Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Произведения мелкой фарфоровой пластики на выставке «Красота спасёт мир»
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Произведения мелкой фарфоровой пластики на выставке «Красота спасёт мир»

Произведения мелкой фарфоровой пластики на выставке «Красота спасёт мир»

5 июля 2019 Просмотров: 425

В собрании Астраханского государственного объединённого историко-архитектурного музея-заповедника насчитывается более 500 произведений отечественной и зарубежной мелкой фарфоровой пластики. Большая часть коллекции представлена продукцией частных фарфорово-фаянсовых заводов России и датируется XIX-началом XX вв.

Особый интерес представляют изделия фарфорового завода Гарднера, который являлся основным поставщиком фарфоровой пластики на отечественном рынке, особенно в первой половине XIX в. Как известно, отдельные модели гарднеровской пластики, в большей степени, относимые к раннему периоду деятельности завода, были выполнены в традициях рококо и ориентированы на западноевропейские образцы. Как правило, за основу брались изделия знаменитого немецкого мейсенского фарфора, который, по сути, являлся родоначальником мелкой фарфоровой пластики в Европе и ещё долгое время задавал моду на различные этапы развития в этом виде декоративно-прикладного искусства. В наиболее популярных и ценимых русскими покупателями моделях менялись различные атрибуты, отчего иноземный образ становился ближе и понятнее. Примечательно, что некоторые гардеровские произведения мелкой фарфоровой пластики, находящиеся в коллекции Астраханского музея, не имеют общеизвестных аналогов, представленных в каталогах и на аукционах. Один из таких редких экспонатов можно увидеть на открывшейся в середине июню 2019 г. временной выставке «Красота спасёт мир». Это фигура «Пожилая женщина с шалью», выполненная из керамического материала на фабрике Гарднера в Москве. Изделие отличается характерной пластической разделкой подножия, тщательностью выполнения аксессуаров одежды и особыми приемами моделировки лица – небольшой двойной подбородок, крупные глаза с рельефно промоделированным верхним веком. Представленная модель, вероятнее всего, является точным или вариативным повторением образцов немецкого фарфора.

В отдельный ряд можно отнести фарфоровые и фаянсовые пасхальные сувениры. В XIX в. декоративные пасхальные яйца прикалывали к одежде или носили на цепочке в виде миниатюрного кулона, выполненного, как правило, из кварца. В России получила развитие традиция ежегодно дарить дочерям по подвесочке в виде пасхального яйца. Подвесочки крепилась на золотую цепочку и к совершеннолетию получалось полноценное драгоценное колье. Сувенирами в виде пасхальных яиц украшали дом, используя как подставку для крашеных яиц, декоративную вазочку для цветов или же подвешивая на красивых лентах в красный угол. Несколько пасхальных сувениров можно увидеть на выставке. Никого не оставит равнодушным пасхальный сувенир из бисквита в виде зайца в поварском колпаке и халате, держащего за уши зайчонка. Пасхальный заяц (кролик) в культуре некоторых стран Западной Европы и США является таким же неотъемлемым атрибутом пасхальных праздников, как и крашеное яйцо. По немецкой традиции пасхальный заяц на праздник оставляет в подарок послушным детям гнездо с разноцветными яйцами. Возникновение этой традиции немцы относят к XIX в., объясняя её тем, что хотелось добавить какого-то сказочного момента. Не хотелось думать, что такие красивые яйца может нести обыкновенная курица, поэтому в разных странах появление пасхальных яиц стали приписывать различным персонажам. Так по поверьям в Гессене пасхальные яйца несла лиса, а в Баварии кукушка, тогда же, видимо, появился немецкий пасхальный заяц.

Автор: Н.В. Власова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!