Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Развитие водного транспорта на территории Нижнего Поволжья
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Развитие водного транспорта на территории Нижнего Поволжья

Развитие водного транспорта на территории Нижнего Поволжья

5 февраля 2014 Просмотров: 409

Древнейшим пассажирским транспортом международного сообщения по праву можно назвать речной. До появления железных дорог речной транспорт играл основную роль в обеспечении перевозок. По водным путям страны перевозились в огромных количествах лес, хлеб, нефть и т.д.

Волга с её притоками была основной артерией страны: на её долю приходилось около 60% водных речных перевозок Европейской части России.

Во второй половине XIX в. Появляются первые регулярные пассажирские линии, связавшие крупные города Поволжья: Рыбинск, Ярославль, Нижний Новгород, Кострому, Казань, Астрахань, Саратов, Царицын, а также каспийский порт Баку. Первый речной пароход на Волге появился в 1817 г. Он был построен на Пожевском заводе, в 150 км выше Перми, на реке Каме. Первый пароход, начавший совершать регулярные рейсы, появился на Волге в 1845 г. Принадлежал он обществу «Пароходство на Волге», которое приобрело его и дало ему наименование «Волга». В 1856 г. при Морском министерстве был создан Комитет для развития торгового флота содействовавший организации русских пароходных компаний. На Каспийском море получили развитие пароходные компании, связанные, в частности, с перевозками нефти по водным путям, которые начались в России с 1873 г. – намного раньше, чем в других странах. В 1878 г. вступил в строй первый в мире танкер «Зороастр» грузоподъёмностью 15000 пудов (около 250 т) и скоростью хода около 10 узлов. В конце XIX столетия был построен пароход «Редедя, князь Косогский» (позднее «Степан Разин»), имевший мощность механизмов 2000 индикаторных сил и водивший на буксире до 40 не особенно крупных барж, растягивающихся за пределы видимости на реке. Это был крупнейший буксировщик того времени.

Астрахань с начала нефтеперевозок являлась важным транзитным пунктом. За рубежом перевозки нефти наливом в судах получили наименование «русский способ». К концу XIX века на Каспии функционировали нефтеналивные пароходные товарищества «Бр. Нобель» и «Восточное общество товарных складов», занимавшееся преимущественно перевозкой нефти. Кроме того, имелось и самое крупное на Каспии сухогрузное пароходное общество «Кавказ и Меркурий». Суда этого и других акционерных обществ играли важную роль в зарождении и развитии судоходства. В Каспийском бассейне долгое время имел большое значение парусный флот. В 1883 г. к Астраханскому порту было приписано 115 пароходов и 1233 парусника.

В фондах музея-заповедника имеется большая интересная коллекция макетов и моделей речного и морского транспорта периода XIX–XX вв. – макеты приёмотранспортных судов (построенных на судоверфи им. Кирова), буксиры – толкачи, прорези для транспортировки живой рыбы, сухогрузные баржи для перевозки соли, макеты судов для пассажирских перевозок, прогулочных катеров: трамвайчик, судно на воздушной подушке «Зарница» (построенное на заводе им. Урицкого), макет первого парохода на Волге – «Волга», модель первого в мире дизельного электрохода «Сармат»; модель первого парового баркаса «Калмычок» - построенный на заводе Муравьёва в Астрахани; модель землесоса «Память Лианозова» и др. В коллекцию парусного флота входят модели рыболовных судов (рыбницы, стойки, сейнеры). В фондах музея–заповедника есть прекрасные фотографии судов, курсирующих по Волге и Каспийскому морю, а также имеются открытки с изображением речного и морского транспорта.

Макеты судов речного и морского транспорта, участвовавших в развитии экономики Астраханской области, будут представлены в новых экспозициях музея–заповедника.

Автор Н.В. Доронина

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!