Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Коллекция нумизматики, сфрагистики, фалеристики, бонистики
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Фондовые коллекции
  3. Коллекция нумизматики, сфрагистики, фалеристики, бонистики

Коллекция нумизматики, сфрагистики, фалеристики, бонистики

Структура фонда «Нумизматика»

Фонд «Нумизматика» насчитывает 21230 ед. хр. (на 01.01.2016). Сюда входят музейные предметы, изготовленные из меди, бронзы и прочих недрагоценных металлов.

Фонд делится на два раздела: нумизматика и фалеристика.

В нумизматику входят:

1. Монеты Золотой Орды – 9348 ед.

2. Монеты России – 2699 ед.

3. Монеты СССР и Российской Федерации:

- регулярного чекана – 1176 ед.

- памятные – 283 ед.

4. Иностранные монеты – 1726 ед.

5. Монеты бывших республик СССР – 87 ед.

Всего 15319 единиц хранения.

Фалеристика состоит из следующих комплексов:

1. Персональные награды – 1630 ед.

2. Памятные медали СССР – 305 ед.

3. Жетоны – 100 ед.

4. Медали и знаки досоветского периода – 277 ед.

5. Значки, знаки – 3599 ед.

Всего – 5911 единиц хранения.


Коллекция сувенирных значков в фондах музея: история формирования

Коллекция сувенирных значков начала формироваться достаточно поздно по сравнению с другими коллекциями музея – только в 1970-е годы. В 1958 году в музей поступили значки, посвященные 400-летию Астрахани, но они вручались участникам торжественного собрания в честь юбилея города, и не могут считаться сувенирными, так как формально сувенирные значки – это те, что можно было приобрести в киосках сети «Союзпечать», на значках указывалась цена, стояло клеймо завода изготовителя. Значки выпускались большими тиражами, были доступны; собиранием значков увлекались многие. В конце 1960-х годов в стране началась полоса юбилеев: 50 лет Советской власти (1917 – 1967), 50 лет ВЛКСМ (1918 – 1968), 100 лет со дня рождения В.И. Ленина (1870 – 1970), 50 лет образования СССР (1922 – 1972). Выпуск значков приобрёл массовый характер, значки рассматривались как идеолого-пропагандистский материал малых форм. Не случайно, что именно в 1970-е годы сформировалось ядро музейной коллекции значков, полностью отражающее место музея в системе культуры, как идеологического учреждения, работавшего под жёстким контролем обкома КПСС.

Основная тема – Лениниана. В 1970 году клуб юных следопытов подарил музею 38 значков, а директор музея Владимир Александрович Филипченко передал в фонды 28 значков, посвященных 100-летию В.И. Ленина. В 1970-ом году открылся филиал музея – дом-музей семьи Ульяновых, научные сотрудники которого проводили активную работу по комплектованию, так,заведующая домом-музеем Татьяна Константиновна Романенко сдала в фонды музея 100 значков.

Через закупочную комиссию музей приобретал значки у коллекционеров; по данной теме было куплено 360 значков. Всего в 1970-е годы по ленинской тематике было собрано 513 значков. Не следует думать, что все значки – это красное знамя с золотистым профилем, много значков с изображениями городов, мест, связанных с именем В.И. Ленина, это и семья Ульяновых, и соратники, пароходы и промышленные объекты, названные именем В.И. Ленина, и, конечно, музеи.

Вторая крупная подборка значков посвящена освоению космического пространства. Начало космической теме положил набор из шести значков «Советские исследования космоса», купленный у коллекционера Бориса Николаевича Липатова в 1974 году. В 1970-е годы были куплены коллекции Мухамедзянова Ахмета Ибрагимовича (320 значков), Филипова Валентина Александровича (28 значков по космосу в смешанной коллекции из 552 значков), Липатова Бориса Николаевича (190 значков,«космических - 51»). Всего по теме «Космос» поступило 405 значков с изображениями искусственных спутников Земли различного назначения, космических кораблей и станций – «Восток», «Союз», «Салют», станций для изучения Луны, Венеры, Марса, значки с портретами советских космонавтов. В ряде значков в металлическую основу крепился фотографический портрет и, к сожалению, эти изображения угасают.

