Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Астраханский кинематограф из прошлого. Премьеры и хиты столетней давности
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Астраханский кинематограф из прошлого. Премьеры и хиты столетней давности

Астраханский кинематограф из прошлого. Премьеры и хиты столетней давности

28 января 2016 Просмотров: 351

Астраханский кинематограф из прошлого. Премьеры и хиты столетней давности

Кинематограф впервые ворвался в жизнь астраханцев ещё в конце XIX века, в 1897 году. Тогда в зале музыкального училища состоялась первая демонстрация так называемого «Синематографа», как гласят объявления того периода. Название самих картин в объявлениях не указывается. Отправной же точкой в истории кинематографа принято считать 28 декабря 1895 года, когда братья Люмьер демонстрируют свое изобретение – аппарат «кинематограф», как они сами его и окрестили. «Кинематограф» представлял собой растянутое белое полотно, на котором оживают небольшие эпизоды из простой городской жизни, причём продолжительность каждой такой сценки была меньше одной минуты. Сеансы почти всегда проходили под аккомпанемент живой музыки. «Движущиеся фотографии» или «живые картины» так стали называть зрители недавно рождённое искусство. В периодической печати за 1900 год, мы находим сообщения о проходивших в Астраханском художественном кружке клуба Общественного собрания вечерах с «показанием живых картин». В 1901 году в Астрахани показывали картины в 3 отделения. Но теперь слово «синематограф» заменяется «кинематографом». В Астраханском листке за 1901 год указано конкретное место показа «кинематографа», это был Зимний театр. С 29 апреля по 11 мая проходил показ картины «Тысяча и одна ночь». На следующий год, в Зимнем Театре специально для детей показывается «диаграмма» из движущихся картинок. В 1903 году показ «движущихся картин» происходит на открытой площадке в парке «Аркадия». Тогда в печати впервые был указан размер ленты в 68 аршин. Известно также, что были годы, когда в Астрахани не было ни одного показа, и что в целом все демонстрирующиеся публике картины имели случайный характер. Они вызывали интерес у зрителя в первую очередь даже не своим содержанием, а как «диковинка» или «новинка» времени. Тем не менее, демонстрацию «живых картин» ещё нельзя ассоциировать как время появления первого полноценного кинотеатра в нашем городе. Как мы видим, не было и постоянного места показа. Но 1 ноября 1906 г. в доме Рыбного Управления на Облупинсткой площади открывается «первый на юго-востоке России электробиограф Братьев Боммер». Он и стал первым в Астрахани кинотеатром. Такие сведения хранятся в «Астраханском листке» за 1906 г. в № 235. По другим сведениям в Астрахани Братья Боммер начали свою деятельность 17 декабря 1907 г. Электротеатр под названием первого «Американского Таумотографа» первоначально размещался на углу улиц Паробичебугоринской и Знаменской в доме Усейнова (ныне улицы Кирова и Красного Знамени). Вскоре электротеатр переехал на новое место, дом Агамжанова на улице Почтовой (ныне Чернышевского). Главная контора братьев Боммер находилась в Ростове. Фирма имела филиалы также в Астрахани, Харькове, Екатеринославе, Ялте и других городах. Кроме показа фильмов в кинотеатрах фирма также занималась кинопрокатом и продажей оборудования для кинотеатров. Вместительность зала была рассчитана на 250–300 мест. Места не имели нумерации и представляли собой обыкновенные скамейки. Свет подавался сначала при помощи керосиновых ламп, заменённых в дальнейшем нефтяным движком. Но свет распределялся очень неравномерно и картины сильно мигали. Движение картины осуществлялось вручную. Специальной должности киномеханика, как таковой, в те годы ещё не существовало. На эту роль приглашали уличных мальчишек, которые за свою работу имели право бесплатного просмотра. Поэтому такая однодневная работа была всегда востребована среди молодёжи, но так как особого опыта в подобном роде деятельности они не имели, то показ получался не всегда качественным. Продолжительность самого сеанса была меньше часа. Лента часто рвалась, из-за неправильной её постановки картина могла воспроизводиться не с начала, а с конца. Это раздражало зрителя, но спрос на кино не спадал. Склеивание воспроизводили сами хозяева, они же и обилечивали зал. У экрана стоял граммофон, аппарат сильно трещал и заглушал звук. Газеты того времени пестрили статьями о большом будущем астраханского кино. Тем более что недостатки мало кого смущали. И уже через два года в Астрахани появляется второй кинотеатр «Гомон», находившийся на улице Эспланадной. В кинотеатре шли исключительно детские сказки и легенды. В этот же год появляется и третий театр «Мефистофель». Во вновь открытых кинотеатрах были уже стулья, а не скамейки, а ленту приводило в движение электричество. Вместо граммофона появляется профессиональный пианист, да и сам репертуар становится разнообразнее.

