Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Фрагменты храмовой настенной росписи Астраханской Гостино-Николаевской церкви в собрании Астраханского музея-заповедника
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Фрагменты храмовой настенной росписи Астраханской Гостино-Николаевской церкви в собрании Астраханского музея-заповедника

Фрагменты храмовой настенной росписи Астраханской Гостино-Николаевской церкви в собрании Астраханского музея-заповедника

17 января 2018 Просмотров: 277

Астраханская Гостино-Николаевская церковь была одной из первых церквей, появившихся на территории Белого города, и по сути, последней, разрушенной в Астрахани в советское время[1]. Окончательно здание храма было разобрано только в 1974 г. Церковь всегда славилась своим внутренним убранством. В Астраханских Епархиальных Ведомостях упоминается великолепный иконостас храма, обновлённый в 1906 г. по указу епархиального начальства от 13 июня 1905 г. №5795 и изготовленный известным мастером Д. Шепелевым. За свою работу мастером было запрошено 6250 р[2]. По тем временам это была достаточно крупная сумма, но у Гостино-Николаевской церкви были богатые благотворители из купеческих сословий, особо почитающие святого Николая Чудотворца как своего покровителя. К тому же не за долго до внутренних реставрационных работ иконостаса при Гостино-Николаевской церкви было открыто церковно-приходское попечительство во главе с его председателем купцом И. Цветковым, который и сделал один из первых благотворительных взносов на отделку иконостаса общей суммой 1000 руб. Не менее славилась настенная живопись храма. В книге «Астрахань. Храмы и монастыри» упоминается о том, как после разрушения храма верующие приходили на то место, где он находился, и подбирали штукатурку с сохранившейся храмовой росписью, а потом забирали её домой как особую святыню. Чудом удалось сохранить лишь отдельные фрагменты богатой настенной росписи Гостино-Николаевской церкви, сейчас они находятся в собрании коллекции Астраханского музея-заповедника. Но стоит отметить, что вопросом сохранения монументальной храмовой живописи церквей, готовящихся к сносу, никто не занимался в советское время, что приводило к безвозвратной потери многих ценных памятников настенной темперно-клеевой живописи. То, что удалось хотя бы частично сохранить некоторые фрагменты настенных росписей Гостино-Николаевской церкви, это практически уникальный случай. Картина из фондовой коллекции Астраханского музея-заповедника, являющаяся частью настенной росписи Гостино-Николаевской церкви, по музейной легенде принадлежит кисти российского художника Александра Иванова и повторяет знаменитый сюжет его картины «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Картина написана на холсте масляными красками и имеет весьма внушительные размеры 293х196 см. В фонды музея картина поступила в середине 70-х гг. XX в. от астраханского краеведа Александра Сергеевича Маркова. По его словам, когда стало известно о планах разрушения Гостино-Николаевской церкви, то вопрос о демонтаже со стен фрагментов монументальной живописи XVIII-XIX в. не стоял, хотя подобная практика была известна в других регионах. Работа по сохранению настенной храмовой росписи требовала огромных физических и материальных затрат, чем явно не стало, да и не хотело заниматься руководство. Достаточно подробно о методах снятия и монтировки фрагментов росписей, опираясь на данные отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, описали в своей работе «О снятии фрагментов росписей со стен разрушенных храмов в конце 1920-х - 1930-е гг.» Ф.В. Гузунов и К.И. Маслов: «Сначала проводилось предварительное укрепление красочного слоя «клеевым составом», затем на поверхность живописи наносилась профилактическая заклейка — слои тонкой папиросной бумаги, марли и ткани, серпянки на пшеничном клее. Затем хирургической пилой вокруг фрагмента прорезались борозды, и слой штукатурки отделялся от стены с помощью «эластичных длинных ножей» на фанерный подбитый войлоком щит. Левкасные гвозди либо перепиливались, либо отжимались. Снятый фрагмент укладывался тыльной стороной вверх, штукатурная основа выравнивалась, расчищалась, и фрагмент монтировался в деревянные рамы»[3]. На примере приведённого описания, можно сказать, что работа по снятию фрагментов настенных росписей была не просто сложной, а практически ювелирной. Тем не менее, оценивая искусствоведческую ценность росписей храма и не найдя поддержки ни у каких вышестоящих инстанций, Александр Сергеевич Марков принял решение обратиться к рабочим, находящимся в пока ещё не разрушенном здании храма, которые согласились снять со стены холст с уже упомянутой картиной на сюжет «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Конечно же, ни о каких из приведённых выше способов снятия фрагментов росписей не было и речи, тем не менее, уникальная живопись, хотя и не осталась не повреждённой, но, во всяком случае, была спасена. Вся остальная храмовая живопись Гостино-Николаевской церкви, которая частично сохранилась лишь на некоторых фотографиях, находящихся сейчас в частном собрании коллекционера Сергея Юрьевича Степанова, была уничтожена вместе с храмом. фрагмент храмовой росписи, который был передан в Астраханский краеведческий музей, не сразу поступил в музейные фонды. Была собрана комиссия, которая должна была оценить состояние живописи. По музейной книге поступления, картина была поставлена на учёт только в 1981 г. Также имеется её музейное описание до и после реставрационных работ. До реставрации: «...холст порван, измят, красочный слой шелушится, вздут грунт». После реставрации: «реставрация-консервация: закрепление грунта, дублирование иконы на новый холст, расчистка красочного слоя и закрепление его на длительное хранение».

Автор: Н.В. Власова


Список источников и литературы:

  1. Гузунов Ф.В., Маслов К.И. О снятии фрагментов росписей со стен разрушенных храмов в конце 1920-х - 1930-е гг.// Грабаревские чтения: Международная научная конференция/ под редакцией С. Ф. Вигасина; Мин. культуры РФ, ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря, М.: М.: Сканрус, 2003 г. Вып.V. C.120-126
  2. Икона «Явления Христа Марии Магдалине после Воскресения». Конец XIX в. Холст, масло. Астраханский музей-заповедник. КП № 33227
  3. Марьян И., игумен. Астрахань. Храмы и монастыри. – Астрахань, 2002 г. С.87
  4. Слово по случаю обновления храма// АЕВ №1 1907 г. С. 20

[1] Марьян И., игумен. Астрахань. Храмы и монастыри. – Астрахань, 2002 г. С.87

[2] Слово по случаю обновления храма// АЕВ №1 1907 г. С. 20

[3] Гузунов Ф.В., Маслов К.И. О снятии фрагментов росписей со стен разрушенных храмов в конце 1920-х - 1930-е гг.// Грабаревские чтения: Международная научная конференция/ под редакцией С. Ф. Вигасина; Мин. культуры РФ, ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря, М.: М.: Сканрус, 2003 г. Вып.V. C.120-126

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!