Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Купольные кресты на культовых объектах астраханского кремля: сравнения и анализ
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Купольные кресты на культовых объектах астраханского кремля: сравнения и анализ

Купольные кресты на культовых объектах астраханского кремля: сравнения и анализ

10 сентября 2020 Просмотров: 753

На культовых сооружениях астраханского кремля в ансамбле Троицкого собора (1603 г.), Успенского Кафедрального собора (1710 г.), Никольской надвратной церкви (1729 г.), Пречистенской колокольни (1910 г.), ансамбля Архиерейского дома (1617 г.) обращают на себя внимание накупольные (надглавные) кресты разной величины и формы. Возвышаясь над храмами, они сияют ярким золотым светом, что придает еще большую торжественность и нарядность всей архитектуре. Всматриваясь в общую форму надглавных крестов можно не только удивляться искусству мастеров кузнечного дела, а также отметить разнообразие в изображении креста имеющий особенный символический язык, осмысление которого лежит через православные каноны.

Крест, как образ в Православии в своем изображении имеет существенные различия между теми и другими видами крестов: от нательных до поклонных и накупольных. Об этом подробно рассматривается, и описывается в науке изучающей историю и художественное изображения креста - ставрография.

Так, для общей характеристики монументального креста имеются обозначения отдельных его составных частей, принятых в исследовательских работах. Основная ось (вертикаль) называется мачта или ствол. Часть ствола возвышающаяся над средокрестием называется верхняя лопасть или оголовье. Обозначение рукавов или лопастей креста, используется термин ветвь (лопатка, рога). Для обозначения средокрестия или перекрестия, используется термин средник. Горизонтальный брус называется перекладина. Для монументальных памятников: шипа (зуб), расположенного в основании и предназначенного для установки креста в вертикальном положении, стояна- подставка, подножие, пъедестал), имеющего отверстие или паз для крепления шипа или самого основания креста. Для обозначения стояна используется также термины цоколь и постамент. На вершине храма крест крепится с использованием специального шеста, выходящего из основания купола. Шест, а также цепи, к которому крест приделан, удерживается от порывов ветра. Кресты на колокольне, имеют более основательное крепление.

И если описательная терминология применительна для форм различных крестов, то символическое изображение может быть очень разнообразным, выдержанной христианской идеей, значение которой иногда бывает противоречивой и вызывать разные толки. Так, часто при рассматривании накупольных крестов ансамбля Троицкого собора (Веденской и Сретенской церкви) астраханского кремля, вызывает вопрос изображение полумесяца, где концы полукружия обращены вверх и находятся под крестом. Такой тип четырехконечного креста установлен на главках Веденской и Сретенской церкви астраханского кремля.

Большинство людей под символом креста и полукружия обыкновенно полагают непосредственно изображения месяца т.е. здесь значения торжества православия над мусульманством. Самое распространенное в этом случае мнение гласит, что полумесяц под крестом появился после татаро-монгольского периода. Данное мнение считается ошибочным и объясняется существованием данного символа на примерах памятников еще древневизантийского зодчества, и в примерах форм крестов на территории Греции в Афонских монастырях, где сохраняя преемственность крестов глубокой древности, изображался в нижней части ствола образ дракона, ранее змея вид которого с одной стороны обращенный головой, с другой- хвостом по обе стороны креста. Здесь, змей или дракон символизирует победу над злом и спасение. С дальнейшим видоизменением подобного креста появляется полукружие, упрощаясь, в том числе и в якорь. Четырехконечный крест и полукружие - якорь, как символ спасения и надежды. Это утверждение соответствует понятию о храме как о корабле или ковчеге плывущем в Царство Божие. Данный элемент храмовой символики имеет и другие варианты значения: полумесяц знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него; это еще и люлька, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц — это чаша…

Другая форма четырехконечного креста, которая также украшает главки куполов Троицкого собора, и по величине достигает до 3 метров отличается изящным прорезным растительным орнаментом по всему стволу и рукавов креста. По центру средокрестия солнце, лучи которого волнистыми линиями передают сияние завершаются резными декоративными узорами. Солнце- это Божественная слава и свет. Исходящие из средокрестия и лопастей креста лучевое сияние завершается на концах звездами. Звезда- это символ духовной мудрости и чистоты. Вестник нового дня и искорки божественного огня и света, а также образ Рождества Христова.

Данные кресты в ансамбле Троицкого собора появились в ходе реставрационных работ, в 70-е г. XX в., они были установлены на месте ранее утраченных. По своему материалу кресты железные и золоченные путем наклеивания листочков сусального золота, в настоящий момент вновь обновленные золотым покрытием.

