Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Астраханские традиции благотворительности на примере купечества и предпринимателей
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Астраханские традиции благотворительности на примере купечества и предпринимателей

Астраханские традиции благотворительности на примере купечества и предпринимателей

26 октября 2012 Просмотров: 804

Неотъемлемой частью полноценной истории нашей страны является история благотворительности, в частности, астраханских купцов  - благотворителей.

Понятие благотворительности тесно связано с традициями милосердия и взаимопомощи, начиная с Древней Руси. Вплоть до 20 века в зажиточных домах России находили пищу и кров странники, убогие, юродивые и бездомные, погорельцы и другие страждущие.

Зачастую представителей купечества, буржуазии, предпринимателей изучали и описывали с «разоблачительных» позиций, осуждая их энергию и деловую хватку.

Однако, представителям российского купечества и промышленности, кроме деловых качеств исторически присущи такие черты, как доброжелательность, сочувствие к согражданам, активное участие в общественной жизни. Духовное развитие купцов и предпринимателей характеризуется сохранением национального самосознания, а также усвоением европейского образа жизни, либеральных мыслей, приобщением к общечеловеческим культурным ценностям.

Сведения о духовном облике предпринимателей, их вкладе в развитие отечественной культуры содержатся во многих научных исследованиях и работах краеведов. В частности в  коллективной монографии  «История предпринимательства в России», вышедшей в 2000 г. Имена купцов и предпринимателей, становившихся астраханскими меценатами и благотворителями, содержатся в газетных публикациях краеведа А.Г. Нагорных. Биографии и судьбе подаренного городу Астрахань П.М. Догадиным художественного собрания посвящена документальная повесть И.В. Анохиной «Высокий дар», вышедшая в свет в 1980 г. в Волгограде. Судьбу другого собирателя-благотворителя И.А. Репина исследовала Р. А. Захарова в статье «К портрету коллекционера». Информацию о других благотворителях можно почерпнуть из исторических очерков астраханского писателя-краеведа А.С. Маркова.

В Москве и Петербурге в 19 веке на благотворительные цели расходовалось до двух миллионов рублей (в каждом из городов). Не отставали в этом вопросе и астраханцы. Город призревал престарелых, оказывал пособия приютам, исправительной колонии, семействам нижних чинов убитых на полях сражений, бедным невестам, пострадавшим от пожара, содержал богадельни, ночлежные дома, родовоспитательный дом для подкидышей.

Предпринимательский слой был многолик и неоднороден. Все купеческие семьи старались дать своим детям образование. Так было в астраханской семье Ахматовых, которая  являла собой яркий пример, когда образование вместе с природной одаренностью порождали выдающихся личностей.

21 июля 1899 г. в газете «Астраханский листок» появилась замет­ка под названием «Крупное пожертвование», где указывалось: «Газета сообщает, что умерший тайный советник Михаил Ни­колаевич Ахматов всё свое состояние в сумме около 200 тысяч рублей завещал по частям — в пользу Казанского университета, где сам учился, в пользу Академии наук и на устройство в при­надлежащем ему селе Началово школы, больницы и ссудосберегательной кассы для крестьян».

В 1909 г. на средства Ахматова в с. Началово была открыта шко­ла садоводства и огородничества (единственная в губернии). Ее стали называть Ахматовской. Была сооружена больница, которую также именовали Ахматовской. Ахматовская школа сыграла большую роль в развитии садоводства на нашей земле. Ее преемником явился сельскохозяйственный техникум. А в здании школы садовод­ства долгое время находился лесной санаторий.

Имеются многочисленные примеры, когда астраханские купцы жертвовали значительные капиталы,  материальные  и продовольственные запасы с целью  защиты города от наводнений, других стихийных бедствий и для спасения жизни горожан. Во время эпидемий чумы, холеры, голода честные и гуманные коммерсанты раздавали нуждающимся хлеб, устраивали больницы, сиротские дома, прощали пострадавшим должникам долги. Добротой и щедростью отличался А.П. Сапожников. Он давал деньги на свадьбы, крестины, праздники, пенсии, похороны. В половодье 1856-1867 гг. мешками с мукой со складов Сапожниковых укреплялись берега. Благодарные горожане поднесли ему в дар серебряное блюдо с хлебом-солью и надписью «За спасение Астрахани».

Краевед Павел Юдин описал, что  в июне 1788 г., когда Канава вышла из берегов и дома в Армянской и Татарской слободах наполнились водой, то благодаря лишь стараниям купца Калустова город избежал громадных убытков. Лично от себя Калустов выставил 150 плотников и каменщи­ков, которым платил по 50 копеек в день, "кроме кушанья и на­питков". Кроме этого кормил присланных на работы солдат.

