Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Агитбригада Оранжерейного рыбокомбината 1960-х годов
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. Агитбригада Оранжерейного рыбокомбината 1960-х годов

Агитбригада Оранжерейного рыбокомбината 1960-х годов

1 июня 2023 Просмотров: 582

Агитбригадный жанр, как средство воспитания социально активной личности, соединяющий в себе высокое идейно-нравственное содержание и зрелищные, яркие формы выражения, активно реализовывался на Оранжерейном рыбокомбинате во второй половине XX в.

Агитбригада – творческий коллектив, выступающий по различной тематике и затрагивающий актуальные проблемы своего времени, который высмеивает отрицательные стороны жизни и показывает положительные моменты. Основное назначение агитбригады: откликаться в агитационной и художественно-агитационной форме на события внутренней, местной и международной жизни [1, с. 182].

Характерная черта агитбригады Оранжерейного рыбокомбината, как предприятия рыбодобывающего и рыбообрабатывающего, состоит в тесной связи с рабочими коллективами предприятия, в том числе рыболовецкими тонями, в опоре на местный материал, конкретные факты. В фондах Астраханского музея-заповедника находится коллекция из 16 фотографий «Агитбригада Оранжерейного рыбокомбината 1960-е г.», которая иллюстрирует увлекательный творческий процесс самодеятельного коллектива, выступление с концертными номерами на тонях комбината, на сцене клуба «Красная Звезда».

Агитбригада Оранжерейного рыбокомбината состояла из членов коллектива предприятия. Со всех цехов, заводоуправления, бухгалтерии, производственно-технической лаборатории посылали представителей, для того, чтобы они смогли выступать в составе творческого коллектива, порядка 10-15 человек.

Исполнители в агитбригаде должны были быть «многоликими» — темпераментными, задорными, владеющими широким арсеналом сценических приемов, умеющими петь, танцевать, хорошо читать текст, обладающими отличной дикцией. Участники агитационной бригады изначально были нарочито нейтральны, но в процессе выступления словно позволяли себя убедить. Исполнители постоянно обращались к зрителям и ждали от них ответной реакции. Зритель становился партнером исполнителей в агитбригаде, соучастником происходящего на сцене. Это действовало на зрителя с удвоенной силой, ведь прямо перед ним такие же люди, как и он, проходят путь, который он, зритель, проходит в данный момент, на сцене озвучиваются его мысли, его сомнения. На фотографии «Ведущие агитбригады Карасев Г. (слева) и Вивчар В. (справа)» запечатлен момент выступления, по лицам участников агитбригады, их улыбкам, жестам, обращенным к зрителю, сразу можно определить, что исполняется шуточная интермедия [АМЗ НВ-16076/5]. Выступления агитбригады отличались динамичностью, оперативностью, мобильностью. Значительна роль в агитбригаде средств художественной выразительности, живого слова, театрализации [2, с.103].

56 участников художественной самодеятельности Оранжерейного рыбокомбината, в том числе агитбригады выступало на тонях Гослова, колхозных тонях, в цехах предприятия, на рембазе, льдобазе, в подсобных пунктах. В составе агитбригады Оранжерейного рыбокомбината от клуба «Красная звезда» постоянным составом выступали: баянист А.А Белянкин, Г.А. Карасев, солисты – В.Б. Петров, Л.И. Карпенко, А. Владимирский, Н.Н. Потапов, участники агитбригады – Г.А. Косыченко, Д.Пискарев, И. Арефьев, В. Вивчар, Б.Ф. Молостов (заведующий клубом «Красная Звезда»), Т.Г. Фирсова. В составе агитбригады выступало от 10 до 15 человек. Самые активные комсомольцы комбината участвовали в смотре агитбригад, в художественной самодеятельности клуба, в творческой деятельности молодёжного драмкружка, играли в духовом оркестре, на сцене отстроенного клуба ставили пьесы с яркими декорациями. Так, в газете Оранжерейного рыбокомбината «Знамя Октября» от 1 апреля 1960 г. в статье «Концерты в цехах» рассказано о концертной программе, представленной агитбригадой в производственных цехах 28 и 29 марта 1960 г. 1 апреля, вечером в клубе готовился вечер к открытию весенней путины. В дальнейшем агитбригада собиралась выехать с концертами на тони Гослова [3, с. 2].

