Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Этикет этикетки
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Этикет этикетки

Этикет этикетки

3 августа 2022 Просмотров: 526

Среди большого разнообразия музейных предметов, хранящихся в фондах нашего музея, есть многочисленная коллекция этикеток. Каждый из этих небольших разноцветных кусочков бумаги может о многом рассказать и имеет свою историю.

Красиво и оригинально оформленная этикетка – важная составляющая любого продукта или изделия. Она не только привлекает внимание потребителя, но и способствует быстрой продаже товара. Особой популярностью среди производителей любой продукции пользуются самоклеящиеся этикетки, которые придают товару особый презентабельный вид. История создания этикеток интересная, многогранная и уходит корнями в глубокую древность.

Этикетка - слово французское, обозначающее «указание стоимости на ярлыке». Однако, слово «ярлык» монгольского происхождения и появилось в Киевской Руси, как «письменный указ» Золотой Орды (XIII-XV вв.). Прошло совсем немного времени, и само понятие «этикетка» перешло в сферу торговли. Так еще древние русичи использовали товарные ярлыки и тавро на своей продукции. Уже тогда изготовление этикеток считалось делом серьезным и ответственным.

После падения Римской империи этикетка утрачивает свое особое значение. Презрение к наукам и социальный хаос привел к тому, что о маркировке товаров почти забыли. Купцы того времени практически не использовали этикеток, так как просто никто не читал. Однако и в те смутные времена маркировка товара не была полностью отменена. На смены ярлыку, который использовали купцы Древней Руси, пришло клеймо или тавро. Товар клеймили и отправляли на торговые ряды.

Этикетки или ярлыки в Средневековье становятся практически правилом торговли, так как установленный на товар особый знак позволял защищаться от нечестных продавцов. Клеймо в те времена становится почти что товарным знаком, который был призван отмечать качество товара. Именно поэтому клеймили особо дорогую продукцию, вещи и вина. Аналогичное клеймо обязательно ставили на золотых и серебряных украшениях, ведь эти два благородных металла являлись символами развития экономики, процветания и благополучия страны. Конечно, появление бумаги изменило внешний образ этикетки.

До нашей эры человечество бумаги не знало, поэтому использовались, например, кусочки кожи или наклеивались крохотные клочки пергамента с пометками.

Появление в Европе бумаги не могло не сказаться на внешнем виде этикетки. Сначала из-за дороговизны печать этикеток была предметом роскоши, но постепенно бумага завоевала упаковочную сферу, поскольку гораздо лучше подходила для передачи информации: на бумажных этикетках помещалось больше сведений, чем на клейме или кожаном лоскуте. Сейчас этикетка кроме минимальной информации (названия, производителя, места изготовления), содержит рекламные призывы и указания к применению.

Первые цветные этикетки появились в конце XIX в. и применялись для маркировки товаров. Конечно, прообраз самоклеющиеся этикетки изготавливали сначала из бумаги. Преимущество таких этикеток сразу оценили продавцы товаров, ведь изделия с разноцветными наклейками быстрее продавались.

Следует отметить, что внешний вид цветных этикеток не пестрил рекламными призывами, а представлял собой чистую середину с оригинальным изображением по контуру. Чистое поле наклейки заполнялось вручную, особенно это было характерно для этикеток алкогольных напитков и медикаментов.

Систематическая конкуренция между торговцами и их продукцией привела к тому, что создание этикеток преобразилось в настоящее искусство. Для их рисования задействовали известных живописцев и знаменитых оформителей.

В 1890 г. рядовой фармацевт Оскар Тропловиц в одной из лабораторий известной организации Beier-sdorf создал первую липкую ленту. Это открытие было случайным. Фармацевт разрабатывал формулу клеящего вещества, химический состав которого смог бы эффективно удерживать медицинский пластырь на кожных покровах человека и при этом не вызывать аллергических реакций. В итоге его химических опытов был создан резиновый клей, который, к сожалению, нельзя было применять в лечебных целях.

Но находчивый фармацевт не растерялся и предложил собственное изобретение в виде липкой ленты. Этот продукт использовался сначала для оперативного монтажа проколотых шин велотранспорта.

Особую популярность липкие ленты завоевали среди продавцов фруктами и овощами, ведь для оперативного сбыта быстро портящегося товара требовалось привлечение внимания покупателей. Такой спрос привел к созданию нового направления – разработки этикеток для жестяных банок и ящиков.

В начале 30-x гг. XX в. американский предприниматель Р. Стентон Эйвери (R. Stanton Avery) изобрел первую самоклеющуюся этикетку, которая сегодня является бесспорным лидером в сфере этикеточной продукции. Первые этикетки Р. Стентона изготавливались из специальной бумаги, к которой приклеивалась отделяемая подложка. Особое силиконовое покрытие подложки позволяло отделить ее от клеевого слоя без особых усилий. Р. Стентон ввел в процесс производства самоклеящихся этикеток метод вырубной штамповки, конвейерные линии, ротационный штамп, а также использование синтетических материалов, устойчивых к воздействию влаги и температурных колебаний.

