Символ 2015 года
19 февраля наступает календарный китайский новый год (лунный), а астрологический китайский новый год Козы (Овцы) (солнечный) наступает с началом весны - 4 февраля. Именно в этот день начинается настоящий новый год Деревянной Козы (Овцы).
Легенда.
Существует множество версий, объясняющих возникновение символов китайского гороскопа. Одной из самых распространенных является та, в которой говорится о Будде, который пригласил к себе на торжество всех животных. Пришло 12 зверей, так как время было холодное и для того, чтобы попасть к Будде, необходимо было переплыть реку. Каждому животному в порядке очереди Будда подарил по одному году. Первой пришла Крыса, затем Буйвол, за ним Тигр. Кто пришёл четвертым как следует не рассмотрели – Кролик, Заяц или Кот – и поэтому у различных восточных народов остались разногласия относительно хозяина четвёртого года. Пятым был Дракон, шестой – Змея, седьмой – Лошадь. Затем, согласно одной из версий, на реку спустился туман, и опять не ясно, кто же был восьмым – Коза или Овца. Девятой пришла Обезьяна, за ней – Петух. Одиннадцатой пришла Собака, а последним появился Кабан (по другой версии Свинья). Согласно восточному гороскопу, качества, присущие этим животным накладывают свой отпечаток на характер людей, рожденных в год того или иного правителя. Причём, это не прихоть, а исполнение наказа самого Будды.
О символике года.
Так как символом 2015 года по восточному гороскопу является с Коза (Овца), то речь мы поведем о ней, точнее о ее супруге - баране.
Баран – один из древнейших символических знаков и одна из самых распространенных эмблем во всем мире (возможны различные варианты: агнец, золотое руно, голова или рога барана), значение которых в силу исторических причин существенно различается у разных народов, а так же зависит от конкретного вида изображений.
Овца – относится к древнейшим из прирученных человеком животных. В Верхнем Египте овцы были одомашнены еще в эпоху неолита (около 9 000 – 4 700 лет до н.э.). В Древнем Египте спиралевидные рога считались эмблемой бога солнца Амона-Ра, на которого была перенесена символика бога-творца мира Хнума, изображавшегося с головой барана.
У древних семитов изображение овец как ценных домашних животных встречается в VIII в. до н.э. Уже намного позже изображение барана встречается на античных монетах, чеканившихся в Малой Азии. Для народов Ближнего Востока баран был символом почёта, достатка и богатства. Начиная с античных времен в странах Западной и Южной Европы изображение «золотого руна», т.е. шкуры барана с головой, стало символом наивысшей ценности.
Сарматские бараны.
На нашей астраханской земле баран как символ небесной благодати ценился в сарматском обществе. Именно сарматы изображали детали этого животного на своих украшениях.
Сарматы – кочевые скотоводческие ираноязычные племена конца раннего железного века (VI в. до н.э. - IV в. н.э.) населявшие обширные степные районы от Урала до Причерноморья. Основная масса сарматов занималась скотоводством, разводила крупный рогатый скот, овец, коз. Образ животных, особенно барана, занимал особое место в религиозно-культовых представлениях сармат. Часто барана изображали на ручках сосудов, мечей, на концах многовитковых браслетов. Встречаются нашивные бляшки в виде стилизованных головок барана.
В ранне- и среднесарматское время в большинстве районов Сарматии в качестве поминального блюда использовали барана, при этом передние ноги барана, изредка - с лопатками или боком (т.е. с ребрами) – доставались покойному, т.е. укладывались к нему могилу. В позднесарматское время обычай помещения мясной пищи в могилу в одних регионах почти угасает (Южная Башкирия, Степная Таврия), а в других изменяется (так, в Сальских степях кладут не передние, а задние ноги).
Ордынские бараны.
В Золотой Орде баранов очень ценили в качестве отменного кушанья. Статистические данные показывают, что в культурных слоях большинства золотоордынских населенных пунктов встречаются кости барана. Интересно, что население Золотой Орды использовало овцу (барана) в качестве жертвенного животного вплоть до появления русских в Нижнем Поволжье. Вот что об этом говорит И.В.Зайцев, исследователь Астраханского ханства: «в 15 верстах от Иванчуга на острове Перул «стоял высокий деревянный дом, над которым на длинном шесте насажена была баранья голова. Рассказывали, что там погребен один татарский святой, на могиле которого татары и многие персы, отправляющиеся в море или уже счастливо переплывшие его, убивают овцу, часть ее приносят в жертву, а другую едят на жертвенной пирушке и с особыми обрядами при том отправляют свои молитвы. Голова овцы остается воткнутой на шесте до тех пор, пока не будет принесена кем-нибудь новая жертва или пока не свалится с шеста сама собою. Поэтому место это русские называют Татарской молельней, т.е. Татарским жертвенником».
Среди множества захоронений, известных на мусульманских некрополях золотоордынских городов, изредка встречаются комплексы, не свойственные для мусульман – захоронения костяков барана. Ориентированы эти захоронения по линии запад-восток. Некоторые из них сопровождаются вымосткой дна погребальной камеры кирпичом, а так же надгробиями. Одно такое захоронение барана было обнаружено на могильнике Маячный бугор – некрополе Красноярского городища Астраханской области (1990 г.).
Существует две версии, объясняющие захоронения такого типа. Первая говорит о замещении тела покойного, похороненного на чужбине, тушей барана. Т.е. данные ритуальные захоронения всего лишь разновидность кенотафов – пустых могил. Есть вторая версия толкования этого обряда. Дело в том, что известно достаточное количество многочисленных обрядов по случаю вызывания дождя у тарских татар (потомков древних тюркоязычных племен, этногенетически связанных с группами западносибирских татар), а жителями Сарая. В результате обрядов, барана забивали, мясо варили, а затем съедали всеми жителями, а кости барана закапывали в чистом месте – там, где никто не ходит. Барана, принесенного в жертву, могли хоронить в специально оборудованной могиле. Чтобы угодить жертвой и земле – обеспечив тем самым воспроизводство стадо баранов.
Для всех мусульман баран – священное животное. Трансформированная в исламе библейская легенда о пророке Аврааме гласит, что Ибрагим хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила. Бог послал к Ибрагиму ангела с барашком и наказал принести в жертву его вместо сына. В память об этом все мусульмане проводят праздник Курбан-Байрам – массовое жертвоприношение баранов. Согласно мусульманской традиции, каждый человек раз в жизни должен принести в жертву барана.
Бараний рог.
Бараньи рога служили элементом украшения у многих кочевых народов. Например, основным элементом в традиционных изделиях казахского народа являются так называемые бараньи рога «кошкармуiиз». Этот элемент встречается в убранстве юрт, в оружейном искусстве, в плетении ковров и изделий из войлока, в посуде, одежде и даже в ювелирных изделиях. В настоящее время известно более 230 видов орнаментов «бараний рог»
Изображение бараньих рогов часто встречается и у калмыков – в украшении юрты, а так же в предметах быта, например, кожаные сосуды. Виды орнамента самые разнообразные – рога могут быть чуть с загнутыми концами, или плавно переходить в изгиб, а подчас выглядят в виде спиралей. Изображение рогов – символ основного богатства калмыков – скота.
В настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в быту воспринимаются лишь с эстетической точки зрения.
Автор: Е.П. Казакова