Из истории Астраханской конторы «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель»
В 1872 г. было положено начало прочному освоению нефтяного дела. К этому времени российским правительством была разрешена аукционная продажа казенных нефтяных земель в частную собственность, за которой последовали крупные капиталовложения в разработку нефти. Астрахань стала значимым и важным центром по продаже и перевозке нефтепродуктов. Этому благоприятствовало ее географическое положение в устьях Волги, близость к бакинским промыслам и известный морской рейд («9 фут»).
С 1873 г. на Волге осуществлялась наливная перевозка нефти на деревянных судах. Поняв всю важность нефтяной промышленности для экономики России нефтяным производством с 1876 г. заинтересовался Людвиг Эммануилович Нобель. Л.Э. Нобель организовал крупнейшее в России «Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель» с Правлением в Санкт-Петербурге и складами в российских городах, среди которых была и Астрахань. Товарищество организовало добычу, переработку нефти в крупных размерах и перевозку готовых нефтяных продуктов по Каспию и Волге в наливных железных пароходах и баржах.
Астраханская контора Товарищества была открыта в 1880 г. со штатом 8 служащих. Первым управляющим конторой был барон Иван Александрович Аминов, его помощник – К.Ф. Нордлин, заведующим 9 футовым рейдом – К.Ф. Иогансон. Девятифутовым рейдом назывался своеобразный морской порт, расположенный в открытом море в 90 верстах от Астрахани вблизи о. Бирючья Коса. Здесь останавливались морские суда с осадкой до 9 футов, приходящие из Баку, Петровска, Дербента и других портов Каспийского моря, которым мелководье фарватера устьев Волги не позволяло добраться до самой Астрахани. Тяжело нагруженным пароходам приходилось перегружаться на 12 футовом рейде в 155 верстах от Астрахани близ о. Четырехбугорного. На рейдах шла перегрузка товаров, перекачка нефти из морских шхун в баржи. Для этого существовала многочисленная придаточная флотилия. Одновременно здесь находились сотни баржей и пароходов, парусные суда, нефтянки, дебаркадеры пароходных обществ и разных торговых фирм. Это был целый плавучий городок, имеющий в период навигаций беспрерывное сообщение с Астраханью.
Астраханская контора Товарищества первоначально находилась на Александровском бульваре (ныне пл. Ленина), затем в 6-ом участке города в районе Эллинга. Основная производственная база – пристань для речного торгового флота, судоремонтные мастерские, резервуары для хранения нефтепродуктов находились на Форпосте (ныне Трусовский район города). Со временем здесь был образован «Нобелевский городок», который был связан с Астраханью телеграфом и телефоном. «Городок» просуществовал до 1917 г. В нем были созданы все условия для полноценного труда и качественной жизни рабочих и служащих.
Все передвижения торгового флота по Волге и Каме контролировал заведующий речной перевозкой Товарищества. Первым таким заведующим был Александр Иванович Алферов. В его подчинении находились все командиры судов Товарищества, в его обязанности входило наблюдение за транспортировкой нефтяных грузов посторонними поставщиками, проверка работы пристаней. Астрахань была постоянным местом его пребывания.
В 1912 г. в Астрахани с развитием речного флота и в результате структурных изменений было создано Управление судоходством и водными перевозками Товарищества «Бр. Нобель». Возглавил Управление И. Величко.
Товариществом проводились всевозможные мероприятия в интересах служащих. Социальные затраты были значительными. Существовали «Правила о вспомогательной кассе для служащих Товарищества Братьев Нобель», утвержденные в 1885 г. Пособия из кассы назначались работникам в случае их болезни, увечья, в случае смерти их самих или членов их семейств.
Одним из первых пароходов Товарищества было судно «Башкир». Этот пароход ходил по Волге, имел паровой насос для перекачки нефтепродуктов и мог буксировать до 100 тыс. пудов груза. Для перевозки нефтепродуктов Товарищество часто использовало арендованные суда пароходных компаний и частных судовладельцев. В 80-ых гг. 19 в. на Волге появились первые стальные пароходы для перевозки нефти и керосина («Печенег», «Литвин», «Хазар»). В конце 19 в. для Товарищества «Бр. Нобель» в Швеции были построены буксирные стальные пароходы: «Якут» и «Финн». В начале 20 в. флотилия Товарищества в Астрахани включала в себя около 20 пароходов, теплоходы, железные и деревянные баржи для транспортировки нефтепродуктов: теплоходы, построенные на Коломенском судоремонтном заводе – «Калмык», «Великоросс», «Лезгин», «Киргиз», «Малоросс»; железные баржи – «Елена Глинская», «Правительница Софья», «Ксения Годунова», «Императрица Елизавета», «Анна Кашинская» и др.
К началу 20 в. Товарищество натолкнулось на конкуренцию со стороны крупных русских акционерных торгово-транспортных компаний – «Восточного общества товарных складов» и общества «Мазут». А к концу первого десятилетия XX в. начинается активный процесс сотрудничества и объединения крупных пароходных компаний и торгово-промышленных акционерных обществ. В 1916 г. представители обществ «Братьев Нобель», «Кама», «Волга», «Мазут», «Океан» заключили договор об условиях найма судовых команд. Все шло к созданию нескольких крупнейших пароходных трестов, охватывающих Волгу с ее притоками.
Автор О.П. Просянова