Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Астраханскому трамваю 115 лет
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Астраханскому трамваю 115 лет

Астраханскому трамваю 115 лет

24 июня 2015 Просмотров: 723

24 (11) июня 1900 г. произошло торжественное открытие движения трамваев в Астрахани. Движение было открыто сразу по четырем линиям: Городской Перевоз (Набережная Волги) – лесные Болдинские пристани (район Стадиона); вторая линия шла по Большой Демидовской (ныне ул. Свердлова) – к Большим Исадам через Ивановский мост по Второй Бакалдинской (ныне ул. Бакинская) через Земляной мост (начало ул. Желябова у Лебединого озера) по Александровской (ныне площади Ленина) через Соборную (ныне ул. Тредиаковского) к Старо-Агарянской (ул. Желябова в районе Свердлова). Третий маршрут шел от Старо-Агарянской по Большой Демидовской через Воздвиженский мост (створ ул. Калинина) к саду «Отрадное» (район современного Трамвайного парка). Четвертый маршрут пролегал от Коммерческого моста (створ ул. Желябова) до Больницы Приказа общественного призрения (Больница скорой медицинской помощи) на Паробичевом бугре.

Всего было построено 9,25 км пути, которые обслуживались 15 моторными вагонами. [1]

Трамвайные вагоны, построенные в Бельгии, были двухосные, с жесткой базой 1,8 метра, с деревянными кузовами и открытыми площадками. Вагоны имели 20 мест для сидения разделенных небольшой перегородкой на первый и второй класс, и 24 места для стояния внутри вагона и на задней площадке. [2]

Городские власти заняли твердую позицию в отношении акционерного общества: выбрав определенный договором тип вагонов («бельгийского производства»), не допускали иного, даже более усовершенствованного, предложенного обществом.

Трамвай приносил акционерам стабильный доход, городские власти даже намеревались строить самостоятельную «конкурирующую» трамвайную линию. Однако Первая мировая война перечеркнула не только эти планы, но и саму идею о выкупе трамвая. В Думе размышляли, что при продлении концессии можно было бы попытаться выторговать у Общества бесплатное уличное освещение, но в итоге высказались за необходимость миллионного кредита на расширение городской электростанции.

Городская управа так же следила за тем, чтобы администрация трамвайного хозяйства обеспечивала чистоту в павильонах.

Трамвай оказался для горожан предпочтительнее других транспортных средств. Перевозки пассажиров трамваев возросли с 4 311 128 человек в 1901 г. до 14 628 178 человек в 1915 г.[3]

После Революции 1917 г. президиум Астраханского Горсовета принял постановление о муниципализации трамваев. Несмотря на материальные трудности и плохое состояние вагонов, продолжался ремонт старых и прокладывание новых линий. К 30-м гг. ХХ в. трамвайная сеть, в основном, сложилась. В 1950-х гг. была произведена капитальная реконструкция, схема путей в целом сохранилась. 

В 2007 г. трамваи в Астрахани были ликвидированы.


[1] ГААО. Ф 670. Оп. 1. Д. 5. Л. 15

[2] Астраханскому трамваю 70 лет. Астрахань, 1970. С. 9.

[3] Статистический обзор Астраханской губернии за 1905 г. Астрахань, 1906 г. С. 56-57

Автор: Е.П. Казакова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!