КОЛЫБЕЛЬ НЕ ПУСТОВАЛА
В Историко-краеведческом музее села Черный Яр экспозицию «История и быт станицы Черноярской, города и села Чёрный Яр» украшает предмет обихода бывший раньше в каждой крестьянской семье. Это люлька или колыбель (АМЗ КП 23458 Др-348 Мб-68).
Издревле детишек на Руси укачивали в колыбельках, люльках, зыбках. В многовековой истории детских колыбелей заключен колоссальный пласт народной культуры и верований. Можно без преувеличения сказать, что из люлек, зыбок, колысок, качалок, баюколок, плетенных или выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек» вышла вся Россия. Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение - пестование подрастающего человечка.
У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку, это могло сократить жизнь малыша. Часто колыбель была в форме пяльцев, обшитых холстом и привешенных за углы на веревках. Из четырех точеных палочек сбивалась квадратная рамочка, не более аршина в длину. Потом на рамочку навертывалась крепкая тряпка - полотно. Натягивали его слабо, с углублением. После хозяйка зашивала его кругом. Подвешивалась зыбка за подтопком, в задней части избы. В матицу (бревно, служащее опорой для потолочных досок) крепко-накрепко вбивалось кольцо, к которому крепили качок — виток прочной толстой проволоки. На виток подвешивалась зыбка: от ее углов отходили веревки, сходившиеся на определенной высоте в петлю, которая надевалась на нижний крючок пружины. Вот такая простая система обеспечивала качание колыбельки при оттягивании вниз рукой или ногой специального ремешка.
Иногда на дно укладывали досочку, туда же клали сено и пеленочкой застилали. Шилась маленькая перьевая подушечка; когда перо сбивалось, его меняли. Одеяльцем служила простая самотканая дерюжка, или оно сшивалось из ситцевых разноцветных лоскутков. Ребенка до года чужим было не принято показывать, а потому люльку покрывали ситцевым или холщовым пологом. Матери готовили полог на зыбку, который защищал младенца не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан.
Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу. К тому же, у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию. К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты.
У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Помещали в люльку и еще один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб, завернутый в тряпочку. Как только ребенка отнимали от груди (или рождался его братик или сестричка), кончался его «колыбельный век»: клали его на общую кроватку. В крестьянских избах отдельных детских кроваток не было - спали детишки вместе, рядышком, на полатях. Так что зыбка качала маленького человечка в среднем 2-3 года. Качать пустую зыбку строго-настрого возбранялось, считалось, что ребеночек в ней не сможет спокойно спать. Эта примета сохранилась до наших дней в отношении кроватки или коляски.
Автор Т.М. Ананьева