Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник КОЛЫБЕЛЬ НЕ ПУСТОВАЛА
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. КОЛЫБЕЛЬ НЕ ПУСТОВАЛА

КОЛЫБЕЛЬ НЕ ПУСТОВАЛА

15 декабря 2021 Просмотров: 599

В Историко-краеведческом музее села Черный Яр экспозицию «История и быт станицы Черноярской, города и села Чёрный Яр» украшает предмет обихода бывший раньше в каждой крестьянской семье. Это люлька или колыбель (АМЗ КП 23458 Др-348 Мб-68).

Издревле детишек на Руси укачивали в колыбельках, люльках, зыбках. В многовековой истории детских колыбелей заключен колоссальный пласт народной культуры и верований. Можно без преувеличения сказать, что из люлек, зыбок, колысок, качалок, баюколок, плетенных или выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек» вышла вся Россия. Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение - пестование подрастающего человечка.

У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку, это могло сократить жизнь малыша. Часто колыбель была в форме пяльцев, обшитых холстом и привешенных за углы на веревках. Из четырех точеных палочек сбивалась квадратная рамочка, не более аршина в длину. Потом на рамочку навертывалась крепкая тряпка - полотно. Натягивали его слабо, с углублением. После хозяйка зашивала его кругом. Подвешивалась зыбка за подтопком, в задней части избы. В матицу (бревно, служащее опорой для потолочных досок) крепко-накрепко вбивалось кольцо, к которому крепили качок — виток прочной толстой проволоки. На виток подвешивалась зыбка: от ее углов отходили веревки, сходившиеся на определенной высоте в петлю, которая надевалась на нижний крючок пружины. Вот такая простая система обеспечивала качание колыбельки при оттягивании вниз рукой или ногой специального ремешка.

Иногда на дно укладывали досочку, туда же клали сено и пеленочкой застилали. Шилась маленькая перьевая подушечка; когда перо сбивалось, его меняли. Одеяльцем служила простая самотканая дерюжка, или оно сшивалось из ситцевых разноцветных лоскутков. Ребенка до года чужим было не принято показывать, а потому люльку покрывали ситцевым или холщовым пологом. Матери готовили полог на зыбку, который защищал младенца не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан.

Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу. К тому же, у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию. К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты.

У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Помещали в люльку и еще один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб, завернутый в тряпочку. Как только ребенка отнимали от груди (или рождался его братик или сестричка), кончался его «колыбельный век»: клали его на общую кроватку. В крестьянских избах отдельных детских кроваток не было - спали детишки вместе, рядышком, на полатях. Так что зыбка качала маленького человечка в среднем 2-3 года. Качать пустую зыбку строго-настрого возбранялось, считалось, что ребеночек в ней не сможет спокойно спать. Эта примета сохранилась до наших дней в отношении кроватки или коляски.

Автор Т.М. Ананьева

     

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!