Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Коллекция художественных ценностей и предметов декоративно-прикладного искусства
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. О музее
  2. Фондовые коллекции
  3. Коллекция художественных ценностей и предметов декоративно-прикладного искусства

Коллекция художественных ценностей и предметов декоративно-прикладного искусства

Тайны золотоордынской керамики

В фонде музея-заповедника находится обширная коллекция предметов эпохи Золотой Орды, в том числе в нее входят и поливные керамические изделия. Одним из интереснейших предметов этой коллекции является миска (КП-4708, А-133) датируемая XIII–XV вв., найденная у с. Селитренное в ходе археологических раскопок под руководством В.А. Филипченко в 1952 г.

В центре блюда изображено крылатое существо с туловищем представителя кошачьих, расцвеченным крупными синими точками, длинным узким хвостом темно-синего цвета и женским лицом, увенчанным головным убором, декорированным синей сеткой. Разные ученые определяют животное по-разному. В книге поступлений музея-заповедника животное атрибутированно как кентавр, этой же точки зрения придерживались В.А. Филипченко и Н.М. Булатов. По описанию кентавр имеет схожие черты с животным с золотоордынского блюда, однако этот мифологический образ подходит не полностью. Исходя из этого Н.Ф. Лисова предположила, что животным с миски может быть Бурак – внеземное разумное существо, на котором Мухаммед совершил ночное переселение из Мекки в Иерусалим. По традиции Бурака изображали в виде пятнистой лошади с лицом человека, ослиными ушами, крыльями и хвостом павлина. О этом существе есть косвенное упоминание в тексе Корана, в первом стихе 17-ой главы: «Хвала тому, кто перенес ночью своего раба из священного храма в Мекке в храм, отдаленный в Иерусалиме, вокруг которого мы благословили, чтобы показать некоторые из наших знамений». Существует легенда о том, что Бурак, покидая землю с Пророком, опрокинул наполненный водою кувшин. Возвращаясь на землю после беседы с ангелами и Богом, Мухаммед подхватил кувшин и из него не успело пролиться ни одной капли, т.к. время людей и Бога несоизмеримо. В свое время Омар Хайям посвятил этому мифологическому существу одно из своих четверостиший:

Чей разум охватить вселенную спешит

И, будто конь Бурак, по небу путь вершит

Тому до цели миг останется …

Но небо Закружит голову и наземь сокрушит.

Самое раннее изображение Бурака, выполненное на каменной плите, датируется X–XI вв. и хранится в краеведческом музее города Тартуса (Сирия).

Однако существо на блюде имеет кошачье тело и конечности, а не лошадиные, что не совпадает с описанием Аль-Бурака. Еще одним животным часто изображавшимся и имевшим тело льва является сэнмурв. Сэнмурв представлял крылатое животное с телом льва и головой собаки. В пользу того, что животное на блюде имеет черты сэнмурва, говорят изогнутые в сторону головы крылья, покрытые перьями. Это существо считалось посредником между верхним духовным и нижним земным, зримым миром, несло функции божественного вестника. Согласно «Шахнаме» Фирдоуси (конец X – начало XI вв.) сэнмурв живет на Эльбрусе, однако в зороастристских текстах (в первой части Авесты – Яшты) говорится, что он сидит под Мировым деревом, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает семена, разносимые дождем и ветром по свету.

Образы фантастических существ, созданные путем комбинирования частей реальных животных, были излюбленными в иранском искусстве. С середины XI в. сфинксы являлись одними из самых популярных сюжетов на Переднем Востоке.

Смешение образов, которое можно увидеть на блюде, свидетельствует о смешении традиций орнаментации мастеров-керамистов, свозившихся с разных концов государства.

Автор: Е.П. Подкопаева

Фото

Литература:

Лисова Н.Ф. Орнамент глазурованной посуды золотоордынских городов Нижнего Поволжья. Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 15. – Казань: Институт истории АН РТ, 2012.

Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов евразийских степей и золотоордынских городов. – М., 1976.