Важной для музея была кировская тематика. Существовал филиал музея – дом-музей С.М. Кирова. Самым первым значком был значок с портретом С.М. Кирова, подаренный в 1939 году Ленинградским музеем им. С.М. Кирова. Значков с изображениями С.М. Кирова немного, в основном на значках изображены памятники, города, гражданская война. Заведующая филиалом Маргарита Ивановна Орлова активно занималась комплектованием значков, как по своей теме, так и по общественно-политической, ею в 1970-е годы собрано и сдано 185 значков (всего за годы работы в музее – 294 значка).

К общественно-политической теме можно отнести значки, посвященные юбилеям Великой Октябрьской Социалистической революции, ВЛКСМ, пионерской организации, СССР и республик, съездам КПСС, различным праздникам. Всего в 1970-е года было собрано 206 значков.

Первой значок по теме «Великая Отечественная война» поступил в 1970 году – «25 лет освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков» (сборы отдела истории советского периода). Всего в 1970-е годы собрано 82 значка, посвящённых 30-летию Победы, городам-героям, 9 мая. Комплектовала, в основном, Орлова Маргарита Ивановна.

Значки по культуре и истории в эти годы немногочисленны. В 1975 году от Карасёвой Алевтины Павловны, учёного секретаря музея, поступило 12 значков, вручённых участникам научной сессии, посвященной 50-летию музея революции СССР (значки «Коллективизация 1930», «АМО 1924», «1 съезд Советов СССР» и др.). У Ждановой Нины Ивановны было куплено 10 значков посвященных, 150-летию восстания декабристов. Не являлись приоритетными и такие темы, как «Спорт» – всего 28 значков, «Природа» – 5 значков.

Формирование темы «Города СССР», не связанное с именами В.И. Ленина и С.М. Кирова, началось в 1978 году, когда руководитель ансамбля песни и танца «Моряна» Бормотов А.Ф. передал в музей 9 значков, привезённых с гастролей по Свердловской области. На значках гербы и эмблемы таких городов, как Первоуральск, Березовский, Каменск-Уральский, Новая Ляля, Асбест, Алапаевск, Серов, Нижние Серги.

Значки «Астрахань» не могли остаться без внимания сотрудников музея; в киосках «Союзпечать» приобретались значки с изображением Кремля, Лебединого озера, дома-музея Ульяновых, старой Астрахани. Всего поступило 30 значков.

Уже в конце 1970-х годов значки стали входить в тематические коллекции наряду с печатными материалами и документами (коллекции по Конституции СССР, по 50-летию ВЛКСМ). Всего в 1970-х годах в фонды музея поступило 1353 значка, из них закуплено – 1072 значка.

В 1980-е годы комплектование велось научными сотрудниками музея по прежним темам: «В.И. Ленин» – 55 ед., «Великая Отечественная война» – 23 ед., «КПСС» – 26 ед., «ВЛКСМ» – 18 ед., «СССР» – 13 ед., «С.М. Киров» – 13 ед. и т.д. В значках нашли отражение новые юбилеи, новые съезды. Тема «Спорт» пополнилась 10-ю значками, посвященными ИграмXXII Летней Олимпиады (Москва, 19.07 – 03.08.1980 г.). Новая для музея тема – «Тысячелетие крещения Руси». В 1988 году из Астраханской Епархии от архиепископа Феодосия передано в дар музею более 80 предметов, из них 17 значков. Значки по астраханской тематике составили 23 ед. (Кремль, Картинная галерея, Драматический театр и др.). Поступления в 1980-х годов составили 228 значков.

В конце 1980-х годов появилось очень много значков с изображениями популярных певцов, музыкальных групп, актёров, значков с забавными изображениями или надписями, порой трудно было определить, чему посвящён значок. Функция значка стала не только сувенирной, но и контактной, способствующей общению по интересам, к сожалению, тогда это явление молодёжной культуры не привлекло внимание музейщиков, нынешние попытки собрать такие значки осложнены и временем, и, зачастую, низким качеством значков.

1990-е годы – эпоха уходит, но символы ещё живы, мы по-прежнему, собираем юбилейные значки: 70 лет ВЛКСМ, 120 лет со дня рождения В.И. Ленина, это последний по дате значок ленинианы. Расширяется астраханская тематика: новые объекты культуры (мавзолей, музей Курмангазы), юбилеи (290 лет с. Солёное Займище, 260 лет Астраханскому казачьему войску). Музеем боевой славы собрало 26 значков по Великой Отечественной войне.