После спада воды поверхность канала нередко покрывалась тиной. Астраханский губернатор, статский советник Михаил Ми­хайлович Жуков, обеспокоенный плохим качеством воды в канале и Кутуме, решил хотя бы немного прочистить эти водные арте­рии города. Вниз по Кутуму находились торговая баня, мылова­ренный завод, несколько кожевен. Летом в меженное время на Кутуме, от Красно­го моста до Афонского сада (сад на русском кладбище при церкви Афанасия Афонского), с трудом проходили даже малые суда. Среди купечества и дворянства была организована подписка на сбор средств для благоустройства канала и Кутума. Губернатор составил список предполагаемых жертвователей и к каждому обратился со специальным письмом. Вносили деньгами, кто сколько мог.   В этом реестре под третьим номером шел купец и благотворитель И.А. Варваций. Но денег, собранных по подписке, едва хватило на частичное благоустройство Кутума. На сооружение канала деньги отпуска­лись из казенных сумм. Но их не хватало. Очень дорого обходи­лась ломка камня в карьерах около Дмитриевска. В 1785 г. последовал Высочайший указ: "Сообразовать дело об окончании канала".

Городские власти решили стены канала и набе­режную сделать деревянными. С астраханским купцом Кириллом Федоровым был заключен договор на поставку  бре­вен для свай. Обязывался он поставить из Нижего­родской губернии на следующий год и другой лесной товар. Во время нашествия Наполеона Федоров жертвует 19 тысяч рублей на обмундирование войск. Интересно, что когда в 1814 г. выбиралась депутация в Петербург на торжества по случаю воз­вращения из Франции императора Александра I, то от астраханс­ких дворян выбрали двух человек — "отставного флота лейтенанта Василия Дурново и коллежского асессора и кавалера Кирилла Федорова".

Одним из крупнейших благотворителей и общественных деятелей являлся С.М.  Лианозов. Он пожелал углубить городские водовместилища - Адмиралтейский затон, Канаву (Варвациевский канал) и р. Кутум с целью оздоровления и украшения города. Кроме этого, он завещал устроить дом трудолюбия, ночлежный дом для женщин и детей, содержать 4 кровати в глазной больнице, а также учредить и каждые 2 года вручать премию за лучшие проекты благоустройства, развития торговли, промышленности города Астрахани.

Постепенно осознание глубокой взаимосвязи между личным богатством и общественным благом, культурная эволюция российских предпринимателей способствовали их духовному развитию, интересу к искусству.

Развитие купеческого собирательства, поветрие коллекцио­нерства, охватившее вслед за дворянским чиновничьим Петер­бургом и торгово-промышленную Москву, оказывало заметное влияние и на купечество в провинции. Влияние обеих столиц распространялось на культурную жизнь самых отдаленных частей Российской империи, где можно было также встретить увлеченных своим призванием покровителей науки и искусства. Деятельность таких выдающихся меценатов, как П.М.Тре­тьяков, К.Т. Солдатенков и др., в поддержку национальной русской культуры создавала благоприятную почву для появле­ния на местах энтузиастов-просветителей из местной торгово-промышленной купеческой среды, охваченных желанием под­нять культуру родного города, края, создать коллекции, музеи, очаги культуры, подчас не уступающие столичным.

Весной 1909 г. из Москвы в Астрахань была доставлена пароходом богатейшая библиотека, безвозмездно подаренная городу. Вместе с 10 тысячью томами город получил 15 тысяч капитала для приобретения здания библиотеки. Основная часть этого собрания ныне находится в Астраханской областной научной библиотеке. Этим щедрым дарителем был просвещенный коллекционер Иван Акимович Репин, а его поступок представляет собой воплощение высоких нравственных начал.

Не менее благороден поступок другого купца - Павла Михайловича Догадина, который долгие годы  целенаправленно собирал работы русских художников. Купеческий род Догадиных в Астрахани ведет свою историю с конца 18 века. Купец 2-й гильдии, член Городской гласной Думы Михаил Павлович Догадин – отец Павла Михайловича Догадина – стоял во главе Торгового дома «М.П. Догадин и сыновья». В 32 года, после смерти отца и матери, в 1908 г. ведение дел по торговле скобяными товарами взял на  себя именно Павел Михайлович. В 1911 г. он начал свою собирательскую деятельность, приобретая автографы, произведения изобразительного искусства и старины. Октябрьские события 1917 г. привели к прекращению деятельности фирмы. Собственный дом Догадиных вместе с коллекцией картин лучших российских художников был подарен Павлом Михайловичем  Астрахани.

Большинство астраханских купцов, промышленников и предпринимателей прожили непростую судьбу. Но их общественно значимые добрые дела запечатлены в памяти потомков. А  история астраханской благотворительности является одной из интереснейших и поучительных страниц нашей  региональной истории.

Автор О.П. Просянова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!