Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Из истории Астраханской таможни
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Из истории Астраханской таможни

Из истории Астраханской таможни

14 марта 2018 Просмотров: 463

В 1556 г. Астрахань окончательно вошла в состав Московского государства. С этого времени в город стали назначать воевод. Как правители порубежного (приграничного) края, они, согласно существующим уложениям, помимо военных функций, «ведали» посольскими делами и внешней торговлей: назначали сборщиков таможенных пошлин, осуществляли контроль над взиманием пошлинных сборов, боролись с контрабандой. Так возникла Астраханская таможенная служба, история которой насчитывает несколько веков.

В 1558 г. на левом берегу Волги, на Долгом бугре, была сооружена крепость, положившая начало новому городу-Астрахани. В эти годы в общегосударственном масштабе таможенные сборы контролировались финансовым приказом. На местах же сборы осуществлялись таможенными дьяками при приказных избах.

С начала XVII в. в Астраханском крае создаются первые таможенные посты. До учреждения специальной таможни в крае устраиваются таможенные заставы: Урустобатская, Круглинская (район дельты Волги и Круглинского острова). Документы (выписи 1666-1698 гг.) подтверждают, что суда и товары, прибывшие сверху, подлежали досмотру. Таможенную службу несли стрельцы, задача которых состояла в выявлении купцов, пытающихся обойти правительственные заставы. К этому времени таможенная служба в Астраханском крае формируется окончательно. Об этом свидетельствуют, в частности, грамоты Казанского приказа с напоминаниями Астраханскому воеводе А.Н. Трубецкому о своевременном взимании пошлин с восточных купцов в 1625 году, а также ряд Указов царя Михаила Федоровича Астраханскому таможенному голове Федору Маркову в 1632 г.

Астраханская таможенная служба вначале располагалась на территории  Кремля (при Приказной избе), а позже, как самостоятельное учреждение–таможня переместилась на территорию Белого города в 30-е гг. XVII в. Количество застав увеличивалось: в 1681 г. на протоках Бахтемире, Бузане, Уваре и Долгом острове числилось по десять стрельцов для таможенных целей.

В 1717 г. была учреждена Астраханская губерния, и на таможенную службу выпала большая ответственность, резко вырос объем работы по сбору пошлин с внутренней торговли.

В 1800 г. в губернии было создано еще одно крупное таможенное учреждение – Седлистинская таможня. К этому времени сформировался институт директоров таможенных служб.

К 1823 г. Астраханская таможня становится главной в округе, включающем в себя Нижнее Поволжье и часть Кавказа.

В Государственном архиве Астраханской области сохранился интересный документ со сведениями Таможенного ведомства – Циркулярное предписание (циркуляр), который предназначался для предупреждения таможенных служб: «Дело о хранении в пакгаузах Астраханской таможни 75 т сигар, принадлежащих Г-ну Сахарову (Для Астраханской Таможни)». Указывается дата начала и окончания дела соответственно: 6 июня 1855 года и 25 августа 1855 года. «В Департамент Внешней Торговли поступило ходатайство о дозволении хранить в пакгаузах Астраханской таможни впредь до представления потребного числа бандеролей, 75 т сигар, привезенных в Астрахань из Сальяна на имя Г-на Сахарова и приготовленного из табака Закавказского произрастания»[1]. К данному документу приложена справка: «Сигары на имя Купца Сахарова в Таможню еще не привезены. Приказали: когда будут привезены в Астрахань на имя Купца Сахарова сигары, тогда поступить с ними на основании настоящего предписания Департамента Внешней торговли от 19 истекшего мая 1855 г. № 8469-й. Подано 23 июня 1855 года в Астраханскую Таможню от Астраханского Армянина Калуста Сахарова».[2]

В рассматриваемом документе существует и прошение, суть которого заключается в следующем: «Представляя при сем свидетельство, выданное из Елизаветопольского Уездного управления на имя Тайного Советника Барона Мейендорфа, от 22 марта 1855 № 1827 на вывозимый им в Россию курительный табак в количестве 180 пуд и 74000 сигар. Покорнейше прошу Астраханскую таможню по надобности мне возвратить. Июнь 22 дня 1855 г.»[3]. В циркуляре присутствует копия свидетельства. «Свидетельство (Копия): Дано еще из Елизаветопольского уездного правления Господину Тайному Советнику Барону Мейендорфу в том, что вывозимый им отсюда в Россию курительный табак, в трех сортах, в количестве стовосемьдесять пудов и семьдесять четыре тысячи сигар, действительно приготовлены в его собственных заводах, состоящих по близости Город Елисаветополя. В удостоверении чего подписал и приложением Казенной печати свидетельствуется Марта 22 дня 1855 год г. Елисаветополь. Подписал Елисаветопольский Уездный начальник ротместер Тарковский. Скрепил Секретарь Вацель. Подлинное свидетельство получил 27-го июня Астраханский из Армян Калуст Сахаров».[4]

Анализируя данный архивный документ, нельзя не заметить, что события и деятельность конкретного лица, подпадающие под сферу таможенных интересов и обязанностей очень четко фиксировались по определенному алгоритму. Последний представлял собой правила оформления документов по данному делу, пункты их назначения и итогом являлось решение, принятое по данному вопросу. Регламент таможенной службы обязывал строго подчиняться принятым правилам.

