– М.: Изд-во «Фаир-Пресс», 2003 г.
4. Брук С.И. Демографические и этнодемографические проблемыв СССР /Этносоциальная ситуацияв Индии и СССР. – М., 1993.
5. Викторин В.М. Цыгане (автор.цикла. «Кто мы, астраханцы ? – У этнической карты области») // Астраханские ведомости. Обл. газета. № 42 (198). 1994, 20 октября – С. 6.
6. Викторин В.М. Цыгане// Этноконфессиональный справочник г. Астрахани-Астрахань. Администрация города. 2014 г. (в печати)
7. Виноградов В. В. «Наши цыгане» // Живая старина, 2008, № 2.
8. Деметр Р.С, Деметр П.С. Образцы фольклора цыган-кэлдэрей.-М.:1981
9. Иосиф, (Марьян). Астрахань. Храмы и монастыри – Астрахань. 2002 г.
10. Лекса Мануш. Культ Шивы и цыгане.// Советская этнография. 1979 №6.
11. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oblstat.astranet.ru/news/vpn.htm
12. Сеславинская М.В. К истории «большой цыганской миграции» в Россию: социокультурная динамика малых групп в свете материалов этнической истории-М.:2005 г.
13. Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Антропология социокультурного развития цыганского населения России. М., 2011
14. Трофимова К.П. Космологические элементы в религиозных представлениях цыган
15. Храмцовская, Л. Обычаи. Цыганская свадьба [Текст] // Волга. 2008. 16 января.
16. Цветков Г.Н. История и социальное развитие цыган-ловаря // Науковізаписки. Т.
15. Тематичнийвипуск «РомиУкраини: ізминулого в майбутнє». Київ: Інститутукраїньскоїархеографії та джерелознавстваім