«150 лет со дня рождения Н.П. Протасова»

150 лет назад (1865 – 1941) родился Николай Петрович Протасов, астраханский художник–любитель, иллюстратор. Протасов окончил Реальное училище в Астрахани, где рисование преподавал П.А. Власов. В 1920 г. Николай Петрович становится преемником дела П.М. Догадина, директора и хранителя собрания картинной галереи, своего друга и соратника, вплоть до 1940 г. Именно под руководством Протасова в 1921 г. коллекция была перемещена из дома П.М. Догадина в залы особняка бывшей усадьбы городского головы И.Н. Плотникова. Благодаря Протасову в галерее шла активная работа по пополнению фондовых коллекций, в частности, живописными произведениями авангарда, коллекцией гравюр Ивана Акимовича Репина, западноевропейским фарфором. В 1941 г. Астраханский Союз художников вместе с картинной галереей готовит передвижные выставки, эскизы плакатов о борьбе против немецких захватчиков, выпускаются окна сатиры ТАСС. Николай Петрович оформляет альбом Климашевской, который в настоящее время хранится в фондах Астраханского музея-заповедника. Так же Протасов принял участие в оформлении нескольких серий открыток В.А. Сергеева, посвященных городу Астрахани и Волге — это «Привет из Астрахани», «Поклон из Астрахани», «Воспоминание об Астрахани», «Астрахань», «Поклон с Волги». Протасов являлся участником многих областных выставок.

Астраханский музей-заповедник располагает несколькими живописными произведениями Николая Петровича, датируемыми 1890 годом. Картины художника являются самыми первыми поступлениями в коллекцию изобразительного искусства Астраханского музея-заповедника. Это произведения: «Охота на тюленей», «Рыбаки в море», «Рыбаки отправляются в море», «Реюшки в море». Уже из названия произведений можно сделать вывод о том, что художника интересовала тема краеведения, тема рыболовства, в частности. Благодаря творчеству Н.П. Протасова, мы сегодня можем заглянуть в рыбацкие будни XIX века.

Помимо живописи, в фондах музея-заповедника хранятся плакаты, автором которых является Н.П. Протасов. Плакаты отражают актуальную для начала ХХ века тему революции. Например, плакат 1922 года «Очередные задачи Красной Армии ко дню 4-й годовщины организации Красной Армии».

Н.П. Протасов внес неоценимый вклад не только в культуру и искусство Астраханского края, но и в историю нашего региона.


Библиографический список:

  1. Макарова Т. Картинная галерея в годы Великой Отечественной. Информационный ресурс: http://www.astrakhan.ru/?content=news-item&id=77276 (дата обращения 26.03.2015)
  2. Нагайкина С.И. Фотография в Астрахани 1861-1920.Очерки по истории губернской фотографии. Астрахань, 2011. Информационный ресурс: http://astrahanfoto.livejournal.com/135594.html (Дата обращения 26.03.2015)
  3. Протасов Н.П. "Охота на тюленей". 1890. Холст, масло. АМЗ КП-166 / И-1
  4. Протасов Н.П. "Очередные задачи Красной Армии ко дню 4-й годовщины организации Красной Армии". 1922. Астраханский губполитпросвет. Бумага, печать. АМЗ КП-675 / И-29
  5. Протасов Н.П. "Реюшки в море". 1890г. Масло, холст. АМЗ ВХ-2418
  6. Протасов Н.П. "Рыбаки в море". 1890. Холст, масло. АМЗ КП-169 / И-2
  7. Протасов Н.П. "Рыбаки отправляются в море". 1890. Холст, масло. АМЗ КП-170 / И-3
  8. Фотография В.А. Сергеева. Информационный ресурс: http://nnm.me/blogs/Racing19/fotografiya-v-a-sergeeva/ (дата обращения 26.03.2015)

Автор: Ю.В. Герасимова


«Агитационное искусство в Астрахани в период ВОВ на основе коллекции изобразительного искусства ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник»

Двадцатый век, лето 1941-го, война. Враг наступал стремительно. Еще быстрее преображалась страна, становясь единым боевым лагерем в стремлении остановить и беспощадно разгромить врага. Боевая задача встала и перед художниками - к штыку приравнять искусство, воспитывать волю к победе, ненависть к захватчикам. Одним из популярных видов искусства военного периода явился агитационный плакат.