Агитбригада – это и театр, и газета, и эстрада, и публицистика. Здесь все было взаимосвязано: умение сочетать в себе актуальную информацию, которую необходимо сообщить, идею, которую необходимо ненавязчиво передать зрителю и заразить ею, а также зрелищность, броскость и талантливое исполнение. Необходимо было создать целостный образ, где оправдано каждое движение, каждое слово, где есть ощущение единства. То же самое касалось оформления костюмов и декораций. В основе выступления агитбригады лежал документальный сценарий, который готовился заранее. Сценарий выступления составлялся художественным руководителем, директором клуба. Определялась тема выступления, актуальная для определенного коллектива, мероприятия; тщательно продумывался и осуществлялся монтаж, изготовление декораций; определялся драматургический ход, развивающий действие. Творческий коллектив агитировал за досрочное выполнение плана по добыче рыбы, выпуску готовой продукции, прославлял передовиков производства, высмеивал отстающих, поднимал наболевшие, острые производственные вопросы.

Программа агитбригады носила характер обозрения, в ней присутствовал ряд эпизодов, ряд конфликтов, каждый эпизод должен быть законченным; нарастание действия выражалось в том, что более острые и значительные факты размещались ближе к концу выступления. Язык сценария был лаконичным, в небольшой интермедии, куплете или пантомиме необходимо было сказать о многом и так, чтобы не потерять образное начало. В качестве сатирического материала использовались такие жанры, как интермедии, монологи, сценки, куплеты, частушки, танцы, а также разновидности комического: шутки, комический намек, насмешка, острота. В репертуаре преобладали сатирические сценки на местную тему, где исполнители стремились к узнаваемости изображаемых отрицательных персонажей. Так, при исполнении фельетонов на сцене клуба «Красная Звезда», в январе 1960 г. агитбригада остро критиковала отдельных работников комбината, выявляла недостатки, мешающие работе. В то же время показала передовиков производства, рассказала о задачах, стоящих перед коллективом комбината в семилетке [4, с. 2].

Сценарий поражал зрителей своей действенностью, зрелищностью, был увлекательным. При составлении сценария обязательно использовалась музыка, которая несла различную смысловую нагрузку. В основном, это были баян, гармонь, балалайка, контрабас-балалайка, кларнет. Баянисты агитбригады выступали отдельно в цехах комбината в обеденный перерыв, организуя культурный отдых рабочих [5, с. 2]. Без гармони не обходилось ни одно выступление, а гармонисты были профессионалы своего дела: А.А. Белянкин, Г.А. Карасев, Г.А. Афанасьев. Кроме того был музыкальный квартет из двух гармонистов, балалайка-контрабас, кларнет, в других случаях - гитара. На фотографии из фондов музея «Концерт на тоне «Быстрая» изображен инструментальный квартет участников агитбригады, играющих на гармони (А.А. Белянкин), аккордеоне (Г.А. Карасев), кларнете (Г.А. Костенко), гитаре (Д.М. Пискарев) [АМЗ НВ-16076/8]. Участники агитбригады исполняли песни, перепевы, чечетку, интермедии, одноактные комедии, фельетоны, рыбацкие анекдоты, былички, куплеты - ту полуфольклорную стихию, которая была так близка и понятна рыбакам.

Декорации агитбригады были предельно лаконичными и мобильными. На тонях участники агитбригады помогали рыбакам оформлять красные уголки, выпускать агитационные листки, стенгазеты. О выступлении агитбригады оповещала афиша, как предварительная реклама. Афиши информативные, красивые, яркие, представляют специфическую особенность творчества - песни и пляски рыбаков.

При выезде на тони, посещении цехов предприятия, агитбригада использовала концертно-эстрадную форму выступления с элементами театрализации. В составе агитбригады был танцевальный коллектив, который исполнял русские народные танцы, танцы других народов СССР. Судя по отзывам земляков, статьям в заводской газете «Знамя Октября», коллектив этот пользовался популярностью. На тонях, в цехах комбината, на сцене дома культуры «Красная звезда» под аплодисменты зрителей исполнялся молдавской танец, кадриль и другие. Руководителем коллектива был А. Владимирский [4, с. 2]. Для исполнения народных танцев участники самодеятельного коллектива шили костюмы. Для украинского танца мастерили венки из искусственных цветов на голову. Женщины одевались скромно, на ногах носили простые резиновые сапожки или туфли. Всю одежду складывали в большие зембиля, чемоданы, и отправлялись в творческую командировку. На фотографии «Агитбригада Оранжерейного рыбокомбината» участники агитбригады - мужчины в русских народных костюмах, косоворотках, в центре в вышитой рубашке – В.П. Шаталин [АМЗ НВ-16076/16].

