Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Ислам на территории Астраханского края
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Ислам на территории Астраханского края

Ислам на территории Астраханского края

2 сентября 2015 Просмотров: 490

Ислам – монотеистическое религиозное направление, которое занимает по численности верующих второе место в мире после христианства.

Распространение ислама на территории Нижнего Поволжья относится к эпохе Средневековья, к периоду Хазарского каганата (VIII–X вв. н. э.). Согласно источникам, государство имело воинский корпус из мусульман, а в столице, городе Итиль, действовали мечети. Многочисленные археологические находки, относящиеся к IX–X вв., также подтверждают присутствие ислама в домонгольское время.

Усиление роли ислама в регионе произошло в период существования Золотой Орды (XIII–XV вв.). В XIII–XIV вв. первые ханы, принявшие ислам, – Бер­ке (1258–1266 гг.) и Туда-Менгу (1281–1287 гг.) – по мере сил оказывали мусульманам свое пок­ровительство. Хан Узбек (1312–1342 гг.) официально объявил ислам в Золотой Орде государственной религией, а его сын Джанибек (1342–1357 гг.) провел исламизацию населения, войск и высшего чиновничества. В Золотой Орде был принят сун­нитский ислам ханафитского мазхаба, лояльно относившийся к прежним, домусульманским обычаям и традициям. В тюркскую (кыпчакскую и огузскую) коче­вую среду ислам проникал миссионерским путем в форме суфизма или дервишизма.

После присоединения Астраханского ханства к России (1556 г.) и основания новой Астрахани на левом берегу Волги (1558 г.), в окрестностях складывается этническая общность юртовских татар. Путешественники XVI–XVII вв. оставили многочисленные свидетельства о быте и традициях данного этнического компонента.

На формирование мусульманского населения Астрахани также значительное влияние оказали колонии купцов из Бухары, Хорезма, Хивы, Гиляна, появившиеся в городе уже во второй половине XVI в.

Существенным фактором в формировании местного мусульманского сообщества явилось массовое переселение (1801 г.) с разрешения царского правительства в междуречье Волги и Урала, на бывшие ногайские и калмыцкие земли, казахов Внутренней орды султана Букея Нуралиева, также именуемой Киргиз-Казачья или Киргиз-Кайсакская. Казахи исповедовали ислам сунитского толка.

Центрами религиозной и общественной жизни мусульман Нижней Волги были мечети. Первое упоминание о них вблизи Астрахани относится к 80-м гг. XVI в. В 1620 г. была выстроена мечеть и в самом городе. В начале XX в. в Астрахани насчитывалось 18 мечетей. Древнейшей мечетью г. Астрахани является соборная Ак-мечеть (тюрк. «Белая мечеть»). У персов-шиитов в Астрахани была своя каменная мечеть, построенная на средства персидского общества в 1860 г. В начале ХХ в. по различным данным в Астраханской губернии насчитывалось от 63 до 209 мечетей. В конце XIX в. в Астрахани стали появляться первые мусульманские общественные организации.

К началу ХХ в. численность мусульманского населения губернии составляла 30,6 % от общего числа жителей.

Революционные события разделили мусульманское население Астраханской губернии на два противоположных лагеря. В 1917 г. в Астрахани было создано мусульманское Национальное управление «Милли-Идера». При управлении издавалась газета «Сарай» на татарском языке. Используя религиозные лозунги, они призывали мусульман к сплочению под эгидой ислама и к противодействию большевикам.

В противовес Национальному управлению при краевом Совете рабочих, ловецких и крестьянских депутатов был создан Мусульманский революционный комитет. Военные подразделения Национального управления и мусульманского ревкома принимали участие в развернувшихся в Астрахани 12–26 января 1918 г. боевых столкновениях между большевиками и сторонниками Временного правительства.

После установления советской власти на территории Астраханского края Национальное управление мусульман было ликвидировано, а вместо Мусульманского военно-революционного комитета создан комиссариат по делам мусульман Астраханского края. В скором времени из мужчин призывного возраста был сформирован мусульманский красный батальон, который в составе местного гарнизона участвовал в боях, развернувшихся в Астрахани в августе 1918 г. и марте 1919 г. Позже он вошёл в состав XI армии.

По данным переписи 2010 г. мусульманские этносы составили около 25% от общей численности области.

Автор: Е.П. Подкопаева

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!