Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Учитель - воин, учитель - труженик
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Учитель - воин, учитель - труженик

Учитель - воин, учитель - труженик

30 ноября 2023 Просмотров: 182

Учителя-фронтовики – это особенная категория педагогов, дававших детям больше, чем математические формулы и правила грамматики. Они были живым воплощением героической истории, источником рассказов о войне. Они учили послевоенное поколение патриотизму, мужеству… Давно их уже нет, но память о них жива в сердцах бывших учеников, которых они сделали грамотными, образованными, привили нравственную основу. Их дела, как военные дороги, так и мирные будни, были бесстрашными и громкими, но об этом сейчас мало кто знает. Потому что они не любили говорить сами о себе. Потому что уже поработало время... Всем известно, что без любви к своему Отечеству, к своей малой родине, без знания ее истории невозможно строить завтрашний день нашего государства. Наш долг – сохранить память о наших доблестных земляках.

В своей работе я хочу рассказать о икрянинцах-участниках Великой Отечественной войны, детях войны, которые связали свою жизнь с профессией педагога.

Лихоманова Мария Михайловна [АМЗ НВ 20001-19]. Родилась в 1922 г. в селе Сергиевка в семье рыбака–крестьянина. В 1936 г. окончила 7 классов неполной средней школы в поселке Александровском (так тогда назывался поселок Трудфронт) и поступила в Астраханское педагогическое училище.

В 1940 г. окончила педучилище и начала работать учительницей начальных классов в Трудфронтской неполной средней школе. В августе 1942 г. Икрянинским райвоенкоматом была мобилизована в ряды Красной Армии.

После прохождения военной подготовки в запасном полку была направлена в Сталинград, где продолжала службу телефонистом в 1077 артиллерийском полку 38-й стрелковой дивизии в составе 21-й армии Сталинградского фронта.

Сначала Сталинградской битвы и до ее конца находилась в боях за город. После ликвидации окруженной группировки немецких войск под Сталинградом с боями пошли на запад. Принимала участие в боях за освобождение Кавказа, форсировала Сиваш, освобождала Варшаву и Керчь.

В 1945 г. в августе демобилизовалась. Вернулась в поселок Трудфронт и снова стала работать в школе учителем начальных классов, воспитателем в ФЗО здесь же, в поселке. В 1955 г. окончила Астраханский педагогический институт им. С.М. Кирова и продолжила работать директором вечерней школы рабочей молодежи.

Награждена орденом «Отечественной войны», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», а также юбилейными медалями [1].

Глебов Андрей Сергеевич [АМЗ НВ 20001-6]. Этого человека в Икряном знал каждый житель старшего поколения. Андрей Сергеевич родился в селе Яндыки Лиманского района в семье мастеровых людей. Часами наблюдал за работой деда-кузнеца, перенимая навыки профессии.

Он многое помнил из своей молодости: становление Советской власти в Астраханском крае, голод, разруху, жестокие схватки 11-й Армии с белогвардейцами. Огромная жажда знаний привела Андрея Сергеевича на рабфак, который дал возможность поступления в институт. Он окончил его и начал преподавать в Федоровской, затем Трудфронтской школах.

Мирные планы разрушила война. С первых дней Андрей Сергеевич был призван на фронт. Боевое крещение получил в Севастополе. Был ранен. После излечения – офицерские курсы и снова на фронт. На этот раз – на Северный Кавказ. За выполнение важного задания на Перекопе подразделение разведки, которым командовал Глебов, было отмечено командованием, а Андрей Сергеевич представлен к ордену Красной звезды. Затем были Крым, Витебск, Кенигсберг, Прибалтика и, наконец, Ленинград. Зимой 1945 г. А. С. Глебов был демобилизован. С фронта он вернулся коммунистом и тут же получил партийное задание: назначен директором Икрянинской средней школы. Затем работал инспектором отдела образования.

Последние годы своей трудовой деятельности он возглавлял профессионально-техническое училище № 20, откуда ушел на заслуженный отдых. Андрей Сергеевич всю жизнь вел большую общественную работу. Особенно его волновала тема патриотического воспитания молодежи и сохранение природных богатств родного края. Он тяжело переживал сокращение дисциплин по строительным специальностям, предвидя, что со временем они обязательно понадобятся.