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны — наглядные пособия для разъяснения в доступной форме определённого вопроса, например, отношения советской власти к текущим событиям на фронте. Военные плакаты различались как по качеству исполнения, так и по форме. Некоторые из них были грубыми карикатурами, в то время как другие были картинами на военную тематику или получившими известность фотографиями, с разъяснением о происходящем или стихотворным комментарием.

В Астрахани автором плакатов был астраханский художник Николай Николаевич Скоков (1916-1987), который в 23 года был призван в армию. Скоков и на фронте оставался истинным художником – оформлял боевые листки, плакаты, рисовал портреты солдат и офицеров. Он запечатлевал отдельные боевые эпизоды, будучи на фронтах Прибалтики, Белоруссии, на смоленской земле. После тяжелого ранения под Смоленском был признан негодным к военной службе, вернулся в Астрахань, где до самой смерти служил своему призванию художника. Музей-заповедник располагает несколькими эскизами плакатов руки Скокова, написанных в 1942 и 1945 гг.

Эскиз плаката «Знамя фашизма» - изображение в технике карикатуры (Изображение №1). На эскизе изображена человеческая фигура в виде черта, красного цвета. Одет в штаны такого же цвета, за поясом пистолет, челка и усы у него такие же, как и у Гитлера. На одной руке черная повязка со свастикой, а в руке дубинка. В другой руке он держит знамя фашизма черного цвета. По центру знамени белый круг, в котором нарисован скелет с двумя перекрещенными костями под ним. Скелет изображает Гитлера, так как имеет такую же челку и усы. С помощью таких карикатурных образов автор хотел показать истинную сущность самого Гитлера и его последователей.

Эскиз плаката «Не спят в Москве, не спят в Берлине», является карикатурой (Изображение №2). Эскиз выполнен в классических цветах советского плаката: черный, белый и красный, еще автор добавил голубой цвет. Эскиз разделен на две смысловые части. В первой части схематическое изображение Спасской башни Московского кремля. На ее фоне черным цветом изображены три фигуры советских граждан: двух мужчин и одной женщины, которые широким шагом идут вперед, держа в руках лозунги со словами: «Маршалу Сталину – слава» и «Красной армии, освободительнице - слава!». Во второй части на фоне здания рейхстага изображен силуэт бегущего человека с чемоданами в руках. Этим плакатом автор хотел показать, прежде всего, могущество Красной Армии и советского народа.

Эскиз плаката «У разбитого корыта» - карикатура на Гитлера (Изображение №3). Написана в 1945 году, когда исход войны был уже предрешен. На эскизе изображен Гитлер в военной немецкой форме, у которого замотана щека белой повязкой. Гитлер склонился над разбитым корытом, а позади него стоит разорванное знамя фашизма, на котором изображена свастика и написано: «Великая Германия». На заднем плане по бокам изображены два танка с флагами Советского Союза и США. Внизу эскиза надпись: «В бронированной берлоге, иль в другом укромном месте, Гитлер слушает в тревоге предпоследние известия». С помощью этого плаката Скоков показал всю ничтожность Гитлера, и то, что война им уже проиграна.

Созданные за время войны плакаты и рисунки Скокова проникнуты священной ненавистью к фашизму, гневом и презрением к врагу. Но вместе с тем Скоков во всех своих работах оставался художником, а его карикатуры - примером искусства, преобразившегося во время войны, но сохранившего свой высокий уровень.

Помимо работ Скокова в коллекции изобразительного искусства музея-заповедника имеются еще 3 карикатуры периода Великой Отечественной войны неизвестного автора. Именно по причине неизвестности автора эти работы отнесены к научно-вспомогательному фонду. Но это не мешает им в полной мере быть отражением искусства периода ВОВ, тем более что они имеют к нему самое непосредственное отношение. Работы написаны с помощью акварели на бумаге.

На первой карикатуре изображены две женщины и мужчина (Изображение №4). С помощью надписи на рисунке и поз, в которых застыли герои этой карикатуры, мы видим, что они о чем-то сплетничают. За мужчиной изображена тень, и из надписи мы понимаем отношение автора к происходящему. Надпись гласит: «Не верьте слухам! Помните и знайте кому Отчизна дорога. Товарищи! Клеветника и шептуна разоблачайте, за ним всегда чернеет тень врага!».