Непосредственно предписание, обозначенное под № 729 свидетельствует следующее: «Усматривая из донесения Астраханской таможни от 25-го минувшего Июня за № 729, что табак и сигары, привезенные в оную из Сальянъ на имя купца Сахарова, суть Закавказского происхождения, Департамент Внешней торговли предписывает Таможне: по наложению надлежащих бандеролей на таковые сигары и табак выпустить оные по принадлежности. Акт 7.1855 года августа 24 дня акт сей, составлен в присутствии Астраханской Таможни, в том, что присланными от Градской Думы вследствие требования Таможни, табачными фабрикантами Астраханскими купцами: Герасимом Емельяновым Чириковым и Артемием Яковлевым Назаровым были свидетельствованы табак и сигары, привезенные из Сальянъ на имя купца Сахарова и оказались: сигары IV сорта и продаются недороже 46 коп. сер. За сотню, а табак V сорта и продается не дороже 4 руб. 80 коп. за пуд. Значащиеся в 7 акте табак и сигары свидетельствовали присланные Градской Думы табачные фабриканты».[5]

Окончание этого дела фиксируется в архивном документе особым направлением в Астраханскую казенную палату (25 августа 1855 года, № 1135): «Таможня покорнейше просит Астраханскую Казенную палату предписать Астраханскому Уездному Казначейству отпустить 95 бандерольных листов по 1 р. 40 коп. лист для наложения на сигары IV-го сорта и 18 листов по 80 коп. лист для наложения на табак V-го сорта и о распоряжении своем по сему предмету не оставить уведомить Таможню, что бы она могла прислать приемщика с рекомендациями за бандероли деньгами. Подписал: Исправляющий должность Управляющего Андрея Ключаревъ, скрепил: секретарь Ливанов»[6]. Это был последний пункт назначения документа с окончательным разрешением дела.

Вторая половина XIX в. – пора процветания Астраханского края. Сама Астрахань быстро разрасталась, в том числе благодаря поступлениям от таможенных сборов: город развивался на хлебной торговле с Персией, а вверх по Волге шли восточные товары, рыба, соль. Интересно отметить, что по росту таможенного дохода с 1854 по 1893 гг. Астраханская таможня занимала второе место после Иркутской среди всех таможен России.

Первая Мировая война резко ограничила работу Астраханской таможни, а в период Гражданской войны в крае (1918-1919 гг.) таможенная служба была временно ликвидирована. В 20-х годах минувшего столетия астраханская таможня осуществляла торговые операции преимущественно с Персией. В 30-е гг. XX в. из-за упадка экономики, снижения уровня производства во многих отраслях промышленности, из-за нестабильной политико-социальной ситуации астраханская таможня прекратила свое существование.

В 1992 г. начинается становление современной таможенной службы.     Астрахань становится приграничным городом, приобретая статус южного форпоста России. Для государств Ближнего и Дальнего Зарубежья открываются водные, железнодорожные и воздушные пути. Именно в этот период было принято решение возродить торговый флот на Каспийском море: в 120 км от города началось строительство торгового порта Оля. Торговый порт - это не только причалы, краны и корабли. Это еще и огромная инфраструктура, которая необходима для его функционирования. Одной из таких функциональных частей является таможенное управление, так как основным назначением порта является перевалка генеральных, контейнерных и паромных грузов. Основными направления морских перевозок являются: Индия, Иран, Казахстан, Туркменистан. Есть и паромное сообщение с Баку (Азербайджан), Туркменбаши (Туркмения), Актау (Казахстан), Энзели (Иран). В настоящее время порт оснащен таможенным пунктом, функционирует с 9 причалами и принимает российские и иностранные суда.

С развитием потенциальных экономических возможностей региона таможенное дело выступает как регулятор внешнеэкономических связей с привлечением, пополнением и стабилизацией финансов, защиты монополии на ряд отечественных товаров, что является одним из приоритетных направлений профессиональной деятельности. В современный период возрастает и научный интерес к познанию роли и места таможенной системы управления в государственном устройстве.

Автор: А.С. Барсукова

[1] ГААО. Ф.681 Оп. 1. Д.217. Л.3.

[2] ГААО. Ф. 681. Оп.1. Д.217. Л. 3.

[3] ГААО. Ф. 681. Оп.1. Д.217. Л. 4.

[4] ГААО. Ф. 681. Оп.1.Д. 217. Л. 5.

[5] ГААО. Ф. 681. Оп.1. Д.217. Л. 6.

[6] ГААО. Ф. 681. Оп.1. Д.217. Л. 7.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!