А.С. Глебов был в числе активных нештатных авторов районной газеты «Северо-Каспийская правда». Писал воспоминания о войне, поднимал вопросы нравственного и патриотического воспитания молодежи, экологического состояния региона [2].

Седов Анатолий Александрович [АМЗ НВ 21307-6]. Закончил Икрянинскую среднюю школу в 1942 г. Как комсомолец, был направлен на Сталинградский тракторный завод. Анатолий участвовал в обороне завода, помогал восстанавливать разрушенные цеха, сопровождал танковые колонны на фронт. В одну из таких «командировок» остался в войсковой части. Был тяжело ранен. Домой вернулся инвалидом второй группы. По окончании войны был принят на партийную работу. В 1949 г. закончил партийную и юридическую школы. С 1961 го. работал учителем истории в Икрянинской средней школе, затем завучем.

Из воспоминаний А.А. Седова: «Сентябрь 1939 года. Только что началась Вторая мировая война разбойничьим нападением на Польшу. Мы, ученики 7-го класса Житненской школы, бурно обсуждали события в мире, занимались в кружках ГТО, ВПХО. Именно в это время я был принят в комсомол. Первым моим комсоргом была Лидия Андреевна Мухина. Школа была маленькая, состояла из трех отдельных домов и, конечно, никаких комнат для работы кружков. Вся наша работа комсомольцев, помимо учебы, состояла в посильной помощи колхозу. В ту пору, помню, было, первым заданием организовать бригаду из 5-ти человек на лошадях, запряженных в арбы. Нужно было на сенокосном участке вырубить кустарник, сложить его и отвезти в столовую рыбкоопа. Кустарник мешал косить сено, а сено шло для Красной Армии.

Эту работу мы делали целых две недели после уроков. Тогда в селах еще были неграмотные. Нашим заданием было - каждому комсомольцу обучить грамоте 3-х человек. Как правило, это задание перевыполняли.

Ранняя весна 1942-го года. Большинство мужчин из сел ушло на фронт, а здесь, после жестокой зимы 1942-го года начался замор рыбы и много еще живой плыло поверх воды.

Мы - подростки организовывали бригады по отлову этой рыбы и сдачи ее на жиротопку. Бывало, на веслах так намучаешься, что есть неохота. Моторов тогда не было.

В конце 1942 года (мне исполнилось 17 лет) я попросился добровольцем на фронт. Долго собирали наши группы и наконец, направили в Сталинград, не в армию, а ремонтировать танки. Поработал я так до мая 1943 года, а потом, будучи в командировке на фронте с танками так там и остался. Но комсомол не оставил меня. Вначале 1944 г. я был избран комсоргом танкового батальона, занимал эту должность вплоть до ранения 6 октября 1944 г. в Германии.

С тех пор прошло много лет и, хотя, я уже был коммунистом, с комсомолом связь не прервал. Я долго работал и учился партийной работе и всегда опорой в самых сложных ситуациях были комсомольцы.

Последние 14 лет работы – это работа в Икрянинской школе, вначале учителем истории, а затем завучем.

Опираясь на инициативу и желание работать, было немало сделано за эти годы: оформили Ленинский зал, школа переведена на кабинетную систему, создан музей истории, построен памятник выпускникам школы – святое место для жителей Икряного. За эти годы мы старались развивать инициативу у ребят. Устремленность – это очень важное качество» [3].

Волощенко Клара Валентиновна [АМЗ НВ 20689- 1]. Родилась 3 ноября 1933 года в с. Икряное. Всю жизнь она посвятила детям - работала в Икрянинской школе учителем начальных классов.

Клара Валентиновна относится к поколению детей войны. В первый класс пошла учиться в тот самый роковой для страны год. Она и сейчас помнит, как плакали взрослые, услышав страшное слово «война». Помнит, как уходил на фронт сначала отец, потом брат. Ученикам младших классов выдавали в школе по кусочку черного хлеба и горячий чай без сахара.

Из воспоминаний К.В. Волощенко: «Это сейчас вы, ребята, получаете завтраки, да еще выбираете: этого не хотим, это не едим, - со слезами на глазах рассказывала детям о своем военном детстве Клара Валентиновна. - А нам постоянно хотелось хлебушка. Портфели нам заменяли холщевые мешки, сшитые мамами. Вместо тетрадок - старые газеты, на которых писали между строк… Но главным для нас оставалась учеба. Наши отцы, братья воевали с фашистами, и было бы очень стыдно плохо учиться».