На второй карикатуре на фоне карты Европы по центру изображен Гитлер, с плетью и ножом в руках (Изображение №5). Гитлер сидит на плечах у Муссолини. Оба одеты в военную форму. На заднем плане изображены поджидающие их партизаны. Сверху на рисунке надпись: «Итальянцу Гитлер сел на шею, а партизан засел в траншею. Нож и плетка нам помогут, хоть у Геббельса все «гут!»».

На третьей карикатуре изображены Геббельс, Гитлер и Геринг. (Изображение № 6). Три тела переплетены и соединены в единое целое. И они представляют собой трехглавую змею, поднимающуюся из кровавой реки. Геббельс расположен слева – в фашистской фуражке с двумя пистолетами в руках. Справа – Геринг, в каске с рогами и клыками. Гитлер располагается по центру, у него непропорционально большие уши, тем самым автор хотел показать то, что он слушает своих советников, которых он как раз и расположил по краям. Над собой Гитлер держит маленький корабль. У всех троих руки окровавлены. С помощью кровавой реки и окровавленных рук автор хотел сделать акцент на разрушительной силе войны и роли в ней Германии. Над изображением в карикатуре находится надпись: «И днем и тревожной ночью в фашистском гнилом очаге, купается в крови рабочей тройка – зловонное «Г»!».

Такого рода плакаты заменяли живого оратора на собраниях, митингах. Плакаты разговаривали с людьми – со всеми и с каждым в отдельности. Они были на площадях, на заводах, на вокзалах, на стенах и на заборах. С помощью агитационного искусства мы можем узнать и понять настрой людей той эпохи, чего они боялись, с чем боролись, чего хотели и как жили. Это важная страница не только в истории искусства и в истории нашей страны, в общем, и края в частности.

Фото 

Список использованных источников и литературы:

Литература:

  1. Военные характеры// Искусство. №1. М.: Искусство, 1965.
  2. Чекмарева Н. Художник светлого дарования. // Волга, 18 января 2001.

Неписьменные источники – экспонаты Астраханского музея-заповедника:

  1. АМЗ КП 26208 / И 1490 – Скоков Н.Н. Эскиз плаката «Знамя фашизма» 1942. Бумага, акварель.
  2. АМЗ КП 26209 / И 1491 – Скоков Н.Н. Эскиз плаката «Не спят в Москве, не спят в Берлине» 1945. Бумага, акварель.
  3. АМЗ КП 26210 / И 1492 – Скоков Н.Н. Эскиз плаката «У разбитого корыта» 1945. Бумага, акварель.
  4. АМЗ НВ 3185/1 – Карикатура периода ВОВ. Неизвестный автор.
  5. АМЗ НВ 3185/2 – Карикатура периода ВОВ. Неизвестный автор.
  6. АМЗ НВ 3185/3 – Карикатура периода ВОВ. Неизвестный автор.

Автор: Ю.В. Герасимова


Немного из истории развития производства фарфора и фаянса в России

Развитие керамики - это постоянное совершенствование технологии производства, непрерывная цепь открытий новых свойств этих материалов, их эстетической переосмысление в свете художественных задач той или иной эпохи.

Развитие русского керамического производства прошло стадии ремесла, кустарных промыслов, мануфактуры, машинной индустрии. Наиболее древняя по происхождению – гончарная керамика – развивалась на протяжении всей своей истории почти исключительно в рамках ремесла и кустарных промыслов. Технология ее производства относительно проста, что в известной степени предполагает целостность деятельности мастера, который сочетал в себе и технолога и художника.

До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов. Это были фарфоровые изделия из Китая, где впервые их стали изготавливать на рубеже VII-VIII веков. В Европу фарфор завезли купцы в ХIII веке. До ХVI века фарфоровые предметы всё еще находились среди самых ценных и считались дорогими подарками. Вскоре фарфор начали употреблять в качестве народной посуды. Начало производства фарфора в Европе связано с именем химика И.Ф. Бетгера. В 1710 году в Мейсене (Саксония), в замке Альбрехтсбург, была открыта первая в Европе фарфоровая мануфактура. Производство было строго засекречено.