Художественным руководителем агитбригады с конца 1950-х гг. была Тамара Тимохина, которая организовывала выступления, собирала коллектив, готовила сценарий. В дальнейшем, в 1960-х гг. коллектив возглавлял баянист Г.А. Карасев, солист А. Владимирский. Комбинат посылал работников, оплачивая командировочные расходы. Агитбригада выезжала на самоходных рыбницах, позже баркасах в период весенней путины, начиная с тони «Краснознаменной» и заканчивая на «низах». На фотографии из фондов Астраханского музея-заповедника «Теплоход «Волжанин» с группой участников агитбригады» представлен момент поездки творческого коллектива рыбокомбината на тони [АМЗ НВ16076/2]. Теплоход украшен флажками, декорирован афишей с атрибутикой агитбригады клуба «Красная Звезда», лозунгами, вверху на мачте – изображение В.И. Ленина. Издалека было видно приближение теплохода с агитбригадой, а рыбаки с нетерпением ожидали выступление самодеятельных артистов. Перед рыбаками с концертной программой выступали дважды. Те рыбаки, которые были заняты на лове, приходили посмотреть концерт, сменяя отдохнувших. Встречали артистов радушно, кормили ухой из «красной» рыбы», черной икрой. Хлопали с воодушевлением.

В газете «Знамя Октября» Оранжерейного рыбокомбината от 10 июля 1961 г. статья «У морских рыбаков» Г. Карасева, В. Владимирского, посвященная агитбригаде. В июне 1961 г. агитбригада клуба «Красная Звезда» Оранжерейного рыбокомбината обслуживала морских рыбаков ставных неводов Икрянинского района. Выступали они в необычных условиях: под открытом небом, на шаткой, уходящей из-под ног палубе. За 10 дней пребывания в море участники агитбригады дали 22 концерта, которые посетили 350 рыбаков. 2 концерта по просьбе рыбаков Дагестанской АССР агитбригада дала на рыбозаводе «Тюлений». Большим успехом у зрителей пользовался танцевальный коллектив: Н. Арефьев, Г. Милова, Н. Милова, Г. Афанасьев, Л. Гроцкая и другие. На фотографии «Солисты агитбригады Оранжерейного рыбокомбината» изображен рыбацкий танец в исполнении А. Владимирского и Н. Арефьева, которые пляшут вприсядку в тельняшках и рыбацких шляпах [АМЗ НВ-16076/10]. Горячо аплодировали рыбаки исполнителям песен: дуэту Л.И. Карпенко, З. Панченко, П. Корсакову. Участников агитбригады В.Ю. Спиркину, В. Вивчар, Д. Пискарева, И. Муравьева зрители встречали бурными аплодисментами за их веселый, на злобу дня подобранный репертуар [6, с. 2].

Рыбаков просвещали вопросами международной политики. 1960-е гг. – период разгара «холодной» войны между СССР и США. Политизированные выступления агитбригады, конкурсы между несколькими коллективами, включали в себя показ и осуждение ультраправой террористической расистской организации США - Ку-клукс-клан, отстаивавшей превосходство белых и белый национализм. Темой выступлений были спектакли, посвященные Великой Отечественной войне, на ура принимался танец на песню «Смуглянка».

Иногда удавалось вывозить киноустановку и киномеханик крутил кинофильм на тоне. Кино рыбаки любили смотреть, происходило это на импровизированной сцене. Тематика художественных кинолент была посвящена участию молодежи в освоении целинных земель; в работе на комсомольско-молодежных стройках: предприятиях и гидроэлектростанциях в Сибире, на Дальнем Востоке; романтике, мечтах строителей новой жизни. Устраивались кинофестивали, посвященные молодым строителям коммунизма [7, с. 2].

Коллектив агитбригады Оранжерейного рыбокомбината участвовал в конкурсах, фестивалях, проводимых, как в районе, так и области. На IV областном конкурсе агитационно-художественных бригад агитбригада Оранжерейного рыбокомбината заняла третье место среди коллективов профсоюзных клубов [4, с. 2]. В декабре 1960 г. на V областном смотре агитационно-художественных бригад агитбригада клуба «Красная Звезда» Оранжерейного рыбокомбината заняла второе место среди сельских профсоюзных клубов. Репертуарный план выступления агитбригады касался нескольких тем. Сценка «Рыбаки» освещала передовые методы работы бригады Гослова комбината, руководимой Михаилом Досовым, принимавшим летом 1959 г. на тоне Никиту Сергеевича Хрущева. Рыбаки докладывали о выполнении социалистических обязательств по досрочному исполнению годового плана добычи рыбы. На фоне веселой песни исполнялся русский перепляс. Участники агитбригады рассказали о лучших людях комбината, их труде и отдыхе. Едкие юмористические куплеты высмеивали недостатки в работе предприятия, коллектива участка СМУ № 9. Смотр коллективов агитбригад Астраханской области показал огромные возможности самодеятельного искусства [8, с. 2].

