Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник 265 лет таможенному тарифу для Астраханского порта (на основе проекта В.Н. Татищева)
  1. О музее
  2. Научная деятельность
  3. Публикации
  4. 265 лет таможенному тарифу для Астраханского порта (на основе проекта В.Н. Татищева)

265 лет таможенному тарифу для Астраханского порта (на основе проекта В.Н. Татищева)

3 февраля 2016 Просмотров: 216

Таможенное дело берёт своё начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Уже в III веке до н.э. в городе Тарифа (нынешней Андалузии) в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа в честь города – «тариф». С тех пор таможенный тариф стал для государства одним из важнейших инструментов регулирования торгово-экономического режима в стране и способом пополнения казны.

Поводом для написания проекта таможенного тарифа послужили многочисленные нарушения в практике осуществления внешней торговли через Астраханский порт. Кроме того, необходимо было упорядочить сбор налогов и предотвратить беспошлинную торговлю товарами в Астраханской губернии. Проект таможенного тарифа для Астраханского порта подготовлен в октябре 1743 года Татищевым Василием Никитичем, с участием представителей астраханского купечества, а затем с комментариями был направлен в коммерц-коллегию. «В частности, он указал в донесении в коммерц-коллегию по поводу развития русско-восточной торговли и увеличения таможенных доходов, отправленном в том же месяце из Астрахани, что купцы, ведущие из Астрахани и Кизляра внешнеэкономическую деятельность, не подают подробных расписаний своих товаров с ценой на них. Без оных в досмотре коварство и хищение пошлины предусмотреть невозможно для того, что они под одним именем великой в цене разности товары в одно имя заключают, яко литками штука от полутора до 20-ти рублёв ценою бывают. Бурмистры же, яко не знают цены оным, оценивать никак их правильно не могут». Всё это являлось следствием ухищрения торгующих людей, чтобы не платить пошлины.

Чтобы упорядочить сбор налогов и предотвратить беспошлинную торговлю товарами в Астраханской губернии, Татищев предлагал «тариф особый, на здешний порт сделать, обязать купцов предоставлять, как в Петербургском, Нарвском и других северо-западных портах российских, списки товаров с ценами, назначить в портовую и внутреннюю таможни бурмистров и целовальников из Москвы и других городов. Чрез сии учреждения, надеются пошлиной збор знато здесь умножить – заверял Татищев. Кроме того, он настаивал на том, чтобы российские купцы не принимали в компанию персидских подданных и не нанимали приказчиков из их числа, дабы последние не могли под именем русских подданных торговать своими товарами, не платя пошлин, и просил запретить отпуск из Астрахани товаров на внутренний и внешний рынок, если они поступят в город без выписей и без таможенной печати». Обязательное описание всех видов товаров и взыскивание с них пошлин было главным критерием в соблюдении правил по осуществлению таможенной деятельности.

Астраханский губернатор предпринял также ряд практических мер, направленных на повышение сбора таможенных пошлин. С этой целью он упорядочил в Астрахани работу таможенной службы. Им были организованы в городе две таможни: внутренняя и портовая, для более тщательного осуществления контроля над привозимыми товарами, распорядился построить на берегу рек Волги и Кутума таможенные склады, в них складировались купеческие товары, привозимые в город, и где они находились до тех пор, пока их владелец не заплатит надлежащей пошлины. После этого товары помечались специальным знаком, подтверждающим, что с них взята пошлина. Военные в Астрахани должны были следить за тем, чтобы никто не торговал не клеймеными товарами. В феврале 1744 года Татищев писал по этому поводу: «Для плутов осмелился таможни и амбары на берегу построить, где бы из судов выгружая, досматривать и хранить, доколе отпустится или пошлина заплатится, ибо от армян и здешних бессовестных великое хищение пошлины происходит, я же с неклеймеными сбора пошлин, ловить дал солдатам волю, как и указы, есть». В письме к кабинет-секретарю Черкасову в апреле следующего года Татищев сообщил, что в портовой таможне, где товары стали рассматриваться при непосредственной выгрузке с кораблей, пошлины гораздо более чем прежде собрано, ибо украсть весьма трудно. Результат такой организации таможенной службы не замедлил сказаться на увеличении пошлин. Татищеву принадлежит авторство весьма полезного нововведения в таможенной политике – устроенных в Астрахани складов временного хранения товаров, где они проходили таможенное оформление. Всё это говорит о том, что Татищеву в вопросах таможенной политики был присущ государственный подход, он стремился способствовать наиболее рациональному взиманию всех видов пошлин.

Интересен критерий, по которому Татищев оценивает значимость для страны того или иного импортного товара. Он рассматривает их через призму развития отечественной промышленности и внешней торговли. Так, он советует «беспошлинно ввозить из-за рубежа краски, чтобы через фабрики русские размножить. Увеличение числа фабрик, в свою очередь, повлечет за собой спрос на сырье и товарооборот увеличится. Не весьма нужной, но полезной Татищев признавал индийскую пряденую бумагу, самую тонкую. Её не только ввозили в Россию со стран востока, но и транзитом отправляли в Европу английские и восточные купцы. Считая, что в России она особо не требуется, Татищев советовал русским купцам облегчить правила традиционной торговли по сравнению с английскими купцами. Конфеты, сахар, кофе в Россию в середине 18 века привозили не только из восточных стран, но и из Европы, поэтому Татищев предлагал сделать выбор: который торг полезнее, те товары и облегчить пошлиной. Сам же он склонялся в пользу восточной торговли. В данном случае Татищев посчитал, что голландские и другие европейские купцы, покупают сахар, кофе и конфеты в восточных странах».

Коммерц-коллегия, изучив по поручению кабинета императрицы присланные Татищевым предложения, отложила их рассмотрение на том основании, что в них не приводится полный перечень всех товаров, не содержатся сведения об их цене и качестве.

Тем не менее, идеи Василия Никитича Татищева нашли свое отражение в новом проекте тарифа, подготовленном в 50-х годах XVIII века. В 1751 году составили новый тариф внутренних и внешних пошлин для Астраханского порта началось в 1751 году в Астраханской губернской канцелярии при участии русских и армянских купцов. Вся работа над этим тарифом перешла к комиссии по пошлинам, куда президент коммерц-коллегии и член комиссии о пошлинах Евреинов передал присланную ему от директора Астраханской таможни копию тарифа для Астраханского порта, сочиненную Татищевым еще 10 лет назад. Комиссия о коммерции, ставшая в этом отношении преемницей комиссии о пошлинах, завершила работу над созданием нового таможенного тарифа, внеся в него 89 поправок.

Коммерц-коллегия, изучив предложения Татищева, донесла Сенату, что полностью согласна с его позицией в отношении армянских купцов. «Она распорядилась в обязательном порядке взыскивать таможенную пошлину с отпущенного из Астрахани за море шелка, который армяне продадут вместо этого на московские фабрики, и, кроме того, брать с них пошлину за провоз товара в Астрахани, Москве или Санкт-Петербурге». Так, армяне занимались шелководством и продажей шелковых материй, для выделки которых у них были свои станки.

Требования дифференциального подхода к торговле экспорта и импорта, прошедшие через все пункты этого проекта тарифа для Астраханского порта, показывают, что Татищев стоял на страже интересов отечественных производителей. Проект является своеобразной предпосылкой упорядочивания деятельности таможни, а также является необходимым условием осуществления внешнеторговой деятельности. Высказанные им предложения по поводу свободы торговли всеми промышленными товарами отвечали насущным проблемам развития российской промышленности.

Автор: А.С. Барсукова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!