Амфора Диониса в коллекции музея-заповедника
На территории Астраханского края достаточно редки находки, относящиеся к греческой цивилизации. А если таковы и встречаются, то связано это уже с сарматской культурой, так как кочевники выступали связующим звеном в культурно-экономических связях.
В экспозиции Краеведческого музея представлена греческая амфора, на которой нанесено энглифическое двустрочное клеймо . Амфору нашли в погребении знатной сарматской женщины в ходе археологических раскопок курганной группы в 1973 г. Раскопки проводились Поволжской археологической экспедиции Института археологии АН ССР и Московского государственного университета в зоне строительства первой очереди Астрахано-Калмыцкой рисовой оросительной системы, в районе сухого русла протоки Волги Кривая – Лука в Черноярском районе Астраханской области.
«Амфора относится к варианту II-2 по типологии С.Ю. Монахова, - говорит сотрудник Научно-исследовательского центра по сохранению культурного наследия г. Санкт-Петербург Анна Цинько. – Амфора была изготовлена в Гераклеи Понтийской в 340–330-е гг. до н.э. На клейме – имя мастера – Дионисий. Подобные клейма в целом встречаются со второй половины IV в. до н.э.»
Гераклея Понтийская в IV в. до н. э. являлась одним из самых активных торговых контрагентов в Причерноморье. Гераклейский импорт был особенно интенсивным – амфоры в равной степени хорошо представлены на поселениях и в некрополях как греческих, так и варварских[1]. Гераклейское вино конца IV в. до н.э. пользовалось определенной известностью даже за пределами Черноморского бассейна. Но, не смотря на популярность амфор, о самом гераклейском вине есть лишь одно упоминание у Теофраста, который с похвалой отзывался о таких качествах вина, как крепость и душистость.
Кроме важного экономического значения, встречаются упоминания этого города и в греческой мифологии. Дело в том, что Гераклея Понтийская – это мегарская колония на южном побережье Черного моря, около устья реки Киличсу, сейчас это территория современной Турции. В древности эта река называлась Ахерон – так же, как река в царстве мертвых в греческой мифологии. И здесь же, по верованиям древних, находился один из спусков в преисподнюю.
Гераклею Понтийскую в одном из своих приключений посетили аргонавты. Согласно мифологии, Ясон, Орфей и Геракл приплыли сюда на судне «Арго» по пути в Колхиду за Золотым руном. Именно здесь Геракл совершил один из своих 12-ти подвигов – победил пса, охранявшего вход в подземные пещеры, и спустился в царство мертвых.
Кроме того, эти же пещеры, в первые века нашей эры, использовались как тайное место поклонения первыми христианами.
Как уже говорилось ранее, погребение принадлежало знатной сарматской женщине – помимо амфоры там находилась большое количество бусин, две подвески из гешира с обкладкой из золотой фольги (представленные на эксклюзивной выставке «Золото кочевников»), в ногах был жертвенный баран и чернолаковая греческая миска с низким поддоном, со слегка загибающимся внутрь венчиком. Внутри на дне миски– штампованный орнамент из четырех рядов насечек, окружающих четыре пальметки. Миска была изготовлена в Аттике в 330-300 гг. до н.э.
Все уникальные предметы античности представлены для широко круга посетителей музея в экспозиции Краеведческого музея «Астраханский край в древности».
Автор: Е.П. Казакова
[1]С.Ю. Монахов . «Поздние» серии Гераклейских амфор (конца IV–первой трети III вв. до н.э. // Античный мир и археология. Вып., 11. Саратов, 2002. С. 167-177.