Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Коллекция макетов и моделей
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Фондовые коллекции
  3. Коллекция макетов и моделей

Коллекция макетов и моделей

Аэросани

В фондах музея имеется коллекция моделей судов, которые участвовали  в Великой Отечественной войне – это  корабли, построенные во время войны на Астраханских заводах: судоверфи им. Кирова и морского судостроительного завода им. Сталина, а именно – бронекатер, подводная лодка «Щука», подводная лодка «Малютка». Выпускались на Астраханских заводах и аэросани.

Представляет интерес модель «Аэросани» тип НКЛ-16/42[1], которые выпускались на судоверфи имени Кирова.  Аэроса́ни – это самоходные сани, снабжённые двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом (пропеллером). Это транспортное средство предназначено для передвижения по снегу и льду.

Из документов, хранящихся в учётном архиве Астраханского музея- заповедника следует, что макет аэросаней тип НКЛ-16/42 был изготовлен моделистом, ветераном  Георгием Андреевичем Петровским для новой экспозиции Музея Боевой Славы для отражения в экспозиции вклада тружеников тыла в  ВОВ. Макет построен на основе чертежей, опубликованных  в журнале «Моделист-конструктор» № 10 за 1977 г. , №6 за 1979 г. и   сохранившихся в музее лыж. Кроме того, макет был освидетельствован  главным технологом судоверфи им. Кирова В.В. Дорохиным, на что имеется техническое свидетельство от 26 марта 1985г., о том, что «все элементы модели выполнены с подробной деталировкой, хорошего качества, окраска модели соответствует выпускавшимся в 1942 г. аэросаням».[2]

Стоит отметить, что изобретены аэросани были инженером Сергеем Сергеевичем Неждановским в начале XX в. В 1905 г. журнал «Воздухоплаватель» назвал их «санями с воздушным винтом для передвижения по снегу». Первая модель представляла собой легкие сани, на которых устанавливался двигатель внутреннего сгорания с аэродинамическим движителем – воздушным винтом. Изобретение русских инженеров было бесценным для России с её грандиозными пространствами, на которых снежный покров держится порой по много месяцев. Ряд отдалённых районов Севера мог сделать доступным лишь такой механический транспорт.

В  1912 г. на  Русско-Балтийском заводе началось строительство партии транспортных саней по заказу военного министерства. С началом Первой мировой войны аэросани нашли применение и на фронте. Уже зимой 1914–1915 года они использовались в основном, как транспорт или как средство связи.

В период военной зимы 1939–1940 г. в Красной Армии имелось несколько аэросанных отрядов, которые применялись в операциях против белофиннов. Они использовались главным образом для обеспечения связи между частями и соединениями, подвозили боеприпасы, продовольствие и горюче-смазочные материалы войскам, действовавшим в большом отрыве от своих баз снабжения, эвакуировали раненых с поля боя. Иногда аэросанные отряды выполняли боевые задачи, внезапно нападая на войска противника, его штабы и тылы. В таких случаях обычно за боевыми следовали десантные аэросани с подразделениями лыжников. Налеты солдат производились на линии фронта и в тылу противника. Десанты уничтожали тыловые гарнизоны и опорные пункты, расстраивали движение к фронту вражеских обозов с продовольствием и боеприпасами.

Наибольшее применение аэросани, конечно же, получили в Великую Отечественную войну.

Аэросани всех серийно выпускавшихся типов, в том числе НКЛ-16, НКЛ-16/41 и НКЛ-16/42, широко использовались на фронтах Великой Отечественной войны, особенно в зиму 1941–1942 г. Они применялись для оперативной связи, доставки военных грузов, на них осуществлялись патрульные, десантные и боевые операции. При переброске десантов аэросани не только принимали бойцов с полным вооружением на борт, но и буксировали на специальных тросах 18–20 лыжников. В боевых условиях они по бортам буксировали прицепные волокуши, в которых размещались бойцы с пулемётом и второй номер расчёта с необходимым боекомплектом. Кроме того, огонь из автоматов могли вести сидящие в машине бойцы через люки, открывающиеся в крыше корпуса.[3]

Интересно, что аэросани, которые выпускались на Астраханском заводе,  применялись далеко за пределами Астрахани – на озёрных пространствах озёр Ладожское, Ильмень, Селигер, замёрзших реках, в прибрежных районах моря и в Финском заливе.

Скомплектованные аэросанные транспортные батальоны успешно выполняли многочисленные задания командования Советской Армии по разведке и связи, а также работали с подразделениями боевых аэросаней – НКЛ-26. Это позволяло не только проводить неожиданные для противника налёты для уничтожения живой силы, но и при необходимости оперативно высаживать десантные группы для закрепления захваченных у врага опорных пунктов и территорий.

Таким образом, легендарные аэросани находили свое применение далеко за пределами Астрахани и внесли весомый вклад в общее дело Победы.

Автор: А.А. Абуталиева.


[1] АМЗ НВ-9533

[2] Акт № 102 на поступление в Астраханский архитектурный музей -заповедник

[3] // « Моделист - конструктор» №10 1977г.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!