Об участниках самодеятельного коллектива рыбокомбината - агитбригады земляки узнавали не только из местной прессы, но и из популярных журналов, например «Клуб», 1960 г., где были размещены фотографии участников агитбригады. Журнал «Клуб и художественная самодеятельность» - это общественно-политический и научно-методический журнал ВЦСПС и Министерства культуры СССР, который выходил с 1951 г. [9, с. 2]. Основное назначение культурно-массовой работы предприятия заключалось в том, чтобы сделать отдых жителей рыбацкого поселка, работников Оранжерейного комбината, выполняющих и перевыполняющих свои производственные задания, культурным и содержательным. Осуществлялось это не только благодаря деятельности коллектива агитбригады клуба «Красная Звезда», клуба имени «1 мая» Ниновского рыбозавода, но и благодаря развитию разных форм художественной самодеятельности, существованию народного театра на базе клуба «Красная Звезда», духового оркестра, кружковой формы работы. Перед культкомиссией завкома предприятия, правлением клуба «Красная Звезда» ставились задачи по удовлетворению всех культурных запросов трудящихся, включая выезды на природу, любительскую рыбалку, снабжении отдыхающих буфетом, где можно было бы купить кондитерские изделия, конфеты, фруктовые воды [10, с. 1].

Агитбригады оставили после себя творческое наследство: компоновка сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе не обязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой вообще («отстраненное общение», когда актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, смотря при этом в зал); актеры на сцене могут говорить и за героя, и за автора, а в следующий момент разбить монолог на десятерых. Агитбригада Оранжерейного рыбокомбината широко освещала рыбацкую тему, широко использовала наглядную агитацию, как одно из средств воздействия, выпускались «боевые листки» и «молнии». Настенные газеты, стенды оформлялись совместно с комсомольскими и партийными организациями.
В настоящее время Министерство культуры РФ формирует агитбригады в сотрудничестве с Министерством обороны РФ, туда входят исполнители из разных регионов. Эти коллективы работают не только для участников СВО, в госпиталях, в местах реабилитации военных, выступают в разных городах Российской Федерации. Опыт советских агитбригад, конечно, будет использован в новом видении, подаче. Такой жанр культурного творчества оказался востребован и в наши дни.

Источники и литература:

1. Большая советская энциклопедия. ( В 30 томах) Гл. ред.: А.М. Прохоров: Изд. 3-е . Т.1. – М.: «Советская энциклопедия», 1969 г.- 608 с.

2. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительской работы: Учебное пособие для студентов и институтов культуры.- М.: Просвещение, 1989, -237 с.

3. Молостов Б. Концерты в цехах. / Знамя Октября № 13 от 01.04.1960 г.

4. Мирский В. На концерте. / Знамя Октября № 2 от 15.01.1960 г.

5. Когда-то было. (Из письма в редакцию.) / Знамя Октября № 36 от 10.09.1960 г.

6. Карасев Г., Владимирский А. У морских рыбаков. / Знамя Октября № 23 от 10.06.1961 г.

7. Молостов Б. Кинофестивали в клубе. / Знамя Октября № 26 от 02.07.1960 г.

8. Оландер И. Втрое место. / Знамя Октября № 2 от 14.01.1961 г.

9. Дейкин В.Участникам самодеятельности. / Знамя Октября № 1 от 20.05.1961 г.

10. За культурный отдых трудящихся. Редакция. / Знамя Октября № 26 от 01.07.1961 г.

11. Сенин И. Улучшение работы клуба – дело молодежи / Знамя Октября № 3 от 20.01.1962

12. Саруханов В.А. Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сценарии.- М.: Профиздат, 1989. – 288 с.

13. Организация и методика художественно-массовой работы: Учеб. Пособие для студентов ин-тов культуры/ Л.М.Генкин, А.А. Конович Б.Н., Петров и др. Под ред. Д.М. Генкина.- М.: Просвещение, 1987 г. – 192 с.

14. Воспоминания участников агитбригады Оранжерейного рыбокомбината: Афанасьев Г.А.(1945 г.р.), Фирсова Т.Г. (1937 г.р.), Алешина Р.А.(1948 г.р.), жены Карасева Г.А. – Карасевой Р.И. (1936 г.р.)

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!