Павловым А.С., автором книги «Корабелы Золотого затона», подарены музею значки по Морскому судостроительному заводу, из них 7 значков с изображениями кораблей.

Значки поступают от руководства музея (Карасёва А.П., Лыжина С.Б.), от научного состава (Беломоина О.Х., Герасимиди Е.И., Леонтьева Н.А. и др.), от смотрителей (Ильина Н.А., Тарасова И.В.), от бывших сотрудников: Федорова Н.Н.; главный специалист Администрации г. Астрахани, передала13 значков. Начинает активное пополнение коллекции Головачёв М.В. – в 1999 году им сдано 38 значков и знаков. Всего в 1990-е годы поступило 117 значков.

Только в 2000-е годы начинает расширяться тематика, появляются значки с изображениями птиц, палеонтологии (от Головачёва Н.В.), подборка значков «День журавля» (от Воробьёвой Л.В., поступило из Астраханского заповедника), значки с музейными предметами «Гжель» (от Ширяевой Н.С.), значки, посвященные Царскосельскому лицею, 300-летию Российской гвардии, появляется современная символика. Необычные значки были сданы в 2001 – 2002 годах Герасимиди Еленой Ивановной, поступили от

Туриевой Н.К., заведующей литературной частью Астраханского музыкальноготеатра: одна подборка «Персонажи народных театров мира» (Петрушка, Кашперль, Панч, Полишинель, Скарамуш и др.), другая с изображениями замков XVIII века (Сирена, Тритон с наездником, Птица, Музыкант и др.).

В 2001 году музей приобрёл коллекцию значков и знаков по теме «ВЛКСМ и молодёжные организации мира» (188 ед.) у Резника Олега Николаевича. В коллекции, в основном, знаки, но есть и сувенирные значки (47 ед.), посвященные памятным датам, съездам ВЛКСМ.

В 2006 году было оформлено и сдано в фонды656 значков, которые передал в дар музею Антонов Евгений Андреевич. Значки собирались им на протяжении 35 лет по самым разным темам: «Космос» (77 ед.), «Гражданская авиация» (32 ед.), «Морской флот» (36 ед.), «Бронетанковое оружие» (10 ед.), «Автомобильный и железнодорожный транспорт» (25 ед.), «Города СССР» (77 ед.), «Москва» (80 ед.), «Культура, природа, история» (58 ед.), Спорт (100 ед.), «Общественно-политическая жизнь» (71 ед.), «Выдающиеся люди» (31 ед.), «Детские, школьные» (30 ед.), «Иностранные» (29 ед.).

Всего в 2000 – 2010 годах поступило 868 значков.

За последние 5 лет в фонды музея сдано 360 значков. Тематика не расширяется, но углубляется, раскрывается полнее.

В 2011 году Рождественская Эмма Николаевна передала в дар 92 значка, которые собирались в её семье в 1970 – 1980-е годы. Темы: «Полководцы и флотоводцы» (10 ед.), «Декабристы» (10 ед.) – это вторая подборка по декабристам, первая поступила в 1975 году, «Победа в Великой Отечественной войне» (21 ед.), СССР (33 ед.), «Выдающиеся люди» (18 ед.).

Как и ранее, значки входят в персональные и тематические коллекции, как и ранее, высока активность сотрудников музея, так Михаилом Владимировичем Головачёвым, заведующим таксидермической мастерской, собрано в 1990 – 2015 годах около 150 значков. Почти из всех поездок – туристических, служебных –сотрудники привозят новые значки.

 В 2013 – 2015 годах Андрей Алексеевич Курапов, заместитель директора музея по науке и экспозициям, передал в дар 184 значка по темам: «Автотранспорт» (21 ед.), «Авиация» (11 ед.), «Морской флот» (16 ед.), «Вооруженные силы» (19 ед.), «Природа»

(8 ед.), «Города» (21 ед.), «Астрахань» (12 ед.) и др. Очень красивы значки, посвящённые Крыму.