На Кирилловской часовне (1677 г.) накупольный крест четырехконечный, имеющий форму латинского креста, он лаконичный, простой и лишен каких либо декоративных элементов.

Кресты на главках Никольской надвратной церкви появились во второй половине XX века, они имеют так же четырехконечную форму и декоративно-смысловые решения. Как и в крестах Троицкого собора, здесь имеются полукружия в нижней части ствола, что символизируют собой якорь, где стреловидные навершия дуги точно указывают на это значение. И если по православной символике храм это корабль, то и с исторической точки зрения Никольские ворота с надвратной церковью выходили к Волге, словно корабль стоящий на якоре. Украшает крест расходящиеся из центра прямые и волнистые лучи со звездами, напоминающие солнечные лучи или молнии- символ благодатного и очистительного огня. Завершение ветвей креста напоминает стилизованное изображение цветка лилии означающее чистоту. Растительный элемент это и виноградная лоза в нижней части ствола креста. Главное значение виноградной лозы- это символическая ее связь с Таинством причащения.

Главки Успенского кафедрального собора и Пречистенской надвратной колокольни украшают восьмиконечные кресты, считающимися самой распространенной формой. В России впервые восьмиконечные кресты стали устанавливать на главах храмах в XVI веке, так один из первых таких крестов был установлен при Иване Грозном на Успенском соборе Московского кремля.

Так по письменным сведениям до 1880-х годов, на пяти главах Успенского собора еще были установлены четерехконечные кресты, а купола покрытые железом с золочеными звездами. В 1884 году с разрешения Епископа Астраханского и Енотаевского Евгения на пяти куполах собора были вновь устроены кресты, но уже восьмиконечные, под ними шары и главы из красной меди вызолоченные червонным золотом, а купола покрыты железом и выкрашены. Позже в 1895 году главы и кресты были вызолочены. На фотографиях конца XIX- начала XX века с видами Успенского собора можно увидеть данные кресты.

Четкий и простой силуэт накупольных крестов Успенского собора, имеет единственную декоративную деталь- солнышко на средокрестии. Восьмиконечный крест сложен из верхней малой перекладины, средней длинной и короткой нижней (косое подножие). Верхняя перекладина -означает дощечку (титло) с именем Иисуса, к средней были пригвождены руки Христа, нижняя подставка для ног- Христа.

О том, какой был накупольный крест Пречистенской колокольни с момента его строительства известно в сведениях газеты «Астраханский вестник» 1909 года: «…предполагается поднятие вновь вызолоченного креста на новую колокольню при Кафедральном соборе. …Крест будет подниматься на блоках снизу. Крест сделан из дубового дерева, толщиной в 4 вершка и обложен толстыми листами из красной меди. Весом он приблизительно до 60 пудов и длиною со стержнем более 3 сажен».

В ансамбле архитектуры Успенского собора, как и Пречистенской колокольни настоящие накупольные кресты появились уже во второй половине XX века т.к. ранние были утрачены в 1930 -е гг.

В декабре 2015 года особым событием для горожан стала торжественная установка православного креста на домовой церкви Спаса Всемилостивого Архиерейского дома в кремле. Общей высотой в 2,8 метров и весом в 200 кг, восьмиконечный крест, покрытый сусальным золотом, он стал символичным памятником христианской веры и исторического прошлого.

Источники и литература:

Ставрографический сборник.Книга II: Крест в Православии. СБ.статей/Сост. Научн.ред.С.В.Гнутова.М.:ИЗД.Московской Патриархии; изд.»Древлехранилище», 2003. 372 с.

Ставрографический сборник.Книга III: Крест как личная святыня.Сб.статей/Сост.Научн.ред.С.В.Гнутова.М.:ИЗД.Московской Патриархии; изд.»Древлехранилище», 2005. 700 с.

Шейдаев Э.И., Анашкевич М.А. - Русский крест. Символика православного надглавного креста. -М.:Р89 АСТ:Апрель,2006.- 300 л.

«Астраханские Епархиальные Ведомости». 1880 г. №20 С.307 – 314

Ведомость о состоянии Астраханского Кафедрального Успенского Собора, Клировые ведомости священнослужителей:
Кафедрального протоиерея Николая Ивановича Летницкого и старосты Василия Ивановича Смирнова. 1901 г.
ГКУАО ГААО. Ф. № ф -294. Оп. 2. Д.11. Л. 1-15.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!