История русского фарфора начинается с Петровского времени. Об этом свидетельствуют многие указы, подписанные Петром I. В литературе сообщалось о некоторых попытках наладить в России производство фарфора путем кражи «фарфо-рового секрета» за границей или переманивания иноземных мастеров. Однако архивные данные показывают, что помимо иностранцев, опытами по получению фарфора занимались также и русские мастера. В 1724 году был издан указ, который гласил: «В Мануфактур - коллегии рассуждали о ценинной и всякой посуде, которая делается из белой глины и ввозится в Россию из других государств. Зная, что в России такая белая глина находится, из которой имеется надежда, что можно делать в России всякую ценинную посуду и табашные трубки, коллегия и приказали в Москве публиковать с барабанным боем и в пристойных местах выставить билеты о том, что ежели кто пожелает оного художества завести фабрики и в помянутых местах, где оная белая глина имеется, делать ценинную и всякую посуду и табашные трубки добрым мастерством, применяясь против заморского, и оные б явились в Мануфактур – коллегию, которым дана будет его императорским величеством привилегия и в вывозе мастеров для дела той посуды и трубок учинить вспоможение». До настоящего времени дошла информация лишь об одной такой фабрики построенной купцом А. К. Гребенщиковым в 1724 году в Москве за Таганными воротами, в Алексеевской слободе, через которую проходила дорога на Гжель. Впервые годы выпуск продукции ограничился изразцами и курительными трубками. В 1731 году начались первые опыты по изготовлению посуды. В процессе поисков стала выпускаться посуда, покрытая блестящей эмалью. Продукция этого завода была рассчитана на широкий круг покупателей. Процесс формирования русской фарфоровой промышленности особенно интенсивно происходил в конце ХVIII и в первой половине XIX в. Стали известны фабрики Сухарева, Чапочкина, Матвеева и множество гжельских кустарных майоликовых мастерских. Географию основных центров изготовления фарфора определяло наличие сырья и рынков сбыта. Таких районов в России было несколько: Северный (Петербург и губерния), Центральный (во главе с Москвой), Юго-западный (включающий Волынь, Украину и Польшу) и Восточный (Пермь, Иркутск), сформировавшийся позже других.

Во второй половине ХVIII века одновременно с Императорским фарфоровым заводом (открыт в 1744 году) в центральной России деятельно работал только один частный фарфоровый завод – Гарднера (основан в 1766 году). Остальные заводы – Волкова, Сухарева – практически не играли большой роли в развитии русского фарфора. Для сравнения можно привести следующие цифры: в 1797 г. на заводе Гарднера было выработано фарфоровой посуды на сумму 2500 руб. В том же году в Россию было завезено китайского, японского и европейского фарфора на сумму 33 327 руб.

Честь открытия фарфоровой массы в России принадлежит русскому ученому Д.И. Виноградову, который работал на Императорском заводе в Петербурге и получил в 1747 году первый фарфор из отечественных материалов. Императорский завод, основанный в 1744 году в Петербурге, становится самым известным центром керамического производства в России. На начальном этапе изделия Императорского завода предназначались исключительно для царского двора, придворной знати. Сохранились отдельные предметы сервиза князя Долгорукого, украшенного фамильными гербами.

Со времени основания фарфоровый завод выпускал преимущественно чайную посуду и только в 1756 году, когда Виноградов сконструировал для обжига большую печь, появилась возможность создать многопредметный обеденный сервиз.

Последние десятилетия XVIII века в истории русского фарфора отмечены особыми заказами на дворцовые обеденные сервизы с большим количеством приборов. Первой (1784 г.) была крупная работа Рашета – парадный «Арабесковый» сервиз: девятьсот семьдесят три предмета на шестьдесят приборов (кувертов). Название обусловлено орнаментом, сочетавшимся с небольшими овальными медальонами, куда вписывались женские головки. Центральную часть блюд и тарелок занимают фигурные медальоны с многоцветными аллегориями: «Промышленность», «Искусство» и др. Сервиз включает и настольные украшения, состоящие из девяти скульптур с композиционным центром в виде памятника Екатерине II. Близок к «Арабесковому» и дворцовый сервиз под названием «Яхтинский» - прославляющий могущество русского флота и процветания отечественной торговли. «Кабинетский» сервиз, исполненный в 1795 году, состоял из восьмисот предметов. Роспись каждого из них относится к числу лучших образцов декорировки художественного фарфора. Предметы украшены широким золоченым поясом с гирляндой из ярких полевых цветов, в медальоны вписаны итальянские пейзажи с архитектурными памятниками. На противоположной стороне - пояснительные надписи к ним на русском и французском языках. С годами ценность сервиза возрастает, т. к. многих памятников, изображенных на предметах, давно не существует. Не сохранились и гравюры, с которых они воспроизведены.