На сегодняшний день коллекция сувенирных значков насчитывает 2926 единиц, по темам по количеству лидируют значки, посвящённые В.И. Ленину – 590 ед., затем «Космос» – 495 ед., «Города» – 251 ед., «Культура и история» – 242 ед., «Великая Отечественная война» – 191 ед., «Спорт» – 165 ед. (из них Олимпиада-80 – 25 ед.), «Общественно-политические» – 132 ед., «СССР» – 126 ед., «Астрахань» – 102 ед., «Армия и Флот» – 98 ед., «Транспорт» – 95 ед., «Великая Октябрьская Социалистическая революция» – 92 ед., «ВЛКСМ» – 86 ед., «КПСС» – 75 ед., «Природа, экология» – 67 ед., «С.М. Киров, гражданская война» – 48 ед. и т.д. Как любая систематизация, деление по темам условно, тематические подборки могут быть скомпонованы иначе, но, практически, к любой выставке можно найти хотя бы несколько значков.

Тему формирования коллекции сувенирных значков не стоит считать закрытой, далеко не все значки, выпущенные в 1960 – 2000- х годах поступили в фонды и значки современных выпусков, также следует собирать.

Используемая литература:

  1. В.Н. Ильинский. Значки и их коллекционирование. М., «Связь». 1974 г.
  2. Интернет источники.
  3. Акты поступлений предметов за 1957 – 2015 гг.

Иллюстрации к статье


Сибирские монеты в коллекции Астраханского музея-заповедника

Особый нумизматический интерес представляют сибирские монеты Российской империи. Чеканились такие монеты на территории Сибири на Колыванском монетном дворе в Сузуне в период с 1763 по 1781 гг.

Существует несколько версий причин чеканки сибирской монеты. А.Н. Дьячков и В.В. Уздеников считают, что монеты начали чеканить в связи с отдаленностью территории от монетных дворов европейской части страны, т.к. немалые затраты шли на транспортировку[1]. И.Г. Спасский полагает, что в руде, добывавшейся на колыванских рудниках в 1760-х гг., встречалась примесь серебра, и даже золота, но настолько незначительная, что разделение металлов признавалось нерентабельным. Из серебристой меди решили чеканить новую монету, предназначавшуюся только для Сибири. Для чеканки сибирской монеты был создан особый монетный двор – Колыванский Нижне-Сузунский. После 1781 г. на нём чеканили обыкновенную медную монету, пока в конце 1847 г. он не сгорел[2].

Ввоз сибирской монеты на территорию европейской части страны был категорически запрещен. Сибирским купцам было весьма непросто вести свою торговлю, т.к. все свои медные капиталы приходилось переводить в серебро, которое затем перевозили за Урал. Поэтому запасы меди за Уралом росли, а серебро постепенно исчезало.

Допустить сибирскую монету в центр было невозможно, из-за того, что это могло отрицательно повлиять на всю российскую денежную систему. Опасность скрывалась в разнице веса денег одного и того же достоинства сибирской и российской чеканки. Выпускавшаяся в центре копейка весила 10,24 г, а сибирская – 6,55 г. Российские пять копеек – 51,9 г, сибирские – 32,76 г[3]. Причина разницы веса была в уже упомянутых выше примесях серебра и золота в колыванской меди. А так как отделить их в те времена было невозможно, стали учитывать наличие этих металлов при чеканке монет. Нетрудно догадаться, что, разрешив хождение легкой меди Сибирской монеты на западе от Урала, правительство открыло бы ловким отечественным фальшивомонетчикам огромные возможности для обогащения.

Сибирские монеты выпускались номиналами в полушку, деньгу, копейку, 2 копейки, 5 копеек и 10 копеек. Внешний вид монет резко отличался от того, который имели деньги, изготавливаемые на Урале и в центральной части России.

На аверсе в обрамлении кедровой и лавровой ветвей размещался вензель императрицы Екатерины II. На реверсе всех монет, за исключением полушки, размещалась геральдическая композиция: два соболя на задних лапах держат в передних лапах овальный щит, на котором обозначено достоинство монеты. Над щитом – корона. Вокруг надпись: «СИБИРСКАЯ МОНЕТА».

Небольшой размер полушки не позволил разместить на ней сложную композицию, и поэтому рисунок на ней был упрощен – нет соболей и щита. Номинал обрамлялся затейливым картушем.

Колыванский монетный двор чеканил сибирскую монету с 1766 по 1781 гг., помечая свою продукцию буквами «КМ». В 1781 г. вышел указ Сената чеканить монету государственного образца всех номиналов. Но отчеканенная прежде Сибирская монета продолжала быть в хождении.

В экспозиции Краеведческого музея представлена вся линейка Сибирских монет: 10, 5, 2 копейки, деньга и полушка. В фондах музея-заповедника их насчитывается 60 единиц чеканки 1768–1779 гг.