Еще Клара Валентиновна рассказала, как дети писали письма на фронт, собирали посылки солдатам. Кто-то приносил из дома вязаные носки и варежки, кто - то табак.

«Все для фронта, все для Победы!» - под этим девизом жила вся страна. А сколько было радости, когда все услышали долгожданное слово: «Победа!».

Семья Клары Валентиновны плакала от радости: с войны вернулись живыми отец и брат. После семи классов девушка осталась работать в школе. Через два года поступила в педагогическое училище. Успешно окончив учебное заведение, вошла в знакомый класс уже педагогом. Сделала не один выпуск. Ее ученики давно стали взрослыми и водят в школу своих внуков. Клара Валентиновна гордится своими учениками. Есть среди них врачи, учителя, юристы. В 1997 г. Клара Валентиновна ушла на заслуженный отдых, но продолжала помогать коллегам: подменить, подсказать [4].

Михайлова Римма Владимировна [АМЗ НВ 21307-8]. Родилась 18 июня 1923 г., житель с. Икряное. В течение 40 лет проработала учителем в Икрянинской средней школе. Неоднократно избиралась депутатом сельского Совета народных депутатов. За трудовую деятельность награждалась почетными грамотами, присвоено звание «Отличник народного просвещения», «Ветеран труда».

Учитель – человек особой породы: подвижник, патриот, горячо любящий детей, интеллигент в самом высоком понимании слова. И все это о ней - Римме Владимировне Михайловой ветеране педагогического труда Икрянинской средней школы. Свою педагогическую деятельность она начала перед войной, в 1940 г., будучи ученицей выпускного класса. Девушка была настолько подготовлена к ведению уроков, что дирекция школы разрешила ей преподавать в начальных классах. Июнь сорок первого... Сданы выпускные экзамены. Девчонки шили белые платьица. Мальчишки мечтали о службе в Армии. После выпускного вечера до утра гуляли по берегу Волги, строили планы на будущее, давали слово встретиться через год после бала. А собрались лишь через четыре года, в сорок пятом и далеко не в первом составе. Именно тогда Римма Владимировна предложила увековечить память одноклассников, погибших на фронтах Великой Отечественной. Памятник установили на школьном дворе.

Свою мечту стать профессиональным учителем, как мама, Римма Михайловна осуществила в 1946 г., окончив Астраханский учительский институт. И снова вернулась в родную школу. В 1949 г. молодого педагога назначают на должность завуча, а еще через четыре года доверяют руководство ведущей школой района.

В 1973 г. Римма Михайловна выходит на пенсию по выслуге лет. Но связь со школой не прерывает ни на день. Она постоянный участник пионерских сборов, комсомольских собраний, торжественных мероприятий. Ни разу с ее стороны не было отказов встретиться с учениками или коллегами. Много лет была народным заседателем в районном суде. Именно она в 90-е годы после распада СССР стала инициатором возрождения районной организации КПРФ.

Человек высокой культуры, духовных и нравственных сил всей своей жизнью являла пример стойкого борца за социализм, воспитывая молодое поколение в духе патриотизма, интернационализма, высокой нравственности.

По словам директора школы Светланы Михайловны Амосовой, Римма Владимировна навсегда осталась в памяти коллег настоящим интеллигентом, никогда не теряющим достоинства, при этом очень скромным и человечным. По стопам мамы пошла единственная дочь Татьяна, напоминающая Римму Владимировну не только статью, красотой, но и преданностью учительскому делу. По ходатайству коллектива Икрянинской средней школы отличнику народного просвещения Римме Владимировне Михайловой в июле 1995 г. присвоено звание «Почетный гражданин Икрянинского района» [5].

Источники и литература:

1.Воспоминания участника Сталинградской битвы Лихомановой М.М. Рукопись. Из архива автора.

2.Воспоминания участника Великой Отечественной войны Глебова А.С. Рукопись. Из архива автора.

3.Воспоминания участника Великой Отечественной войны Седова А.А. Рукопись. Из архива автора.

4.Воспоминания Волощенко К.В. Рукопись. Из архива автора.

5.Северо-Каспийская правда. 2016. 20 января. № 5.

Автор : Будникова Ю.А.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!