Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Символ 2015 года
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Символ 2015 года

Символ 2015 года

27 февраля 2015 Просмотров: 347

19 февраля наступает календарный китайский новый год (лунный), а астрологический китайский новый год Козы (Овцы) (солнечный) наступает с началом весны - 4 февраля. Именно в этот день начинается настоящий новый год Деревянной Козы (Овцы).

Легенда.

Существует множество версий, объясняющих возникновение символов китайского гороскопа. Одной из самых распространенных является та, в которой говорится о Будде, который пригласил к себе на торжество всех животных. Пришло 12 зверей, так как время было холодное и для того, чтобы попасть к Будде, необходимо было переплыть реку. Каждому животному в порядке очереди Будда подарил по одному году. Первой пришла Крыса, затем Буйвол, за ним Тигр. Кто пришёл четвертым как следует не рассмотрели – Кролик, Заяц или Кот – и поэтому у различных восточных народов остались разногласия относительно хозяина четвёртого года. Пятым был Дракон, шестой – Змея, седьмой – Лошадь. Затем, согласно одной из версий, на реку спустился туман, и опять не ясно, кто же был восьмым – Коза или Овца. Девятой пришла Обезьяна, за ней – Петух. Одиннадцатой пришла Собака, а последним появился Кабан (по другой версии Свинья). Согласно восточному гороскопу, качества, присущие этим животным накладывают свой отпечаток на характер людей, рожденных в год того или иного правителя. Причём, это не прихоть, а исполнение наказа самого Будды.

О символике года.

Так как символом 2015 года по восточному гороскопу является с Коза (Овца), то речь мы поведем о ней, точнее о ее супруге - баране.

Баран – один из древнейших символических знаков и одна из самых распространенных эмблем во всем мире (возможны различные варианты: агнец, золотое руно, голова или рога барана), значение которых в силу исторических причин существенно различается у разных народов, а так же зависит от конкретного вида изображений.

Овца – относится к древнейшим из прирученных человеком животных. В Верхнем Египте овцы были одомашнены еще в эпоху неолита (около 9 000 – 4 700 лет до н.э.). В Древнем Египте спиралевидные рога считались эмблемой бога солнца Амона-Ра, на которого была перенесена символика бога-творца мира Хнума, изображавшегося с головой барана.

У древних семитов изображение овец как ценных домашних животных встречается в VIII в. до н.э. Уже намного позже изображение барана встречается на античных монетах, чеканившихся в Малой Азии. Для народов Ближнего Востока баран был символом почёта, достатка и богатства. Начиная с античных времен в странах Западной и Южной Европы изображение «золотого руна», т.е. шкуры барана с головой, стало символом наивысшей ценности.

Сарматские бараны.

На нашей астраханской земле баран как символ небесной благодати ценился в сарматском обществе. Именно сарматы изображали детали этого животного на своих украшениях.

Сарматы – кочевые скотоводческие ираноязычные племена конца раннего железного века (VI в. до н.э. - IV в. н.э.) населявшие обширные степные районы от Урала до Причерноморья. Основная масса сарматов занималась скотоводством, разводила крупный рогатый скот, овец, коз. Образ животных, особенно барана, занимал особое место в религиозно-культовых представлениях сармат. Часто барана изображали на ручках сосудов, мечей, на концах многовитковых браслетов. Встречаются нашивные бляшки в виде стилизованных головок барана.

В ранне- и среднесарматское время в большинстве районов Сарматии в качестве поминального блюда использовали барана, при этом передние ноги барана, изредка - с лопатками или боком (т.е. с ребрами) – доставались покойному, т.е. укладывались к нему могилу. В позднесарматское время обычай помещения мясной пищи в могилу в одних регионах почти угасает (Южная Башкирия, Степная Таврия), а в других изменяется (так, в Сальских степях кладут не передние, а задние ноги).

Ордынские бараны.

В Золотой Орде баранов очень ценили в качестве отменного кушанья. Статистические данные показывают, что в культурных слоях большинства золотоордынских населенных пунктов встречаются кости барана. Интересно, что население Золотой Орды использовало овцу (барана) в качестве жертвенного животного вплоть до появления русских в Нижнем Поволжье. Вот что об этом говорит И.В.Зайцев, исследователь Астраханского ханства: «в 15 верстах от Иванчуга на острове Перул «стоял высокий деревянный дом, над которым на длинном шесте насажена была баранья голова. Рассказывали, что там погребен один татарский святой, на могиле которого татары и многие персы, отправляющиеся в море или уже счастливо переплывшие его, убивают овцу, часть ее приносят в жертву, а другую едят на жертвенной пирушке и с особыми обрядами при том отправляют свои молитвы. Голова овцы остается воткнутой на шесте до тех пор, пока не будет принесена кем-нибудь новая жертва или пока не свалится с шеста сама собою. Поэтому место это русские называют Татарской молельней, т.е. Татарским жертвенником».

Среди множества захоронений, известных на мусульманских некрополях золотоордынских городов, изредка встречаются комплексы, не свойственные для мусульман – захоронения костяков барана. Ориентированы эти захоронения по линии запад-восток. Некоторые из них сопровождаются вымосткой дна погребальной камеры кирпичом, а так же надгробиями. Одно такое захоронение барана было обнаружено на могильнике Маячный бугор – некрополе Красноярского городища Астраханской области (1990 г.).

Существует две версии, объясняющие захоронения такого типа. Первая говорит о замещении тела покойного, похороненного на чужбине, тушей барана. Т.е. данные ритуальные захоронения всего лишь разновидность кенотафов – пустых могил. Есть вторая версия толкования этого обряда. Дело в том, что известно достаточное количество многочисленных обрядов по случаю вызывания дождя у тарских татар (потомков древних тюркоязычных племен, этногенетически связанных с группами западносибирских татар), а жителями Сарая. В результате обрядов, барана забивали, мясо варили, а затем съедали всеми жителями, а кости барана закапывали в чистом месте – там, где никто не ходит. Барана, принесенного в жертву, могли хоронить в специально оборудованной могиле. Чтобы угодить жертвой и земле – обеспечив тем самым воспроизводство стадо баранов.

Для всех мусульман баран – священное животное. Трансформированная в исламе библейская легенда о пророке Аврааме гласит, что Ибрагим хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила. Бог послал к Ибрагиму ангела с барашком и наказал принести в жертву его вместо сына. В память об этом все мусульмане проводят праздник Курбан-Байрам – массовое жертвоприношение баранов. Согласно мусульманской традиции, каждый человек раз в жизни должен принести в жертву барана.

Бараний рог.

Бараньи рога служили элементом украшения у многих кочевых народов. Например, основным элементом в традиционных изделиях казахского народа являются так называемые бараньи рога «кошкармуiиз». Этот элемент встречается в убранстве юрт, в оружейном искусстве, в плетении ковров и изделий из войлока, в посуде, одежде и даже в ювелирных изделиях. В настоящее время известно более 230 видов орнаментов «бараний рог»

Изображение бараньих рогов часто встречается и у калмыков – в украшении юрты, а так же в предметах быта, например, кожаные сосуды. Виды орнамента самые разнообразные – рога могут быть чуть с загнутыми концами, или плавно переходить в изгиб, а подчас выглядят в виде спиралей. Изображение рогов – символ основного богатства калмыков – скота.

В настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в быту воспринимаются лишь с эстетической точки зрения.

Автор: Е.П. Казакова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!