Автор: Е.П. Казакова


[1] Дьячков А.Н., Уздеников В.В. Монеты России и СССР. М., 1978 г.

[2] Спасский И.Г. Русская монетная система. Историко-нумизматический очерк. / Изд. 4-е, дополненное. - I.: «АВРОРА», 1970. С. 205.

[3] Щелоков А.А. Увлекательная нумизматика. М., 2007. С. 60.

Фото 1
Фото 2


Нумизматическая коллекция В.И. Склабинского

В апреле 2015 г. в фонды Астраханского музея-заповедника поступила большая коллекция предметов, связанная с именем Вячеслава Ивановича Склабинского – редактора газеты «Астраханский листок», гласного городской думы, а, впоследствии, и председателя комиссии по управлению библиотекой И.А. Репина. Среди прочего были копии известных медалей памяти Персидской и Турецкой войн 1826 – 1829 гг., выполненные методом гальванопластики. Этот метод обеспечивает абсолютно точное воспроизведение формы оригинала.

Оригиналы медалей – работа известного российского медальера, графа Ф.П.Толстого. Федор Петрович родился 10 (21 февраля) 1783 г. и происходил из знатного рода. По обычаям того времени он с раннего детства был определен на военную службу в Преображенский полк – его ждала прекрасная карьера. Но как только в 1804 г. он вышел в отставку и принял решение всецело посвятить себя искусству – семья отказалась помогать ему материально. В 1806 г. он начал работу в Эрмитаже. Три года спустя Федор Петрович представил императрицам Марии Федоровне и Елизавете Алексеевне несколько восковых барельефов, за что был удостоен царского подарка. Началась стремительная карьера. В 1810 г. Ф.П. Толстой был определен медальером на Монетный двор Санкт-Петербурга, где проработал почти двадцать лет. Но вся его жизнь была тесно связана с Академией художеств. В 1828 г. Ф.П. Толстой становится вице-президентом, тремя годами раньше преподавателем ее медальерного класса. С начала 1830-х гг. художник оставляет резьбу на стали, доверяя исполнение медальных штемпелей по своим лепкам и рисункам младшим коллегам - П. Уткину, А. Лялину, А. Клепикову, Н. Козину.

Его ранние работы отмечены чертами особой утонченности. Самая известная серия Ф.П. Толстого – медали, посвященные Отечественной войне 1812 г. Выполнены они в господствующем в то время классическом стиле: здесь переплелись древнерусские воины и античные сюжеты.

Не менее интересной представляется серии медалей «Русско-персидская война 1826 – 1828 гг.» и «Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг.». Император Николай I обратился к Ф.П. Толстому с заказом на изготовление медалей. Считая себя «покровителем искусств», император лично определил темы медалей и контролировал весь ход работы над ними. Заказной характер этой серии не мог не отразиться на ее художественном уровне. В ней значительно большее место, чем в медальонах Отечественной войны, занимают сцены торжества, побед, триумфа русских воинов. Преобладающим мотивом в медалях становится спокойно стоящая или сидящая фигура русского воина победителя.

В коллекции «Русско-персидская война 1826 – 1828 гг.» и «Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг.» вошли 12 медалей. В фонды Астраханского музея-заповедника поступили следующие медали из этой коллекции:

«Сражение под Елисаветполем. 1826»

«Занятие Тавриза. 1827»

«Сражение под Ахалцыхом и штурм сей крепости. 1828»

«Занятие Арзерума. 1829»

«Взятие крепости Еривани. 1829»

Медаль «Сражение под Елисаветполем. 1826»

Реверс: русский воин, прикрываясь щитом с изображением двуглавого орла, готовится поразить мечом персидского всадника, упавшего вместе с конем на землю. Под всадником щит с изображением льва и солнца (символ перси), в поднятой руке ятаган, за ним виден труп пораженного врага. Вверху по кругу надпись: «СРАЖЕНIЕ ПОДЪ ЕЛИСАВЕТПОЛЕМЪ», ниже – в обрезе – «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА ФЕДОР. ТОЛСТАГО. РЕЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ. 1839 г.», внизу крупно «1826.»

Сражение под Елисаветполем (13 сентября 1826 г.) — главное сражение между русскими и персидскими войсками во время Русско-персидской войны (1826-1828) в 7-ми верстах от города Елисаветполя (ныне Гянджа) под командованием генерала И.Ф. Паскевича. Сражение переломило исход войны в пользу русских и является первой военной победой императора Николая I.

