Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Очарование старой фотографии: виды Черного Яра и портреты черноярцев
  1. Это интересно
  2. Очарование старой фотографии: виды Черного Яра и портреты черноярцев

Очарование старой фотографии: виды Черного Яра и портреты черноярцев

24 мая 2022 Просмотров: 166


Фотография окружает нас повсюду. Она стала частью нашей жизнь. Мы настолько привыкли к ней, что перестали её замечать. Кажется, так было всегда, но оказывается, этому явлению чуть больше 180 лет.

Появление светописи, так в начале называли фотографию, связано с именами французов Луи Дагера, Жозефа Ньепса и англичанина Уильяма Тальбота. Впервые о фотографии узнали 7 января 1839 года, когда на заседании Парижской академии наук было сделано сообщение об изобретении Дагером дагерротипии. Фотография начала стремительное шествие по миру.

В 1840 году первые фотоателье открылись в Москве и Петербурге, а затем «салоны светописи» стали появляться и в провинциальных городах. Так первый «светописный» кабинет был открыт в Астрахани в 1861 году Степаном Михайловичем Вишневским.

По косвенно подтвержденным сведениям свое фотоателье он открыл в 1861 году - на оборотной стороне снимков, изготовленных в фотографии С.М. Вишневского, имеется надпись: «Существует с 1861 года». Где находилась эта первая фотография, неизвестно, однако 22 июля 1866 года в газете «Восток» печатается объявление: «Фотограф Вишневский объявляет, что фотография его переведена в собственный дом на Канаве, бывший г-жи Ключаревой, где богато устроенный павильон дает возможность снимать не только портреты с лучшим освещением, но даже и группы в больших форматах».

Фотография прочно входит в сознание и быт астраханцев. Ей занимались в Астраханской губернии люди разных социальных слоев. Преобладали мещане, но встречались дворяне, крестьяне, купцы, а также священник. По основной профессии среди них были зубной врач и домашний учитель, архитектор и часовщик, владелец писчебумажного магазина и продавец книг, и даже корпусный артиллерист.

Для открытия фотографического заведения необходимо было подать прошение в канцелярию губернатора, из которой направлялся запрос в полицейское и губернское жандармское управление, прокурору окружного суда, а иногда и в другие инстанции.

После прохождения многочисленных проверок, заявителю выдавалось свидетельство на право проведения фотографических работ, которое должно было находиться в ателье на самом видном месте. Если менялся владелец ателье, то разрешение надо было брать заново. Свидетельство возобновлялось каждые два года. Таким образом, каждое фотографическое заведение постоянно находилось под строгим контролем со стороны властей.

Постепенно стал складываться внешний и внутренний вид ателье. Перед входом располагалась красиво оборудованная витрина с фотографиями. Именно витрина создавала представление о работе мастера и круге его клиентов. Главным помещением ателье был павильон. Именно здесь происходило фотографическое таинство. Помимо фотоаппаратов в павильоне находились фоны-полотна (рисованные задники). Они расставлялись позади портретируемого, изображая различные пейзажи или интерьеры помещений. Обязательной принадлежностью всех фотографий считалась декоративная мебель: столики, кресла, этажерки.

Кроме павильона существовало еще два помещения – лаборатория, где проявлялись пластинки и копировальная комната, где печатались снимки. Последний этап работы над фотографией – обрезки и наклейка на паспорту (твердые картонные бланки). На паспорту указывались выходные данные, имя владельца ателье, адрес, номер телефона, рекламные надписи.

В фондах Астраханского музея-заповедника хранится более 2000 позитивов, 350 стеклянных негативов, 30 фотографических альбомов – видовых, семейных, выпускных. Все они рассказывают о работе, творчестве, личной жизни, пристрастиях дореволюционных мастеров фотографии и представляют богатую историю астраханской фотографии.

