Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Экскурсионные поездки по России астраханских учащихся в начале XX в.
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Экскурсионные поездки по России астраханских учащихся в начале XX в.

Экскурсионные поездки по России астраханских учащихся в начале XX в.

5 февраля 2014 Просмотров: 255

В начале XX в. в ряде образовательных учреждений Астрахани начинает развиваться новое направление в учебно-воспитательной работе – экскурсионные поездки по России, а так же экскурсии по Астрахани и ее окрестностям. В конце 1901 г. директор Астраханской гимназии С.А. Богатырев предложил членам Педагогического совета организовать ряд поездок по России для учащихся по определенному плану, обращая особое внимание на то, чтобы поездки носили определенный характер, «в связи с исторической окраской местности, географическими ее особенностями или особенностями бытовой и торгово-промышленной жизни населения». Была запланирована серия экскурсионных поездок: в Москву и центральные губернии, в Киев, Севастополь и Крым; поездка на Кавказ; на север – в Санкт-Петербург и Финляндию; поездка «в Западный край и Привислинския губернии»; на Урал, в Туркестанский край, в Сибирь. Путешествие, в столь отдаленные от Астрахани местности, оправдывалась пользой, которую могли принести подобные поездки, «Непосредственное и близкое знакомство с родной природой, памятниками народной истории… могучей промышленной жизнью отчизны вводит в понимание родного прошлого и дает верное представление о настоящей мощи русской земли, научает любить и уважать свое отечество… обогащая пытливый молодой ум разнородными впечатлениями и разнообразными знаниями».

Организация поездок начиналась заблаговременно с составления списка учеников. В экскурсиях по России разрешалось участвовать учащимся только 4-х старших классов и с разрешения Попечительного Учебного Округа. Стоимость поездки для каждого экскурсанта колебалась от 48 до 50 рублей, в зависимости от ее продолжительности. Руководство училища предварительно договаривалось о предоставлении ученикам помещений для ночлега, в каком-либо учебном заведении в городах по пути следования, а так же ходатайствовало перед железнодорожным управлением о выдаче билетов по льготному тарифу, «при чем высказывалась просьба о предоставлении экскурсантам отдельного вагона, каковое ходатайство всегда было любезно удовлетворяемо». Поездки всегда были очень продолжительными, ребята запасались всем необходимым. «В дорогу брали с собой … книги, путеводители, карты и планы … необходимые инструменты: фотографические аппараты, подзорные трубы, бинокли», обязательно вели путевые заметки. Перед отправлением участникам экскурсии сообщали основные теоретические сведения о тех местностях, городах, учреждениях и достопримечательностях, через которые проходил маршрут.

Из запланированных Педагогическим советом поездок удалось реализовать три. 12 июня 1902 г. началась поездка в Москву. 12 учеников старших классов под руководством директора гимназии С.А. Богатырева, помощника классных наставников П.Н. Петрова и служителя гимназии Федота Фомина отправились вверх по Волге на пароходе «Миссури» общества «Надежда». Спустя два дня в Царицыне была сделана пересадка на поезд, утром 16 июня экскурсанты прибыли в Москву. Здесь ребят ожидала насыщенная программа – посещение часовни Иверской Божией Матери, прогулка по Красной площади, осмотр Московского Кремля, экскурсии в Оружейную палату, Исторический и Румянцевский музеи, в Третьяковскую галерею, поездка на Воробьевы горы. Во время длительного 8-дневного пребывания в Москве, учащиеся Астраханской гимназии остановились в прогимназии на Якиманке. Группа астраханских учеников совершила две большие поездки в окрестности Москвы – в Троице-Сергиеву лавру и на станцию «Орехово» Московско-Нижегородской железной дороги, вблизи которой располагалась знаменитая Никольская мануфактура. С согласия владельца – Саввы Тимофеевича Морозова школьники посетили фабрику, казармы для рабочих, богадельню, школу, парк с летним народным театром, а так же ездили осматривать торфяные болота и добывание торфа. Из Москвы экскурсанты отправились в Тверь, затем в Углич, Рыбинск, Ярославль, после чего повернули назад вниз по Волге, по пути останавливаясь в Нижнем Новгороде, любуясь с балкона парохода живописной панорамой Свияжска. В Казани гимназисты задержались на два дня, осматривая город. По пути домой ребята успели побывать так же в Самаре, Саратове. На пристани Увек ниже Саратова видели сооружения Рязанско-Уральской железной дороги и передачу пути с правого берега Волги на левый. В Царицыне в течение продолжительной стоянки парохода гимназисты съездили на металлургический завод французской компании «Урал-Волга», расположенный недалеко от города. 5 июля путешественники вернулись в Астрахань.

С 10 по 30 июня 1903 г. продолжалась поездка учеников в Крым. До Царицына добрались на пароходе «Великая княгиня Ксения» общества «Кавказ и Меркурий», затем последовала пересадка на поезд. В результате поездки экскурсанты посетили Харьков, Севастополь и его окрестности – Балаклаву, Георгиевский монастырь, Инкерман, Херсонес, а так же Ялту и Новороссийск. Помимо прекрасных пейзажей, которыми наслаждались астраханские гимназисты, «поездка по южному берегу Крыма дала возможность познакомиться с историей древнейших греческих колоний на этом побережье Черного моря». Почти месяц – с 9 июня по 5 июля 1904 г. – длилась поездка на север и в Соловецкий монастырь. Благодаря экскурсии ребята подробно познакомились с историей и бытом Соловецкого монастыря, в котором прожили несколько дней, осмотрели окрестности обители, Посетили ребята и Архангельск, на обратном пути сделали большую остановку в Москве. 3 июля гимназисты были в Царицыне, откуда по Волге собирались отправиться в Астрахань. Именно здесь, ребята встретились с учениками Астраханского реального училища, которые так же возвращались домой.

Поездка учеников Реального училища состоялась под руководством исполняющего обязанности инспектора училища Н.П. Кильдюшевского. Так же в поездке принимали участие помощник классных наставников Н. И. Михайлов, преподаватели естественной истории А. П. Орлов и П.Н. Левитский. 5 июня 1904 г. 17 учеников II-VII классов на купеческом пароходе «Казанец» отправились в Царицын, откуда был совершен переезд в Ригу. Далее маршрут учеников прошел через Санкт-Петербург, Выборг, Петергоф, Москву, Нижний Новгород, Казань, Симбирск и Самару. Во время пребывания в Петербурге, ребята посетили, в числе прочих достопримечательностей, Народный дом императора Николая II. Здесь внимание мальчишек привлекла «громадная карта военных действий», на которой «особыми передвижными знаками отмечены положения русских и японских армий и флота … Знаки эти (черные для японцев и красные для русских) перемещались согласно телеграммам, которые вывешивались тут же и тоже в громадных размерах». Один из участников поездки сделал серию фотографий, запечатлев достопримечательности городов, которые посетили экскурсанты.

Более подробно познакомиться с реалиями быта астраханских учащихся начала XX в. можно в статье Беломоиной О.А. «Учились в губернской Астрахани» в журнале «Мир музея» 2010 г. № 9.


Автор Е. Шашкова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!