Медаль «Занятие Тавриза. 1827»

Реверс: справа два русских воина с копьями. У одного из них на щите изображен двуглавый орел, увенчанный императорской короной. Перед воинами в сопровождении персидского воина два старца в восточных одеждах, с наклоненными головами и сложенными на груди руками. На втором плане виден щит с изображением льва и солнца. На земле, у ног русского воина, разбросано вражеское оружие и лежит знамя. Вверху по кругу надпись: «ЗАНЯТIЕ ТАВРИЗА», ниже – в обрезе – «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА ФЕДОР. ТОЛСТАГО. РЕЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ. 1839 г.», внизу крупно «1827.»

13 октября 1827 г. русскими отряд Г.Е. Эристова взял персидский город Тавриз.

Медаль «Сражение под Ахалцыхом и штурм сей крепости. 1828»

Реверс: русский воин в шлеме и кольчуге, со щитом и поднятым в правой руке мечом, через труп турка подходит к крепости, на стенах которой видны обороняющиеся воины и развевающееся турецкое знамя. Слева видны убегающие из крепости турки, справа на земле – брошенные турецкие знамена, оружие и щит с изображением полумесяца и звезды. Вверху по кругу надпись: «СРАЖЕНIЕ ПОДЪ АХАЛЦЫХОМЪ И ШТУРМЪ СЕЙ КРЕПОСТИ», ниже – в обрезе – «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА ФЕДОР. ТОЛСТАГО. РЕЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ. 1839 г.», внизу крупно «1828.»

Ахалцихе – город на юге Грузии. В августе 1828 г. у стен Ахалцихе произошло сражение между русскими войсками под командованием генерала И.Ф. Паскевича (9 тыс. чел.) и 30-тысячной турецкой армией под общим командованием Киос-Магомет-паши. Турецкие войска были разбиты и отступили, после чего крепость была занята русскими войсками.

Медаль «Занятие Арзерума. 1829»

Реверс: русский воин в кольчуге, шлеме и панцире одной ногой стоит на поверженном неприятельском знамени. В опущенной правой руке его меч, а в левой руке – хоругвь с вензелем Николая I и надписью «А – ЗЕРУМЪ». На камне сидит двуглавый орел, раскинувший крылья. Над головами орла императорская корона, на груди щит с изображением святого Георгия Победоносца. Справа на земле разбросаны турецкие доспехи и оружие. Вверху по кругу надпись: «ЗАНЯТIЕ АРЗЕРУМА», ниже – в обрезе – «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА ФЕДОР. ТОЛСТАГО. РЕЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ. 1839 г.», внизу крупно «1829.».

Турецкая крепость Эрзерум была сдана 27 июня 1829 г. без боя.

Медаль «Взятие крепости Еривани. 1829»

Реверс: русский воин со щитом в левой руке и хоругвью с изображением Российского герба в правой стоит на развалинах военного укрепления. У его ног трупы защитников крепости, брошенные знамена, оружие и щит с изображением льва и солнца. Вверху по кругу надпись: «ВЗЯТIЕ КРЕПОСТИ ЕРИВАНИ», ниже – в обрезе – «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА ФЕДОР. ТОЛСТАГО. РЕЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ. 1839 г.», внизу крупно «1829.».

Одним из последних актов Русско-персидской войны 1826 – 1828 гг. был захват Эривани. В результате длительной осады крепость была сдана русским. Освобождение Эривани от персидского владычества вызвало большой отклик в армянской общине, разбросанной на огромной территории. Простое население области было освобождено от жестокой системы персидского управления в Восточной Армении.

Несмотря на то, что коллекция медалей «Русско-персидская война 1826 – 1828 гг.» и «Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг.» носит официальный и заказной характер, все же это уникальная работа великого российского медальера Ф.П. Толстого. Копии его медалей изготавливали уже при жизни автора и распространяли по всем уголкам страны. Как они попали в семью редактора газеты В.И. Склабинского пока остается загадкой.

Автор: Е.П. Казакова 


Медали с портретами русских князей и царей в фондах музея-заповедника

В коллекции музея хранятся 26 медалей, относящихся к так называемой «портретной» серии; всего было отчеканено 64 медали и серия занимает значительное место среди памятников медальерного искусства России второй половины XVIII века.