Надо отметить, что некий аналог современной самоклеящейся этикетке существовал давно и использовался в почтовых службах почти всех стран мира. Ведь этикетка есть бумага с изображением и клеевой основой, то есть почтовая марка, а как известно, первая почтовая марка появилась на 90 лет раньше первой самоклейки, в апреле 1840 г.

История создания современных наклеек такова. Один из сотрудников компании 3М в 1968 г. доктор Спенс Силвер работал над созданием улучшенного состава клея для скотча. В итоге его экспериментальной деятельности образовалось совершенно новое соединение, которое отлично крепилось к разнообразным поверхностям и обладало отличной тепло- и водостойкостью. Доктор не смог найти применение своему новому изобретению.

Через пять лет уже другой сотрудник этой компании придумал этому изобретению применение. Он просто наносил состав на кусочки бумаги и крепил их на различные поверхности. Изобретателю потребовалось много лет, чтобы переубедить владельцев компании в целесообразности этого открытия и реализовать его в повседневной жизни. Этикетки и стикеры начали продаваться лишь в 1981 г. и они стали наиболее востребованным продуктом компании. Через некоторое время многие типографии начали выпускать аналогичные этикетки. Они использовались для маркировки продуктов питания, бытовой химии, торговых сетей, стройматериалов и т.д.

К началу 21 в. в Европейских странах объем продаж самоклеящихся этикеток равен 5 млрд евро и продолжает с каждым годом активно увеличиваться. Несмотря на то, что цена самоклеящейся этикетки превышает стоимость обычных этикеток в несколько раз.

Сегодня самоклеющиеся наклейки, которые производятся на основе полимерной пленки, нашли широкое применение. Их наклеивают на транспорте и на фасадах магазинов, наклейками маркируют разнообразную технику, а также декорируют помещения.

Этикетки отличаются водостойкостью, не деформируются в процесс эксплуатации и включают в себя несколько частей.

Первыми об использовании самоклеющиеся этикетки на пленке додумались инициативные японцы. В процессе организации и проведения гонок каждый вид транспорта необходимо было обозначить собственным номером. Японцы решили эту задачу просто – нанесли номер машины обычной краской на стандартную клеящуюся пленку из винилового материала. Эта оригинальная идея вскоре широко распространилась во всем мире и стала особенно актуальной среди рекламодателей. На сегодняшний день этикетки на специальной пленке Oracal применяются для размещения разнообразных рекламных проектов.

Об этом и многом другом рассказали экспонаты выставки «Этикет этикетки», прошедшей в филиале «Историко-краеведческий музей с. Черный Яр».

Содержание выставки «Этикет этикетки» составили шестьдесят предметов из фондов Астраханского музея-заповедника. Оказывается, что такая, казалось бы, малоприметная бумажная вещица, как этикетка может многое рассказать о своем времени, открыть новые страницы из истории края и быта астраханцев, - подтвердила выставка.

Советские ребята хорошо были знакомы с маленькими шоколадками завода «Красный Октябрь» под названием «Детский» (АМЗ НВ-15835/1-9), на обертках которого размещались изображения птиц, широко встречающихся в родной природе. Вафли «Рот Фронт» (АМЗ КП-18985/23 П-16300), «Кофейные» (АМЗ КП-18985/28 П-16305), «Восточные» (АМЗ КП-18985/25 П-16302), печенье «Радужное» (АМЗ КП-18985/32 П-16309) часто вызывают просто ностальгические чувства у бывших школьников времен СССР, навсегда запомнивших их вкус и сладкий аромат. Многие из них сами собирали и хранили коллекции оберток любимых конфет и сладостей.

О главных продуктовых богатствах Астраханской земли - рыбной продукции и овощной продукции рассказывают этикетки «Икра щучья малосоленая» (АМЗ КП-18985/1 П-16278), «Сок томатный натуральный» (АМЗ КП-18985/21 П-16298), «Икра овощная любительская» (АМЗ КП-18985/4 П-16281), «Рассольник» (АМЗ КП-18985/10 П-16287), «Рисовая каша с бараниной» (АМЗ КП-18985/16 П-16293), «Огурцы маринованные» (АМЗ КП-18985/51 П-16328).

Интересные названия этикеток винно-водочной продукции: «Водка специальная четверть ведра» (АМЗ КП-18091/65), «Горькая водка» (АМЗ КП-18091/85), «Водка желудочная» (АМЗ КП-18091/71), «Мускат- Люнель» (АМЗ КП-47078/2 П-26868), «Ром ямайский» (АМЗ КП-18091/60). Этикетки этих «взрослых» напитков – относятся к ХIХ - началу ХХ века, они были самыми старинными среди выставочных экспонатов.

Черноярцы, глядя на винно-водочные этикетки, наверняка вспоминали фамилию земляка крупного купца вино-промышленника Тетюшинова. Купец занимался в Черном Яру бакалейной торговлей и продажей алкогольной продукции. В 80-х гг. XIX в. у него функционировал собственный водочный завод в городе Черный Яр.

Старинная этикетка и сегодня остаётся источником изучения повседневной культуры, национальных традиций, истории страны и края. Экспонаты состоявшейся выставки позволили оценить роль простой бумажной этикетки в познании и увековечивании истории родного края, сохранении сведений об уникальности астраханской продукции, производимой в XIX - XX вв.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!