Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Мифологические силуэты городской скульптуры
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Мифологические силуэты городской скульптуры

Мифологические силуэты городской скульптуры

21 октября 2015 Просмотров: 377

Современные скульптурные формы, созданные в городе в последние десятилетия, вносят не только эстетическую красоту, но и подчеркивают характер города, его особенность. Уникальное расположение Астрахани на пересечении речного и морского пути, отразилось в представлении архитектуры зданий и городской скульптуры, художественная тема которых частично заимствована от архитектурного облика портовых городов.

Так, бронзовые скульптуры мифологических существ, что расположились на центральной площади города – площади им. В.И.Ленина, с момента их создания вызывают большой интерес у горожан и общественности города.

В 2008 году, по проекту петербургских архитекторов Е.В. Васильковской и В.Л. Спиридонова, была проведена реновация главной площади города. Территория площади украсилась современными фонтанами и бронзовыми скульптурами мифологических существ – обитателей водной стихии. Автором скульптурных групп стал петербургский скульптор Е.Н. Ротанов.

 Из представленных бронзовых скульптур, установленных на гранитных кубах, большое внимание привлекает образ «морского чудовища» с головой лошади и змееподобным туловищем с хвостом рыбы – это гиппокампус. Гиппокампус, гиппокамп (греч. от «гиппос» – «лошадь» и «кампус» – «морское чудовище»), также называемая гидриппусом («водяной лошадью ) – в греческой мифологии морская лошадь с рыбьим хвостом.

 Согласно греческой и римской мифологии гиппокампы были запряжены в колесницу бога морей Посейдона (Нептуна). Гиппокамп считается царем рыб. Очень популярный образ у моряков и жителей портов всего античного мира.

Образ гиппокампа популярен в изобразительном искусстве разных стран от древних стран Средиземного побережья до Средней Азии. Изображения «водяной лошади» встречается на предметах искусства разного характера от мозаик до ювелирных украшений. Так, например, на территории Остии Антики, что в Риме, сохранились термы Нептуна около 133 г. н.э., с мозаичным полом на котором изображен Нептун, правящий колесницей с гиппокампами. Встречается изображения гиппокампа и на древних финикийских монетах датируемых I в.н.э., древнегреческих афморах, ювелирных украшениях и украшениях клинкового оружия народов Востока, а также в виде декоративных скульптурных форм и росписей. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп).

В геральдике эти мифические существа изображаются на три четверти конями с перепончатыми лапами и хвостом рыбы или дельфина. Морского коня часто используют в геральдике для указания на доблестные действия в открытом море. Своим гербом его также выбирают многие портовые города, таким образом объясняя значение города, как торгового. Например, гиппокампа можно увидеть на официальных гербах города Будва в Черногории или города Кардифф в Уэльсе.

Гравюрное изображение гиппокампуса можно встретить в книге «История животных» написанной в 1551–1587 гг. швейцарским естествоиспытателем, филологом Геснером Конродом. Эта книга огромный научный труд – первая зоологическая энциклопедия того времени.

В ансамбле дворца со знаменитым фонтаном Треви в Риме, построенным в 1732–1762 гг. в её центральной нише изображен Нептун, выезжающий, как на колеснице, на морской раковине, которую тянут тритоны и гиппокампы. 

Здания в стиле ампир имели характерные для античности Древнего Рима архитектурные формы. Поэтому очень часто в виде декоративных элементов на фасадах зданий можно увидеть мифологические образы, в том числе гиппокампусов. Например, фасад исторического здания биржи в Санкт-Петербурге 1805–1816 гг. украшает скульптурная композиция бога морей и гиппокампов.

Популярны «водяные лошади» в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга, и их изображения можно встретить в виде скульптур и рельефов на многих зданиях, а также в качестве декоративных элементов на чугунной решётки Аничкового моста.

Продолжая традиции создания мифологической скульптуры, художники из Санкт-Петербурга внесли образ гиппокампуса в архитектурно-планировочную композицию городской площади. Конечно, можно долго спорить, насколько вписались мифологические бронзовые скульптуры гиппокапов в общий ансамбль главной площади Астрахани. Но то, что символизируют собой эти мифические существа, и то, что изображение гиппокама в архитектуре и в изобразительном искусстве всегда исторически определяло статус города как города с развитием морского и речного транспорта, как нельзя лучше подчеркивает значимость города Астрахани.

Примечательно, что в исторической части города, на фасадах каменных зданий, построенных в конце XIX – начале XX вв., сохранились скульптурные рельефы с изображением мифологических персонажей, выполненные в античных традициях на морскую тематику – маскароны с изображением Нептуна, изображение кадуцея как атрибута бога торговли Гермеса (Меркурия), или выразительная скульптурная композиция, олицетворяющая торговлю и ремесла на здании «Сбербанка России» (бывшее здание Общества взаимного кредита, ул. Эспланадная, 11).

Автор: К.Ф. Сафаргалеева

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!