Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Из истории Астраханской конторы «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель»
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Из истории Астраханской конторы «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель»

Из истории Астраханской конторы «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель»

25 февраля 2013 Просмотров: 616

В 1872 г. было положено начало прочному освоению нефтяного дела. К этому времени российским правительством была разрешена аукционная продажа казенных нефтяных земель в частную собственность, за которой последовали крупные капиталовложения в разработку нефти. Астрахань стала значимым и важным центром по продаже и перевозке нефтепродуктов. Этому благоприятствовало ее географическое положение в устьях Волги, близость к бакинским промыслам и известный морской рейд («9 фут»).

С 1873 г. на Волге осуществлялась наливная перевозка нефти на деревянных судах. Поняв всю важность нефтяной промышленности для экономики России нефтяным производством с 1876 г. заинтересовался Людвиг Эммануилович Нобель. Л.Э. Нобель организовал крупнейшее в России «Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель» с Правлением в Санкт-Петербурге и складами в российских городах, среди которых была и Астрахань. Товарищество организовало добычу, переработку нефти в крупных размерах и перевозку готовых нефтяных продуктов по Каспию и Волге в наливных железных пароходах и баржах.

Астраханская контора Товарищества была открыта в 1880 г. со штатом 8 служащих. Первым управляющим конторой был барон Иван Александрович Аминов, его помощник – К.Ф. Нордлин, заведующим 9 футовым рейдом – К.Ф. Иогансон. Девятифутовым рейдом назывался своеобразный морской порт, расположенный в открытом море в 90 верстах от Астрахани вблизи о. Бирючья Коса. Здесь останавливались морские суда с осадкой до 9 футов, приходящие из Баку, Петровска, Дербента и других портов Каспийского моря, которым мелководье фарватера устьев Волги не позволяло добраться до самой Астрахани. Тяжело нагруженным пароходам приходилось перегружаться на 12 футовом рейде в 155 верстах от Астрахани близ о. Четырехбугорного. На рейдах шла перегрузка товаров, перекачка нефти из морских шхун в баржи. Для этого существовала многочисленная придаточная флотилия. Одновременно здесь находились сотни баржей и пароходов, парусные суда, нефтянки, дебаркадеры пароходных обществ и разных торговых фирм. Это был целый плавучий городок, имеющий в период навигаций беспрерывное сообщение с Астраханью.

Астраханская контора Товарищества первоначально находилась на Александровском бульваре (ныне пл. Ленина), затем в 6-ом участке города в районе Эллинга. Основная производственная база – пристань для речного торгового флота, судоремонтные мастерские, резервуары для хранения нефтепродуктов находились на Форпосте (ныне Трусовский район города). Со временем здесь был образован «Нобелевский городок», который был связан с Астраханью телеграфом и телефоном. «Городок» просуществовал до 1917 г. В нем были созданы все условия для полноценного труда и качественной жизни рабочих и служащих.

Все передвижения торгового флота по Волге и Каме контролировал заведующий речной перевозкой Товарищества. Первым таким заведующим был Александр Иванович Алферов. В его подчинении находились все командиры судов Товарищества, в его обязанности входило наблюдение за транспортировкой нефтяных грузов посторонними поставщиками, проверка работы пристаней. Астрахань была постоянным местом его пребывания.

В 1912 г. в Астрахани с развитием речного флота и в результате структурных изменений было создано Управление судоходством и водными перевозками Товарищества «Бр. Нобель». Возглавил Управление И. Величко.

Товариществом проводились всевозможные мероприятия в интересах служащих. Социальные затраты были значительными. Существовали «Правила о вспомогательной кассе для служащих Товарищества Братьев Нобель», утвержденные в 1885 г. Пособия из кассы назначались работникам в случае их болезни, увечья, в случае смерти их самих или членов их семейств.

Одним из первых пароходов Товарищества было судно «Башкир». Этот пароход ходил по Волге, имел паровой насос для перекачки нефтепродуктов и мог буксировать до 100 тыс. пудов груза. Для перевозки нефтепродуктов Товарищество часто использовало арендованные суда пароходных компаний и частных судовладельцев. В 80-ых гг. 19 в. на Волге появились первые стальные пароходы для перевозки нефти и керосина («Печенег», «Литвин», «Хазар»). В конце 19 в. для Товарищества «Бр. Нобель» в Швеции были построены буксирные стальные пароходы: «Якут» и «Финн». В начале 20 в. флотилия Товарищества в Астрахани включала в себя около 20 пароходов, теплоходы, железные и деревянные баржи для транспортировки нефтепродуктов: теплоходы, построенные на Коломенском судоремонтном заводе – «Калмык», «Великоросс», «Лезгин», «Киргиз», «Малоросс»; железные баржи – «Елена Глинская», «Правительница Софья», «Ксения Годунова», «Императрица Елизавета», «Анна Кашинская» и др.

К началу 20 в. Товарищество натолкнулось на конкуренцию со стороны крупных русских акционерных торгово-транспортных компаний – «Восточного общества товарных складов» и общества «Мазут». А к концу первого десятилетия XX в. начинается активный процесс сотрудничества и объединения крупных пароходных компаний и торгово-промышленных акционерных обществ. В 1916 г. представители обществ «Братьев Нобель», «Кама», «Волга», «Мазут», «Океан» заключили договор об условиях найма судовых команд. Все шло к созданию нескольких крупнейших пароходных трестов, охватывающих Волгу с ее притоками.

 Автор О.П. Просянова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!