Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Прямо по курсу (Компас)
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Прямо по курсу (Компас)

Прямо по курсу (Компас)

3 июня 2014 Просмотров: 298

Освоение северных морей русскими мореплавателями ведет свое начало с XI в. В конце XV–начале XVI в. корабли ходили вокруг Скандинавии, в Данию и Испанию.

Заметки путешественниковсообщают нам о том, что магнитный компас русские мореходы начали применять уже в XIII–XIV вв. По некоторым сведениям, в XIV–XV вв. поморыпользовались небольшими компасами в виде коробочки из кости или дерева диаметром около 5 см. В центре коробочки на шпильке помещалась намагниченная игла. Такой компас поморы называли «маткой» и носили его в специальном кожаном мешочке.

В конце XVII в. изготовление компасов было налажено в Воронеже. Изготовление компасов начинается и в основанной Петром I Адмиралтейской верфи. Работы велись вручную, а качество компасов зависело от опыта мастеров. С этой целью Петр приглашал специалистов из-за границы. Кустарное изготовление компасов не могло удовлетворить быстро растущий флот, и в 1721 г. при Адмиралтейской верфи начинает свою работу инструментальная мастерская по изготовлению компасов и других точных приборов.

Для контроля за правильностью работы, судовые компасы ежегодно после окончания компании сдавали в мастерскую для проверки.

В 1732 г. производством компасов и контролем за их установкой и использованием занималась специальная компасная мастерская, размещавшаяся в Главном Адмиралтействе. Позже работы с компасами стала также осуществлять и мастерская математических и физических инструментов, учрежденная в 1752 г.

Кроме Петербурга компасы продолжали изготавливать и в мастерских Архангельского порта. Здесь работали отличные мастера компасного дела, которые не только копировали зарубежные образцы, но и пытались изобрести свои.

В целях улучшения качества компасов в 1804 г. было принято решение сосредоточить их производство в одном месте — мастерской мореходных инструментов.

В 1806–1809 гг. для объединения производства всех морских инструментов было организовано Паноптическое инструментальное заведение, просуществовавшее до 1858 г. после чего вошло в состав учреждений Гидрографического департамента. К этому периоду в мастерской делались новые инструменты для строящихся судов, в том числе и судовые компасы разных систем с осветительными приборами.

М.В. Ломоносов впервые разработал систему установки компасов на корабле.Им было изобретеномножество новых приспособлений, в частности,создана конструкция компаса-самописца, автоматически регистрирующего отклонения корабля от заданного курса (к картушке с помощью легкого обруча прикреплялся карандаш, который регистрировал на перемещаемой посредством часового механизма бумажной ленте линию курса).

Наиболее значительные работы по магнитно-компасному делу были выполнены офицерами русского флота, положившими начало отечественной школы компасного дела, И. П. Белавенцом (1829–1878) и И. П. Колонгом (1839–1901). С образованием компасной обсерватории и началом работы в ней двух выдающихся ученых, центр научных изысканий и практических работ по магнитным компасам переместился в Россию.

В экспозиции музея вы также можете увидеть судовой компас начала ХХ в. Компас представляет собой круглый прибор, подвижно закрепленный в деревянном корпусе с крышкой. Внутри металлического цилиндра со стеклянной крышкой наклеен картонный диск имеющий шкалу с разметкой по 10˚ и стрелками указывающими направлениями, при этом вместо стрелки «север» изображен якорь с тросом. Вокруг выступа надпись с именем собственника магазина, где в 1908 г. и был приобретен компас – «Булахтинъ П.И. старшiй». Сам магазин Булахтинабыл открыт еще в 1877 г., находился в Астраханена Никольской улице в доме Абкарова и занимался продажей «часов, золотых и серебряный вещей, швейных машин, биноклей, барометров, музыкальных инструментов и струн».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!