После смерти Д.И. Виноградова техническое руководство возглавил Никита Воинов. В конце 60-х годов Андрею Черному удалось получить превосходный мелкозернистый бисквит (неглазурованный фарфор). Это позволило преступить к выработке декоративной скульптуры с тончайшей моделировкой деталей. Профессор скульптуры Академии художеств Жан - Доминик Рашет, возглавил модельную мастерскую Казенного завода. Возрос выпуск скульптурных изделий: позолоченных фарфоровых фигур из бисквита, портретных бюстов. По руководством Рашета в начале 1780-х годов завод запустил этнографическую серию «Народы России», за этой серией появилась другая - «Петербургские ремесленники и уличные торговцы». В конце XVIII века широко распространилось изготовление декоративных ваз – яйцевидной и полуяйцевидной формы. Вазы имели крышки с ажурной прорезью и известны как вазы ароматницы, наполнявшиеся благовонными специями.

В честь победоносного окончания Отечественной войны 1812 года была создана двухметровая ваза красивой яйцевидной формы, отдельные части которой соединены стержнем. На одной из сторон - композиции из военных атрибутов и земной шар с надписью «Россия». В оформлении художественного фарфора использовались портреты героев недавних сражений. Портретами героев Отечественной войны 1812 года украшен чайный сервиз в форме античного кратера: золоченый фон разделан обильной цировкой.

Утверждение в русском искусстве классицизма (ампир) не замедлило сказаться и на изделиях из фарфора. Стали появляться вазы, кувшины, чашки несколько удлиненной формы на высокой ножке с ручками, выступающими над верхним краем – это придавало изделиям торжественность.

С годами спрос на фарфоровые изделия увеличивался, и одного Императорского завода оказалось недостаточно. В 60-70 годы XVIII века в России появляются небольшие частные предприятия. Как излагалось выше - одним из первых частных заводов являлся завод Ф. Я. Гарднера. Опытных специалистов он выписал из Европы, а в ученики определял сирот, воспитанников Дома Московского опекунского совета. Работа мастеров-иностранцев сказалась на характере продукции завода в некоторой манерности и в неправильных пропорциях. Однако изделия весьма привлекали своей расцветкой. Пурпур с теплым лиловым оттенком, присущий только росписям на изделиях этого завода, был настолько красив, что иногда им одним исполняли весь декор. Особого внимания заслуживают четыре орденских столовых сервиза, выполненные в конце 70-80 годов по специальному заказу царского двора: «Андреевский», «Георгиевский», «Александра Невского» и «Владимирский»- предназначавшиеся для торжественных приемов кавалеров этих орденов. На художественной продукции завода также отразилась и мода на русский ампир, особенно в фарфоровой пластике. Арлекинов, садовников и пастушек теперь сменили фигурки крестьян и ремесленников, отличавшиеся спокойными композициями, стройными пропорциями. Подставки, на которых укреплены фигурки, приобретают правильную форму круга или квадрата. На протяжении всего времени существования завод считался лучшим из частных заводов России. Продукцию гарднеровского завода составляли и простые сравнительно дешевые изделия и дорогие, высокохудожественные - для узкого круга покупателей или заказные. Распространенным мотивом в росписи были: роза тюльпан, стилизованный цветок, напоминающий шиповник.