Появление первых кинотеатров в Астрахани

В 1909 году в Астрахани по улице Индийской (ныне Володарского) открывается шикарный и грандиозный по тем временам электрический театр «Модерн» с кинозалом на 700 мест. В фойе театра был буфет, зимний сад из экзотических растений. В центре цветущая клумба и аквариум. Это было первое здание, специально построенное для кинотеатра. Выполненный по проекту астраханского архитектора Виктора Брониславовича Вальдовского-Варганека, выпускника Московского художественного училища живописи, ваяния и зодчества, новый кинотеатр в строго выдержанном силе «модерн» по своей красоте и изяществу занимал первое место в России. Театр был похож на причудливый замок, над входом находились стилизованные грифоны. Именно 1909, а не 1906 год принято считать официальной датой открытия кинотеатров в Астрахани. Помимо «Модерна» был открыт кинотеатр «Космос», «Мираж», «Синематограф». На следующий год открытие кинотеатров продолжилось. Были открыты кинотеатры «Ренесанс» и «Иллюзион». В фойе «Модерна» стали проходить концерты, причём выступали не только местные знаменитости, но и знаменитости, прославившиеся на всю страну. Пел артист Мариинской оперы Оскар Исаевич Камионский, признанный «королём баритонов», играл известный струнный квартет из Румынии под управлением Жарона Артиновича. Примеру «Модерна» последовал и «Иллюзион». В 1911 году «Модерн» показывал «Собор Парижской Богоматери» в четырёх частях, «Царскую невесту» и т.д. Сеансы в «Модерне» начинались в 16:00, в праздничные дни – в 12:00. Картины менялись два раза в неделю. Цены зависели от мест. Самыми дорогими были места в ложах второго яруса, цена сеанса обходилась в 3 рубля. С 1910 года зрителям при покупке билета выдавалась программа с кратким содержанием, она была отпечатана на цветной бумаге. Пока не была введена нумерация мест, при входе в кинозал образовывалась страшная давка, были даже несчастные случаи.

Популярные кинокартины и киногерои начала XX века

Число картин уменьшилось за счёт метража, но время сеанса увеличилось. Сеанс растягивался на три отделения. Например, 23 ноября в театре «Мефистофель» в сеансе были показаны «Венеция», «Король забавляется» и «Смерть Ивана Грозного», в заключение была показана комедия. Любимцами публики по-прежнему были комедианты Макс Линдер и Глупышкин. Вскоре «Мефистофель» был переименован в «Художественный». К 1912 году в Астрахани насчитывается уже 10 кинотеатров. На экране появляются многосерийные картины на историческую тематику: «Потом», «Огнём и мечом», «Камо грядеши», «Князь серебряный». Но каково бы не было содержание картины, её всегда завершал один из крупнейших мировых кинокомиков Макс Линдер. В 1913 г. число кинотеатров сократилось до восьми. Исторические картины были заменены уголовной тематикой. Названия говорили сами за себя: «Руки в крови», «Гений зла», «Месть кухарки» и т.д. Со временем в кинотеатрах появляется «поющее» кино. В «Модерне» идут музыкальные картины «Риголетто», «Утро», «Босоножка».

В театре «Вулкан», находящимся на месте современного Астраханского театра юного зрителя, огромным успехом пользовался театр «Миниатюр» под управлением Зеленского. Ставились фарсы Сабурова, такие как «Муж на кровати», «Смерть от поцелуя», «Светлячки». Дело доходило до запрета показов «из-за порнографии». «Вулкан» был ещё одним театром после «Модерна», слава о котором разлетелась далеко за пределами Астрахани.

С 1915 по 1917 годы число киноустановок в городе не изменилось. Был закрыт «Эдиссон», но открылась «Лира». Содержание картин было по-прежнему уголовно-сыскного характера. Приключения, невероятные развязки, трюки героев очень привлекали зрителя. Популярными были «Шайка бандитов», «Король Океана», «Роковая женщина», «Ник Картер» в 24 серии, «Злая ночь», «Чёрный ворон», «Васька Чуркин» и т.д.

С середины XX века появляются любители экранов. Вера Холодная, ставшая популярной по картине Евгения Бауэра «Песнь торжествующей любви», где сыграла Елену. Полюбился зрителю немецкий актёр Гарри Пиль, известный по немому кино. А также Витольд Альфонсович Полонский, Иван Ильич Мизжухин. Сейчас эти имена почти забыты.

В 1918 году кинотеатры не работали из-за боёв, но затем Губисполком обязал открыть кинотеатры и возобновить показы.

Автор: Н.В. Лосева

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!