Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Сакральное значение казахских ювелирных украшений
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Сакральное значение казахских ювелирных украшений

Сакральное значение казахских ювелирных украшений

7 февраля 2014 Просмотров: 400

Казахские женские ювелирные украшения выполняли не только эстетическую функцию, но и сакральную. Ювелирное дело в отличие от других видов казахского прикладного искусства, имевших характер домашних промыслов, носило профессиональный характер, что предопределялось спецификой производства. Казахские ювелиры (зергеры) работали в одиночку, передавая своё мастерство по наследству. Основным материалом для работы было серебро. Этот металл считался благородным, ему приписывались и некоторые магические свойства. Например, раньше были уверены, что серебро защищает от колдовства, сглаза, дурных влияний и злых духов. Издревле оно использовалось в амулетах, которые должны защищать людей, дома и строения. Многие придерживались мнения, что серебро способствует открытию так называемого третьего глаза и проявлению сверхспособностей человеческого организма. Серебро называли символом душевной чистоты, девственным металлом. Создавая массивные украшения их щедро обрамляли натуральными камнями: яшма, аметист, сердолик, бирюза, халцедон и кварцы. Применялись и кораллы с перламутром. Вставные камни осмысливались как всевидящее стерегущее око и наделялись чудодейственной силой. Существовало мнение, что жемчуг лечит бельмо, коралл оберегает от порчи и наговора, янтарь лечит зоб, перламутр защищает от злого языка и одновременно способствует жизненному благу, бирюза приносит счастье. Наибольшей же популярностью пользовался сердолик, считавшийся камнем благоденствия и радости. У казахов, также как у других кочевых народов, бытовало множество легенд, связанных с эти камнем. Степняки верили, что сердолик может охранять от дурного глаза, бесплодия женщин, кроме того, этот «солнечный камень» мог возвратить стареющим людям силы молодости и постоянно доброе расположение духа.Основной техникойизготовления ювелирных украшений выступала скань. Получается скань от скручивания, ссучивания двух проволочек, образующих "веревочку". Туго скрученная проволока смотрится особенно эффектно, напоминая ряд плотноуложенных зернышек. Дополняется скань зернью, т. е. маленькими шариками, делающими изделие еще более красивым. Скань изготовляют из чистых металлов - золота, серебра, меди, обладающих хорошей вязкостью, мягкостью, пластичностью. Не менее распространённой техникой была чернь-художественная обработка металла, при которой гравированный на нём рисунок заполняется чёрным матовым сплавом из серебра, меди, серы. Количество украшений и их декоративная насыщенность зависели от возраста. Важной деталью в колоритном наряде казашки были серьги. Они считались древнейшим оберегом, поэтому носили их с раннего детства и на протяжении всей жизни. Казахским девочкам прокалывали уши с 3-5 лет и надевали скромные серёжки, а с 12 лет набор женских украшений становился разнообразным, т.к. именно с этого возраста девушка начинала считаться совершеннолетней. Особо желанными являлись плоские серьги разных форм. Постоянно носимыми стали изящные филигранные серьги «лунницы», «салпыншак сырга» в виде двухъярусной подвески с густой проволочной бахромой, звучные «конырау» (бубенчики), серьги со вставными камнями. Многочисленными в наборе женских украшений были кольца. Каждая женщина носила одновременно по 3-4 кольца, считалось, что эти ежедневные украшения уберегут приготовленную пищу, сделают ее чистой. Казахские ювелирные украшения, это еще и округлые, либо четырехгранные браслеты, тонкие, цельнолитые или объемные, на них обязательно наносилась позолота и инкрустация камнями. Свой первый браслет девушка получала от жениха, и это являлось свидетельством того, что девушка сосватана. В первый год замужества до рождения ребенка ювелирные изделия несли в себе смысл плодородия и большого потомства. Это выражалось в стилизованных изображениях плодов и семян. Постепенно с возрастом украшения женщин становились более простыми. Упрощались и украшения рук, парные браслеты-блезик сменялись более скромными. Например, браслет, который носили зрелые женщины назывался жумыр-блезик, и сделан был в форме закругленного куска из серебра, концы которых имели форму головы змеи, который считался оберегом от злых сил. Другим видом украшения для женщин пожилого возраста, является массивные перстни с шинками на два пальца-кудагижузык, кольца свах, который символизировал соединение жизней двух молодых людей. Такие перстни обычно дарила сваха свекрови невесты. Этот подарок символизировал покровительство и доброе отношение к молодой невестке.

Автор Н.В. Лосева

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!