Идея создания обширной исторической серии медалей, посвящённых правителям Древней Руси и монархам России, принадлежат Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765 гг.ж.). В 1760 году в Санкт-Петербурге был опубликован «Краткий российский летописец с родословием», написанный Андреем Ивановичем Богдановым (1692-1766 гг.ж.) и М.В. Ломоносовым. Портретная серия медалей должна была демонстрировать основную идею «Летописца» о преимуществе для России самодержавного правления, в котором М.В. Ломоносов видел залог «блаженства и благосостояния Отечества».

В 1768 году директором Петербургского монетного двора Андреем Андреевичем Нартовым (1735-1813 гг.ж.) на рассмотрение императрицы Екатерины II (1762-1796) был представлен проект создания медалей с изображениями российских великих князей и царей от Рюрика до Петра I. Известен интерес Екатерины II к русской истории и к медалям, выпуск которых рассматривался ею как важное идеологическое мероприятие. Проект был высочайше одобрен, дано распоряжение вырезать штемпели медалей с находившихся в Академии художеств печатей с портретами князей и царей, изготовленных из зелёной яшмы нюрнбергским камнерезом Иоганном Кристофером Доршем (1676-1732 гг.ж.) в 1720-х годах. Изображения на печатях носят условный характер и взяты из «Титулярника» («Большая титулярная книга или Корень российских государей», рукопись с илл., 1672 года.).

Таким образом, на основе значительно расширенной серии резных камней И.К. Дорша в соединении с цитатами из текста «Краткого российского летописца» родилась портретная серия, состоящая первоначально из 50 сюжетов и продолженная позднее вплоть до  Александра III.

Работа по изготовлению штемпелей медалей была поручена Иоганну Георгу Вехтеру (1726-1800 гг.ж.), немецкому медальеру, родившемуся в Гейдельберге, с 1762 года работавшему в России, на Петербургском монетном дворе.    

Один медальер мог изготовить в год 6-8 штемпелей, а в серию должно было войти 50 медалей, следовательно, для одного мастера объем был слишком велик и к работе над медалями были привлечены И.Б. Гасс, позднее Г.Х. Вехтер, С.Ю. Юдин, Т.И. Иванов и др.

На медалях, хранящихся в коллекции музея, стоят клейма Иоганна Георга Вехтера, Георга Христиана Вехтера (1729-1789 гг.ж.), в России с ≈ 1771 года, Иоганна Балтазара Гасса (1730-1813 гг.ж.), на Петербургском монетном дворе с ≈ 1768 года, Василия Климова (?-1782г.) на ПМД с 1736 года, Самойло Юдича Юдина (1730-1800 гг.ж.), на ПМД с 1741года, с 1762 года – главный медальер, Романа Ганнемана (1819-1867 гг.ж.).

Многие медали не имеют клейм, но даже по имеющимся видно, что изношенные штемпеля возобновлялись медальерами последующих поколений. Срок действия штемпеля всего 10-15 лет. Медали данной серии предназначались в качестве наглядного пособия для изучения российской истории в учебных заведениях, поэтому воспроизводились в больших количествах. Даже наличие авторских клейм не даёт основания полагать, что медали были изготовлены в XVIII веке, а не позднее.

На лицевой стороне каждой медали диаметром 34 мм. помещён портрет князя или царя в окружении легенды с именем и титулом. Оборотная сторона занята краткой надписью-характеристикой основных событий жизни и правления, внизу проставлен порядковый номер медали в серии. Порядок перечисления правителей, сжатые жизнеописания и даты взяты из «Краткого российского летописца».

Медаль № 1 с портретом Рюрика. На лицевой стороне изображение князя в доспехах, на голове шлем с плюмажем, в руке клевец. Надпись: «Великiй Князь Рюрик». На оборотной стороне текст: «Призванъ изъ Варгъ начал княжить въ г. Новъгородъ съ 862 года. Владелъ 17 лет».

Медали с № 2 по № 20 посвящены Великому княжению Киевскому. Начинается с князя Олега, родственника Рюрика, нередко считающегося основателем Древнерусского государства, объединившим два главных центра восточных славян: Новгород и Киев, ставший столицей с 882 года. На медали надписи: «Великий князь Олег, сродник Рюриков. Княжил в малолетство сына Рюрикова Игоря 879 года. Владел 34 года». 879 г. – год смерти Рюрика, Олег становится регентом Игоря, умер в 912 году от укуса змеи. Изображен в доспехах, поверх которых мантия.