В начале XIX века обстоятельства более благоприятствовали развитию русской фарфоровой промышленности: введены высокие пошлины на фарфор ввозимый из-за границы, владельцам фабрик было разрешено покупать крестьян, находившихся вблизи заводов, владельцам мануфактур выдавались денежные ссуды, сильное поднятие цен на изделия сделало выгодным устройство новых фабрик, расширение прежних. Большие запасы сырья позволили превратить старейший в России гончарный Гжельский район в центр производства фарфора. В первой четверти XIX века здесь было основано несколько десятков фарфоровых фабрик, изделия которых адресовывались широкому потребителю. Особенно выделялся завод московского купца Алексея Попова, основанный в 1806 году К. Милле и в 1811 году купленный Поповым. Изделия завода, для которых были характерны черты позднего классицизма, привлекали многообразием форм и росписью (соусник в виде лебедя, чайники с птичьими носами и ручками – грифонами, чашки на трех ножках с высокими красиво изогнутыми ручками в виде лебединых шеек). Выпускались предметы домашнего обихода: настольные лампы, чернильницы, солонки, пепельницы. Популярностью пользовалась так называемая трактирная посуда. Исключительный интерес представляют фарфоровые статуэтки: пряхи, косари, пастухи, странники и т.д. исполненные в реалистической манере и с большим мастерством. По литографиям из французских журналов изготовлялись статуэтки, изображавшие франтов, модниц, изящных продавщиц: мастера стремились более точно воспроизвести детали костюмов, причесок.

Число частных заводов постоянно росло и к концу третьей четверти XIX века дошло до нескольких десятков. Со второй половины XIX века большую известность приобретает завод братьев Корниловых, основанный в 1835 году в Петербурге и оснащенный новейшей техникой. Изделия завода были лучшими, но художественный уровень их уступал изделиям Императорского фарфорового завода.

К 80-м годам большинство крупных частных заводов сконцентрировалось в акционерном товариществе Кузнецова. Эти заводы выпускали сравнительно недорогой фарфор, отличавшийся декоративностью, пестротой и яркими чистыми красками – синей, пурпуровой, золотой.

К началу XX века, помимо Императорского фарфорового завода в России существовали предприятия акционерного товарищества Кузнецова; из частных предприятий уцелел только завод братьев Корниловых. В годы первой мировой войны производство художественного фарфора в России пришло в упадок.

После Октябрьской революции началась перестройка всей экономики страны. Все заводы были национализированы. Возникло новое направление их в работе – создание массового агитационного искусства. После 20-х г.г. основными производителями фарфоровой посуды оказались в России Дулевская, Дмитровская и Первомайская фабрики, заводы «Пролетарий», «Красный фарфорист». В 1925г. бывшему Импера-торскому фарфоровому заводу присвоено имя М.В.Ломоносова. Этот завод стал единственным предприятием, выпускавшим в те годы высокохудожественные изделия из фарфора. Выпускались небольшие партии изделий, но они привлекали злободневностью и разнообразием тематики. Агитационный фарфор выставлялся в специальных витринах, подобно плакатам в «Окнах Роста». Первые произведения - декоративные тарелки, блюда, вазы – украшались текстами лозунгов, портретами деятелей революции, советской эмблематикой.

В фондах музея-заповедника собрана интересная коллекция изделий из фарфора и фаянса до советского и советского периода – посуда, статуэтки, мелкая скульптура, курильницы (ароматницы), керосиновые лампы и т.д. В коллекцию входят изделия, изготовленные на разных заводах. Наиболее обширная коллекция фарфора и фаянса фабрик М.С. Кузнецова в Твери, Дулево, Риге, Будах. В конце XIX века промышленник М.С.Кузнецов объединил ряд фарфоровых фабрик и заводов и основал «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова». Было налажено производство фарфоровых и фаянсовых изделий широкого потребления. Они отличались добротностью, но низким художественным решением. В музейной коллекции имеется столовый сервиз из фаянса состоящий из 30 предметов, пепельницы с надписью «Торговый дом Бр. Гантшер в Астрахани», «Магазин А. И. Фадеева в Астрахани», «Оптово-розничные магазины торгового дома И. Т. Шлеина» и т.д. Интересны отдельные предметы: кружка с крышкой коричневого цвета с темно-коричневой фигурной ручкой и ободком, украшена растительным узором светло-зеленого цвета, со сквозными отверстиями в стенках и надписью – « Напейся, но не облейся»; кружка с туловом стилизованным по ствол дерева и украшена рельефным изображением птиц и цветущих веток; футляр для зубных щеток овальной формы, украшен многоцветной росписью жанровых сцен на китайские мотивы; масленка в виде тыквы с ручкой стилизованной под стебель растения; чашка полусферической формы, на трех ножках, стилизованных по листья, с фигурной ручкой, нижняя часть голубого цвета, верхняя – розового и надписью: «С днем ангела» и т.д.

