Ислам на территории Астраханского края
Ислам – монотеистическое религиозное направление, которое занимает по численности верующих второе место в мире после христианства.
Распространение ислама на территории Нижнего Поволжья относится к эпохе Средневековья, к периоду Хазарского каганата (VIII–X вв. н. э.). Согласно источникам, государство имело воинский корпус из мусульман, а в столице, городе Итиль, действовали мечети. Многочисленные археологические находки, относящиеся к IX–X вв., также подтверждают присутствие ислама в домонгольское время.
Усиление роли ислама в регионе произошло в период существования Золотой Орды (XIII–XV вв.). В XIII–XIV вв. первые ханы, принявшие ислам, – Берке (1258–1266 гг.) и Туда-Менгу (1281–1287 гг.) – по мере сил оказывали мусульманам свое покровительство. Хан Узбек (1312–1342 гг.) официально объявил ислам в Золотой Орде государственной религией, а его сын Джанибек (1342–1357 гг.) провел исламизацию населения, войск и высшего чиновничества. В Золотой Орде был принят суннитский ислам ханафитского мазхаба, лояльно относившийся к прежним, домусульманским обычаям и традициям. В тюркскую (кыпчакскую и огузскую) кочевую среду ислам проникал миссионерским путем в форме суфизма или дервишизма.
После присоединения Астраханского ханства к России (1556 г.) и основания новой Астрахани на левом берегу Волги (1558 г.), в окрестностях складывается этническая общность юртовских татар. Путешественники XVI–XVII вв. оставили многочисленные свидетельства о быте и традициях данного этнического компонента.
На формирование мусульманского населения Астрахани также значительное влияние оказали колонии купцов из Бухары, Хорезма, Хивы, Гиляна, появившиеся в городе уже во второй половине XVI в.
Существенным фактором в формировании местного мусульманского сообщества явилось массовое переселение (1801 г.) с разрешения царского правительства в междуречье Волги и Урала, на бывшие ногайские и калмыцкие земли, казахов Внутренней орды султана Букея Нуралиева, также именуемой Киргиз-Казачья или Киргиз-Кайсакская. Казахи исповедовали ислам сунитского толка.
Центрами религиозной и общественной жизни мусульман Нижней Волги были мечети. Первое упоминание о них вблизи Астрахани относится к 80-м гг. XVI в. В 1620 г. была выстроена мечеть и в самом городе. В начале XX в. в Астрахани насчитывалось 18 мечетей. Древнейшей мечетью г. Астрахани является соборная Ак-мечеть (тюрк. «Белая мечеть»). У персов-шиитов в Астрахани была своя каменная мечеть, построенная на средства персидского общества в 1860 г. В начале ХХ в. по различным данным в Астраханской губернии насчитывалось от 63 до 209 мечетей. В конце XIX в. в Астрахани стали появляться первые мусульманские общественные организации.
К началу ХХ в. численность мусульманского населения губернии составляла 30,6 % от общего числа жителей.
Революционные события разделили мусульманское население Астраханской губернии на два противоположных лагеря. В 1917 г. в Астрахани было создано мусульманское Национальное управление «Милли-Идера». При управлении издавалась газета «Сарай» на татарском языке. Используя религиозные лозунги, они призывали мусульман к сплочению под эгидой ислама и к противодействию большевикам.
В противовес Национальному управлению при краевом Совете рабочих, ловецких и крестьянских депутатов был создан Мусульманский революционный комитет. Военные подразделения Национального управления и мусульманского ревкома принимали участие в развернувшихся в Астрахани 12–26 января 1918 г. боевых столкновениях между большевиками и сторонниками Временного правительства.
После установления советской власти на территории Астраханского края Национальное управление мусульман было ликвидировано, а вместо Мусульманского военно-революционного комитета создан комиссариат по делам мусульман Астраханского края. В скором времени из мужчин призывного возраста был сформирован мусульманский красный батальон, который в составе местного гарнизона участвовал в боях, развернувшихся в Астрахани в августе 1918 г. и марте 1919 г. Позже он вошёл в состав XI армии.
По данным переписи 2010 г. мусульманские этносы составили около 25% от общей численности области.
Автор: Е.П. Подкопаева