Медаль № 3 «Великий князь Игорь»; надпись на оборотной стороне: «Принял княжение по смерти Олеговой 913 года. Владел 32 года. От роду 68 лет» Изображен в чешуйчатом панцире, шлеме с плюмажем, в руках меч и копьё.

Игорь, сын Рюрика (ок. 878-945 гг.ж.), стал великим князем Киевским в 912 году, в возрасте 34 лет. В летописях записан его поход на Царьград в 941-944 гг., когда русский флот погиб от «греческого огня». В 945 году убит древлянами за попытку повторно собрать дань.

Жестоко отомстившей за смерть Игоря – супруге его Ольге посвящена медаль № 4. «Великая княгиня Ольга Святая супруга Игорева». Изображена с четырехконечным крестом в левой руке, в короне и богатом одеянии. Поясняющая надпись: «В малолетстве сына своего Святослава владела Россиею. Начала княжить 945 г. В Царьграде приняла христианскую греческую веру. Владела 18 лет. Жила близ 80 лет». Ольга (ок. 890-969 гг.ж.) мудро управляла страной и в годы малолетства сына и значительное время после, так как Святослав почти всю жизнь провёл в походах. Она навела порядок с получением дани, установила погосты – центры торговли, обмена, сбора дани.

О Великом князе Святославе (медаль № 5) сказано кратко: «Вёл кровавые войны на Дунае 964 года. Жил 40 лет». Действительно, почти всю жизнь князь провёл в походах, в 964 – 966 гг. освободил вятичей от власти хазар и подчинил их власти Киева, затем разгромил Хазарский каганат и разрушил его столицу – Итиль. Святослав первым ввёл обычай давать сыновьям уделы, дробя Русскую землю на мелкие княжества, что явилось причиной многих бедствий страны в дальнейшем.

На медали под номером 6 изображён Ярополк I Святославич, великий князь Киевский в 972 – 980 гг., старший сын Святослава. Изображён в доспехах, поверх которых отороченная мехом одежда. Надписи: «Великий князь Ярополк Святославич. Начал княжить в Киеве после смерти отеческой 973 года. Владел 9 лет». За короткой записью – братоубийство, вражда, предательство. 

На медали № 7 – Владимир I Святославич Святой (ок. 960-1015 гг.ж.), Великий князь киевский в 980 – 1015 гг. Изображён в короне и богатом одеянии с горностаевой шалью, со скипетром и державой. Надпись на оборотной стороне «Самодержавствовал по смерти братей своих въ России 981 года. Утвердил христианство во всей державе. Владел 35 лет». Годы правления Владимира были временем расцвета Древней Руси, принятие христианства способствовало объединению русских земель и подъему культуры. Следуя примеру предков, князь разделил государство на области и дал удел своим сыновьям, а их было 12. После смерти великого князя между его сыновьями разгорелась междоусобная вражда.

Медаль под номером 8 посвящена Святополку (ок. 980-1019 гг.ж.), названному Окаянным за убийство сыновей Владимира Бориса, Глеба и Святослава. В музее этой медали нет.

Медаль № 9: Ярослав I Владимирович Мудрый (ок. 978-1054 гг.ж.). На лицевой стороне погрудное изображение князя, в богатой одежде, с непокрытой головой, на груди крест, у правого плеч скипетр. Надпись: «Великий князь Ярослав Владимирович». На обороте: «Сел на княжение киевское по жестоком сражении с братом своим Мстиславом 1016 года. Владел 38 лет. Жил 76 лет». Ярослав считается выдающимся государственным деятелем древней Руси: вернул города, захваченные Польшей; разгромил печенегов в 1036 году, обезопасив южные границы Руси; совершил удачные походы на Чудь (Эстония) и Литву. При Ярославе создана «Русская правда», свод законов страны. С помощью династических браков породнился с правящими домами Европы. Но перед смертью разделил страну между сыновьями, вновь раздробив страну на удельные княжества. Осуждая это решение, Н.М. Карамзин писал: «Древняя Россия погребла с Ярославом своё могущество и благоденствие».

Отсутствуют в коллекции музе медали № 10-13, посвящённые Изяславу I Ярославичу (1024-1078 гг.ж.),

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!