Изделия завода Ф.Я. Гарднера в музейной коллекции отличаются прекрасными техническими качествами, хорошей живописью это различные предметы из столовых , чайных и кофейных сервизов украшенные растительными узорами и жанровыми сценками, а также различные статуэтки например- настенная - изображающая голову собаки. Советский фарфор и фаянс представлен заводами «Красный фарфорист», «Пролетарий», Ленинградский, Дмитровский, Дулевский фарфоровые заводы.

Автор И.И. Ахунова


«Бисквитный фарфор»

Фарфор - материал, который получается путем спекания фарфоровой массы, состоящей из глины, белой глины – каолина, кварца, полевого шпата и других природных субстанций. Изделий из фарфора изначально белые, блестящие, в тонком слое просвечивающие, непористые, водонепроницаемые и термостойкие, обладают хорошими изоляционными свойствами.

В зависимости от состава и процесса изготовления различают мягкий, твердый и костяной фарфор, а по наличию глазури на поверхности изделий – глазурованный фарфор и бисквит (неглазурованный фарфор). Фарфор разных производителей отличается цветом, составом и технологией производства. Дорогие коллекционные сорта называют по месту производства или по имени владельцев фарфоровых заводов.

Бисквитная пластика из мягкого фарфора, теплого, слегка желтоватого тона, имеет матовую шелковистую поверхность, а отсутствие глазури и росписи обусловливает необходимость очень тонкой моделировки. Существует мнение, что бисквитным его называют по причине двукратного обжига. Приставки «бис» и «би» во многих языках означают два. При производстве фарфора сначала производят обжиг, который называют утильным, а затем следует обжиг при глазуровании. Бисквитный фарфор также обжигается дважды, но второй раз без глазури. В настоящее время технология производства бисквитного фарфора может и не включать второго обжига.

Из бисквита изготавливают мелкую декоративную пластику. Мода на изделия из бисквита появилась в связи с распространением идей Неоклассицизма во Франции в середине XVIII века. Первые статуэтки из неглазурованного фарфора своей матовой зернистой поверхностью ассоциировались с античным мрамором; их стали изготавливать на французской мануфактуре в Севре с 1753 году по рисункам Ж. Ж. Башелье. В 1757 году модельную мастерскую Севра возглавил выдающийся скульптор Э.М. Фальконе. Ему принадлежат лучшие произведения в этом виде искусства. С 1785 года в Риме Дж. Вольпато наладил производство миниатюрных фигурок из бисквита по мотивам известных античных статуй. Они снискали огромную популярность.

В России первая мануфактура была основана в 1744 г. в Санкт-Петербурге и именовалась – «Парцелиновой мануфактурой». Для разработки состава фарфора дочь Петра Елизавета приглашала иностранных специалистов, но способ получения твердого фарфора из отечественных материалов, который практикуется до сих пор, был открыт Дмитрием Ивановичем Виноградовым. В 1765 году «Порцеллиновая мануфактура» получила название Императорского фарфорового завода, а сейчас известна как фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова.

С 1779 года на Императорском фарфоровом заводе работал выдающийся мастер изделий из бисквита француз Ж.-Д. Рашетт. С именем этого мастера связывают начало производства в России бисквитного фарфора.

Российские фабрики производили бисквитный фарфор по технологиям и мастерству европейских фабрик Севры и Мейсена. Цветочный декор был излюбленным мотивом украшения «бисквита» — необыкновенной красоты букеты, корзины, венки, гирлянды цветов не могли оставить равнодушным ни интеллектуала, ни обывателя. Будучи истинными произведениями искусства статуэтки, стали визитной карточкой бисквитного фарфора.

В музее – заповеднике хранится коллекция бисквитного фарфора. Коллекция представляет собой собрание статуэток, скульптур, шкатулок, пудрениц и вазочек. Большинство предметов выполнены из белого бисквита, и украшено традиционным для бисквитного фарфора цветочно-растительным орнаментом, и относятся к началу XX века.

Познакомиться с предметами бисквитного фарфора можно будет в музее–заповеднике после его открытия.

Фото

автор Ю.В. Герасимова


Каслинское литье

Каслинское литьё - художественные изделия из чугуна, издавна производились на заводе

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!