Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник О живописи в закомарах Успенского кафедрального собора Астраханского кремля
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. О живописи в закомарах Успенского кафедрального собора Астраханского кремля

О живописи в закомарах Успенского кафедрального собора Астраханского кремля

6 марта 2018 Просмотров: 385

Примечательной особенностью Успенского кафедрального собора (Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы) Астраханского кремля является декоративно-художественное решение наружного убранства фасада – это кружевная резьба по камню, лепнина, монументальная фасадная роспись. Зодчие прошлого – мастера каменной и кирпичной работы, резчики, лепщики, плотники, художники совместно работали над единством художественного облика храма. Все эти декоративные элементы архитектуры создают акцент, придают постройке важное художественное значение, подчеркивая его особенность и характер.

Традиция украшать фасады храмов и монастырей, каменных построек гражданской архитектуры во многом отражает мастерство народного искусства, а так же повествует о художественном сознании той или иной эпохи. Строительство Успенского кафедрального собора пришлось на конец XVII – нач. XVIII вв., когда в декорации стен фасадов храмов XVII в., идущей от деревянной резьбы, добавлялись западные мотивы: порталы, балясины, полуколонны и многие другие архитектурные элементы.

Величественную высоту храма, его четкие геометрические формы гармонично подчеркивают арки - закомары с монументальными росписями, которые плавно завершают верхнюю часть здания, изящно дополняя общую архитектуру. Они устроены ниже кровли храма арки на все четыре стороны по три арки с каждой стороны, в них были написаны живописью священные изображения. Именно росписи в полукружьях закомар (так в архитектуре называют полукруглые завершающие поверхности стен на фасадах) в ансамбле Успенского собора, прежде всего, обращают внимание, на себя при общем взгляде на собор. Древнерусская живопись на протяжении нескольких веков разрабатывала и использовала язык символов, через них прихожане постигали самые сложные богословские идеи. Русский историк византийского и древнерусского искусства Никодим Павлович Кондаков писал: «Храмы украшались с расчетом на то, что толпы толкующегося возле них в праздник народа найдут и время, и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением».

При детальном рассмотрении живописи в закомарах мы видим сцены из двенадцати библейских сюжетов, соответствующих двенадцати главным православным праздникам. На восточной стороне: Сошествие святого Духа на Апостолов, Успение Божией Матери и Покров Заступницы, Владычицы мира; на южной – Рождество Христово, Богоявление Господне и Нерукотворный образ Спасителя; на западной – молящийся Иисус в вертограде, его распятие и положение во гроб; на северной – Преображение Господне, Воскресение Христово и Его Вознесение на небо. Живописные композиции строги и выразительны, цветовая гамма сдержана и спокойна, при этом передает настроение торжественного момента. Лики святых имеют земной образ - это передано в объемности фигур и одежды. Художниками так же уделялось большое внимание к проработке деталей и передаче перспективы. В некоторых сценах изображен пейзаж и животные, которые тоже переданы в реалистичной манере. Стенопись создана в свободной манере, но позаимствовала стилистику Строгановской школы иконописи, сложившейся в конце XVI века и получившей развитие в XVII веке, а также по манере исполнения соответствует Академическому письму XVIII столетия.

Авторы представленной живописи в закомарах Успенского собора остались неизвестны, их имена не сохранились в письменных источниках. Можно лишь только говорить, что художники были большими мастерами прошлого, они уверенно владели рисунком и живописными приемами. Возможно, они из числа мастеров – иконописцев, «подряженные» из других губерний, которые, как и казанские «посадские люди» Никифор Попов с товарищами Иваном Андреевым, домовым иконописцем Григория Дмитриевича Строгонова, и нижегородским иконописцем Василием Романовичем Бобылевым в 1704 г. прибыли в Астрахань писать иконы для иконостаса Успенского собора.

Представленная роспись за многолетнюю историю неоднократно реставрировалась, предварительно исследовалась и изучалась художниками-реставраторами. Благодаря таким работам живопись сохранилась до наших дней, хотя в советское время предпринималась попытка закрасить эти библейские сюжеты. С 1974 г. на протяжении нескольких месяцев шла работа над реставрацией монументальных росписей в закомарах собора. Группа московских художников-реставраторов под руководством опытного архитектора-реставратора Владимира Ивановича Федорова вела тщательную работу сначала над подготовкой, расчисткой, а затем и над восстановлением красочного слоя древней живописи. В газете «Волга» за 1975 г. есть небольшая статья «Вечная гармония» (автор А.С. Марков), где В.И. Федоров рассказывает о процессе реставрационных работ на Успенском соборе: «Первая живопись в закомарах была сделана в 1710 году сразу же после перестройки Успенского собора. Но уже через несколько лет живопись стала шелушиться и в середине XVIII века ее счистили скребками и переписали заново по оставшемуся контуру, используя клеевые, темперные краски». Остается только представить, как технически сложно было работать в то время художникам-иконописцам: на высоте, на открытом воздухе, без современного оборудования.

В XIX – начале XX вв. живопись в закомарах пожухла и утратила красочный слой, её шпаклевали и восстанавливали росписью масляными красками. В 1975 г. перед реставраторами стояла задача: какой слой сохранить, положить в основу реставрационных работ. Так была зачищена живопись позднего времени, к восстановлению сохранили живопись середины XVIII в.

Сегодняшние образцы в закомарах - это результат реставрации, проводимой к юбилею города Астрахани 450-летию в 2008 г. специалистами из г. Санкт-Петербург ООО «Возрождение Петербурга». В процессе восстановительных работ реставраторы сохранили исторические участки росписи так, что отличить старое от нового совсем не просто, утраченную живопись повторили в старинной технике с использованием яичной темперы и минеральных пигментов.

Конечно, со временем наружная стенопись с живописными сюжетами претерпела ряд изменений в основном по климатическим причинам - частично обсыпался красочный слой, потрескался грунт, выгорел на солнце изобразительный ряд. Но все же, несмотря на это, живопись с ликами святых вот уже три столетия бережно сохраняется, являясь переходным звеном между храмом и внешним миром. В разное время происходили изменения в росписях, дополнялись или удалялись некоторые детали композиции, но в своей основе сюжеты стенописи и ее каноны остались неизменными и по настоящий момент.

Сегодня можно говорить об уникальности не только архитектурного ансамбля Успенского кафедрального собора Астраханского кремля в целом, но и об уникальности фасадной росписи так гармонично ее украшающей на долгие-долгие века.

Автор: К.Ф. Сафаргалеева


Список источников и литературы:

Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси: Кн. Для чтения. М., 1981

Астраханские Епархиальные Ведомости 1880 г. №20. С. 311-312

Волга 1975 г.

Крепость. Путешествие в Каспийскую столицу. Астрахань, 2009. С. 135-139.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!