Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник 350 лет Джульфинской торговой компании
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. 350 лет Джульфинской торговой компании

350 лет Джульфинской торговой компании

20 февраля 2017 Просмотров: 339

Присоединив Поволжье в 1556 году и получив выход в Каспийское море, русское государство установило прочные торговые отношения с Закавказьем, Ираном и Средней Азией. Русское правительство стремилось расширить экономические связи со странами Востока, изменить традиционные пути, по которым она велась, и направить их через Россию. Крупную роль в торговых связях между Востоком и Европой играли джульфинские армянские купцы, создавшие торговую компанию, сосредоточившую в своих руках значительную часть торговли шёлком, производимом в Шемахе, Гандже и Гиляне.

Торгово-промышленные круги Ирана, часть которых составляли армянские купцы, рассматривали вопрос о возможности торговых операций с обширной Российской империей. В 1667 году, в Москве, после издания Новоторгового устава, русским двором был заключен торговый договор с деловыми представителями крупного армянского капитал – Джульфинской (Джугинской) торговой компанией, прибывшей сюда из Персии. Согласно Московскому договору, она обязывалась осуществлять перевозку восточных товаров в Европу по волжско-каспийскому тракту, через Московское государство. Правительство, таким образом, надеялось добиться путем увеличения транзита шелка роста пошлин и притока в Россию золота и серебра. Новоторговый устав предписывал с 1667 г. всем купцам при выезде из Астрахани с товарами для продажи платить двойные пошлины. В этот период усиливается таможенный контроль. Введение Новоторгового устава привело к тому, что Астрахань становится единственным русским городом, где восточные купцы могли платить минимальную пошлину по 10 денег с рубля, продавать товары оптом и в розницу, производить на льготных условиях закупку предметов русского и западноевропейского производства.

Джульфинская армянская компания, состоящая из 40 купцов, получила льготы: право свободного проезда через Москву и порубежные города в Европу, право не платить высокие пошлины за ввозимые товары, право платить устоявшуюся плату за перевозки. Сами же привозные товары, согласно Новоторговому уставу, оплачивались 5% рублевой пошлиной. В Россию из восточных стран через Астрахань поступали в основном шелк и шелковые изделия, хлопчатобумажные ткани и изделия из них, хлопчатая бумага, меха, медь и кожи, фрукты, пряности. Кроме шёлка-сырца, транзитом через Дербент из Азербайджана и Персии в Астрахань армянскими купцами ввозились шёлковые изделия – камка (тонкая шелковая ткань с цветочным рисунком), бархат, атлас, тафта, дарай (плотная шелковая ткань с узенькими разноцветными полосками), производившиеся в Тебризе, Шемахе, Баку, Гандже, Ардебиле. Эти ткани продавались купцами в российских городах, где они пользовались большим спросом. Из России же экспортировались промышленные товары и сельскохозяйственная продукция. Армянские купцы занимались не только торговой деятельностью. Значительную часть своего капитала астраханские армяне вкладывали и в сферу предпринимательства, осваивая ткацкое производство и открывая шелковые мануфактуры.

Армянское купечество Астрахани стало играть большую роль в торговле России с Ираном, а особенно в восточно-европейской транзитной торговле через Россию. На долю армянских купцов приходилось 70-75% общей суммы оборотов русско-иранской торговли. Поскольку удельный вес российского купечества в торговле с Ираном в этот период был небольшим, то участие армянского купеческого капитала являлось одним из существенных факторов, способствовавших расширению товарооборота между Россией и странами Востока. Для Джульфинской компании Астрахань стала не только одним из удобных рынков, но и важным транзитным пунктом в многочисленных торговых операциях.

Автор: А.С. Барсукова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!