Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Астраханский городской центральный физический кабинет
  1. Это интересно
  2. Астраханский городской центральный физический кабинет

Астраханский городской центральный физический кабинет

4 июня 2018 Просмотров: 224

На рубеже 1900-1910-х гг. в Астраханской Училищной комиссии возникла идея об устройстве в городе Педагогического музея, который выполнял бы задачу иллюстрирования теоретического материала, преподаваемого в городских школах. Одной из составляющих музея должен был стать Центральный физический кабинет.

В 1911 г. Городская Дума предоставила 2000 р. и помещение в здание городских учреждений для устройства данного кабинета. Для его оборудования были заказаны и привезены из Берлина от Ф. Эрнеке необходимые приборы, частично изготовлена мебель, но дальнейшие финансовые и организационные сложности привели к тому, что оснащение кабинета было приостановлено.

Весной 1912 г. заведывание Кабинетом было поручено студенту Санкт-Петербургского университета, бывшему учителю 2-го городского 4-х классного училища И.Ф. Якимову, и работы возобновились. Стараниями нового заведующего была усовершенствована аудитория, в которой выделили место для мастерской и темной комнаты для занятий фотографией; из мебели добавили длинный стол для опытов и доску-экран. Учащими школы глухонемых был выполнен переплет книг, необходимых для физического кабинета. Итог работы И.Ф. Якимова зафиксирован в двух планах: реальное положение физического кабинета в конце лета 1912 г. и перспективный план по его усовершенствованию.

Во второй половине 1912 г. вновь возникли затруднения, в результате чего физический кабинет так и не был открыт. К идее его организации вернулись только на рубеже 1913-1914 гг. С 1 января 1914 г. шли подготовительные работы по проверке исправности приборов, разработке и утверждению инструкции по заведыванию Астраханским Городским центральным физическим кабинетом.

Открытие физического кабинета состоялось 2 марта 1914 г. Заведующим кабинетом был назначен А.И. Александров, имеющий специальное техническое образование и многолетний опыт по производству и эксплуатации физических приборов. Кабинет предназначался для посещения занятий по начальной опытной физике учащимися высших городских мужских училищ, женских четырехклассных училищ, учительской семинарии, учащимися старших отделений мужских и женских городских начальных училищ, монархического, евангелическо-лютеранского и двух министерских школ – всего 48 учебных заведений.

Согласно отчетам, в 1914 г. учащимися было произведено 979 опытов по различным разделам физики: по общим свойствам физических тел, гидравлике, по теплоте, по статическому электричеству, по гальваническому току, по механике, по свету (в том числе занятия фотографией), по неорганической химии, опыты с воздушным насосом, с магнитами,. Продолжительность урока варьировалась от 1 до 2 часов с небольшим перерывом, занятия проводились так же в воскресные и праздничные дни, что было обусловлено востребованностью кабинета и плотным графиком занятий в его помещениях.

Устройство и оснащение физического кабинета в целом повторяло план, разработанный еще в 1912 г.: отдельная аудитория с механическим затемнением окон, экраном, подъемной классной доской и мойкой; лаборатория с библиотекой; механическая ремонтная мастерская для содержания приборов и машин в исправном состоянии, оснащенная комплектом мелких инструментов, токарным и сверлильным станками, столярным верстаком; темная комната для работы по фотографии с ванной и специальным освещением (кабинет располагал тремя фотоаппаратами); комната для хранения физических приборов.

Автор: Е.И. Шашкова


Литература:

 

Отчет о работах в Центральном физическом кабинете летом 1912 г. и план его дальнейшего оборудования (АМЗ КП 30166/369)

Известия Астраханского городского общественного управления № 14 02.04.1914 г. (АМЗ КП 34049/3)

Известия Астраханского городского общественного управления № 21 03.08.1915 г. (АМЗ КП 34049/1)

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!