Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник «Навсегда в истории волжского флота …»
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. «Навсегда в истории волжского флота …»

«Навсегда в истории волжского флота …»

18 марта 2016 Просмотров: 364

В 2016 г. исполняются юбилейные даты со времени постройки двух волжских кораблей, экипажи которых проявляли мужество и героизм в мирное и военное время. Модели этих судов бережно хранятся в фондах Астраханского музея-заповедника. Это – пожарный пароход «Астрахань» и буксирный пароход «Сократ». Модели были изготовлены в двадцатом столетии астраханскими судомоделистами и не раз экспонировались на выставках в филиалах музея. Например, выставка «Суда на Волге» в музее истории города и выставка «Астраханский тыл – фронту» в историко-архитектурном комплексе «Астраханский кремль», открытие которой было приурочено к 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Они привлекли внимание многих посетителей. История этих судов богата и интересна и постоянно пополняется новыми фактами.

В 1901 г., 115 лет назад, в Финляндии, специально для нашего города был построен пожарный пароход «Астрахань» по заказу Министерства путей сообщения. Пароход обладал свойствами ледокола, пожарного и спасательного судна. Разработчиком проекта являлся инженер Алексей Иванович Одинцов, который в свое время, в апреле 1894 г. выступил на заседании военного и морского отдела Императорского русского технического общества с докладом «О ледокольных пароходах и применении к ним нефти как топлива и балласта». В своем сообщении автор привел описания первых отечественных ледокольных буксиров в портах и предлагал в дальнейшем строить ледокольные суда с нефтяным отоплением. Доклад был опубликован в журнале «Русское судоходство» в 1894 г. в № № 7 и 8. Одинцов мечтал совместить в задуманном корабле речное и морское судно. Проект осуществила акционерная судоверфь в Гельсингфорсе. Судно было необычного вида: высокий корпус, вместо привычных гребных колес – винты, острый нос таранной формы. Он имел малую осадку для работы в районе Астраханского рейда с глубинами 1,4–2,7 м. Балластные цистерны позволяли в широких пределах менять дифферент (наклон судна в продольной плоскости) судна. Для работы во льду штевни (штевень – толстый вертикальный брус, составляющий основание кормы или носа корабля) были выполнены из кованой стали. Как пожарное судно пароход оборудовали 2 помпами, производительностью 1200 т/ч и 6 пожарными стволами, наконечники которых располагались по всему судну (2 больших и 4 малых). Как спасатель он имел буксирное устройство, спасательные тюфяки, нагрудники для гребцов и спасательные круги. Длина корпуса составляла 45,34 м., ширина – 6, 99 м. Система связи на судне осуществлялась через переговорные трубы. Запаса топлива могло хватить на 3 суток. Судно имело два якоря, стальные и пеньковые канаты, восемь световых сигнально-отличительных фонарей (круговой, топовый, бортовой зелёный, красный, кормовой) и два прожектора. У корабля был свой собственный путейный дебаркадер. «Астрахань» входила в речную пожарную полицию, созданную в 1898 г. в связи с участившимися пожарами на речных и лесных пристанях в Астрахани. Тушение пожаров было всегда сопряжено с большим риском. Так, 20 июля 1910 г. при тушении пожара, в котором участвовала «Астрахань» погиб один из пожарных, упав в горящий трюм. В годы Великой Отечественной войны, в 1942 г., экипажу пришлось тушить серьезный пожар после немецкой бомбежки на нефтебазе в Трусовском районе г. Астрахани. Своему кораблю за всю его длинную жизнь были преданы и члены команды и капитаны. Последним из них был Александр Иванович Мартынов, прослуживший в этой должности почти 10 лет. В 1965 г. корабль был выведен из эксплуатации, разрезан на металл на судостроительно-судоремонтном заводе им. Ленина.

125 лет назад, в 1891 г., на заводе Устина Курбатова в Нижнем Новгороде был построен буксирный пароход «Сократ». По своим техническим характеристикам он не выделялся среди других судов на Волге того времени, но в историю волжского флота вошел. Его длина достигала 51,80 м., ширина – 15,80 м. Судно имело клепаный корпус, разделенный на шесть водонепроницаемых перегородок. Два котла обеспечивали работу паровой машины мощностью 720 лошадиных сил. Двигатель «Сократа» был изготовлен в Костроме на механическом заводе братьев Шиповых – крупном судостроительном центре с 50-х гг. 19 в. Паровые котлы привезены с механического завода Добровых и Набгольц. Они приводили в движение гребные колеса, диаметр которых составлял более четырех метров.
С 1919 г. судно входило в состав Волжской военной флотилии как канонерская лодка «Буйный». Ее экипаж не раз отличался в боевых операциях. Особенно под Царицыном, когда огнем его судовых орудий были уничтожены два белогвардейских бронепоезда.

С окончанием гражданской войны пароход принял вновь свое имя и стал работать на перевозках нефтегрузов. Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. экипаж парохода проявлял героизм и мужество. После установки на нем зениток в 1942 г., он буксировал баржи с ценным грузом и нефтепродуктами до Сталинграда. Получил звание парохода-героя за сбитые им немецкие самолеты – бомбардировщики. В сентябре 1942 г., забуксировав три баржи, нагруженные ценным грузом (оловом, красной медью, оборудованием), «Сократ» отправился в рейс. По пути, у села Цаца, на караван налетел вражеский самолет «Хейнкель» и стал обстреливать его из пулемета. «Сократовцы» сбили самолет. Экипаж парохода получил переходящий Красный вымпел Государственного Комитета Обороны. После войны он еще долго служил людям без единого с 1925 года капитального ремонта, доставляя нефтепродукты в волжские города. В 60-х годах 20 в. началась интенсивная замена паровых судов дизельными, «Сократ» был списан, выведен из рабочего состава Волжского флота. В фондах Астраханского музея-заповедника хранятся сигнальные фонари, машинный телеграф и гудок с парохода.

Автор: О.П. Просянова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!