Развитие водного транспорта на территории Нижнего Поволжья
Древнейшим пассажирским транспортом международного сообщения по праву можно назвать речной. До появления железных дорог речной транспорт играл основную роль в обеспечении перевозок. По водным путям страны перевозились в огромных количествах лес, хлеб, нефть и т.д.
Волга с её притоками была основной артерией страны: на её долю приходилось около 60% водных речных перевозок Европейской части России.
Во второй половине XIX в. Появляются первые регулярные пассажирские линии, связавшие крупные города Поволжья: Рыбинск, Ярославль, Нижний Новгород, Кострому, Казань, Астрахань, Саратов, Царицын, а также каспийский порт Баку. Первый речной пароход на Волге появился в 1817 г. Он был построен на Пожевском заводе, в 150 км выше Перми, на реке Каме. Первый пароход, начавший совершать регулярные рейсы, появился на Волге в 1845 г. Принадлежал он обществу «Пароходство на Волге», которое приобрело его и дало ему наименование «Волга». В 1856 г. при Морском министерстве был создан Комитет для развития торгового флота содействовавший организации русских пароходных компаний. На Каспийском море получили развитие пароходные компании, связанные, в частности, с перевозками нефти по водным путям, которые начались в России с 1873 г. – намного раньше, чем в других странах. В 1878 г. вступил в строй первый в мире танкер «Зороастр» грузоподъёмностью 15000 пудов (около 250 т) и скоростью хода около 10 узлов. В конце XIX столетия был построен пароход «Редедя, князь Косогский» (позднее «Степан Разин»), имевший мощность механизмов 2000 индикаторных сил и водивший на буксире до 40 не особенно крупных барж, растягивающихся за пределы видимости на реке. Это был крупнейший буксировщик того времени.
Астрахань с начала нефтеперевозок являлась важным транзитным пунктом. За рубежом перевозки нефти наливом в судах получили наименование «русский способ». К концу XIX века на Каспии функционировали нефтеналивные пароходные товарищества «Бр. Нобель» и «Восточное общество товарных складов», занимавшееся преимущественно перевозкой нефти. Кроме того, имелось и самое крупное на Каспии сухогрузное пароходное общество «Кавказ и Меркурий». Суда этого и других акционерных обществ играли важную роль в зарождении и развитии судоходства. В Каспийском бассейне долгое время имел большое значение парусный флот. В 1883 г. к Астраханскому порту было приписано 115 пароходов и 1233 парусника.
В фондах музея-заповедника имеется большая интересная коллекция макетов и моделей речного и морского транспорта периода XIX–XX вв. – макеты приёмотранспортных судов (построенных на судоверфи им. Кирова), буксиры – толкачи, прорези для транспортировки живой рыбы, сухогрузные баржи для перевозки соли, макеты судов для пассажирских перевозок, прогулочных катеров: трамвайчик, судно на воздушной подушке «Зарница» (построенное на заводе им. Урицкого), макет первого парохода на Волге – «Волга», модель первого в мире дизельного электрохода «Сармат»; модель первого парового баркаса «Калмычок» - построенный на заводе Муравьёва в Астрахани; модель землесоса «Память Лианозова» и др. В коллекцию парусного флота входят модели рыболовных судов (рыбницы, стойки, сейнеры). В фондах музея–заповедника есть прекрасные фотографии судов, курсирующих по Волге и Каспийскому морю, а также имеются открытки с изображением речного и морского транспорта.
Макеты судов речного и морского транспорта, участвовавших в развитии экономики Астраханской области, будут представлены в новых экспозициях музея–заповедника.
Автор Н.В. Доронина