Астраханские фотографы С.И. Климашевская, А.Д. Роговенко, Н.В. Румянцев и другие не раз удостаивались наград на международных и российских выставках. В Астраханской губернии с 1861 года до 1920-ых годов работало больше ста фотографов. Половина из них – в городе. Наряду с известными мастерами были рядовые, казалось бы, ничем не проявившие себя, но оставившие интересные снимки. Работа по поиску новых имен астраханских фотографов профессионалов и любителей продолжается.

Среди дореволюционных астраханских фотографов известны разные имена мастеров – светописцев, запечатлевших Черный Яр и его обитателей. Среди них Станислава Ивановна Климашевская и Максим Петрович Дмитриев (АМЗ КП-40250/22 Ф-19231, АМЗ КП-20324 Ф-14494, АМЗ КП-20323 Ф-14493).

Из ателье С.И. Климашевской в 1888 году вышел фотоальбом под названием «Рыбный промысел Черноярского уезда Астраханской губернии». Фотографировала она и жителей города Черный Яр. Эти снимки можно увидеть в фотоальбоме «Фотография Астрахани. 1861-1920 гг.». Автор этих альбомов Светлана Ивановна Нагайкина.

Следующее имя фотографа-профессионала, запечатлевшего виды города Черный Яр – Максим Петрович Дмитриев. В начале 1890-х годов он поставил перед собой труднейшую задачу – запечатлеть Волгу на всём её протяжении – от истока до устья. Волжские города, речное судоходство, красивейшие по своей живописности места остались на снимках волжской коллекции М.П. Дмитриева, которую он снимал с 1894 по 1903 год. Вошли в неё и шесть снимков Черного Яра.

Талантливый фотограф И.М. Бочкарев выпускал открытые письма с видами Астрахани и других волжских поселений, среди которых – Черный Яр. Работал он очень успешно. Причем, в отличие от многих издателей, Бочкарев печатает открытки со своих собственных фотографий. Они выпускались большими тиражами типографским способом (фототипия) с изображением видов города, сада «Аркадия», красочных восточных базаров. В музее хранится большая часть творческого наследия мастера.

Фотограф Василий Андреевич Артемьев также запечатлел эпоху конца XIX – начала XX века. Он делал портреты, групповые снимки на своем фирменном паспарту «Универсальная фотография на Форпосте Астраханской губернии». Ателье мастера успешно работало до 1918 года, когда новые власти дали распоряжение, срочно освободить занимаемую квартиру и разобрать павильон - здание понадобилось для военкомата. Фотография перестала существовать, но Артемьев остался верным профессии - своим фотоаппаратом он зафиксировал многие важные исторические события периода гражданской войны в городе. Фотография семьи черноярских казаков Яхтиных относится к 1910 году. В музее хранятся несколько снимков фотографа, а в Государственном архиве Астраханской области - целая коллекция, переданная его сыном.

Среди местных мастеров фотографии были черноярцы-любители, снимающие своих домочадцев, друзей, такие как Константин Федорович Ястребов, Яков Гаврилович Клеймёнов. Возможно, фотоаппаратуру имели и другие жители из числа богатых людей.

Среди желающих заняться фотографией на селе – крестьянин из села Каменный Яр Тимофей Антонович Ткачев. Он обращается с просьбой разрешить производить работы в Черноярском районе. В рапорте уездного исправника по поводу его обращения следующая запись: «Ткачев, исправляющий должность учителя в селе Золотозубовке Старицкой волости Черноярского уезда, образ жизни ведёт трезвый; занятие его – служба учителем и частное – фотограф-любитель. Учителем он служит три года, а до этого был на военной службе 5 лет». Разрешение дано сроком на два года.

В 1903 году в Черном Яру фотографом работал И.С. Гордичук. Сохранились две фотографии этого времени. На одной изображена Наталья Владимировна Васильева – мать кинорежиссера Георгия Николаевича Васильева, астраханца, одного из двух режиссеров, работавших под псевдонимом «Братья Васильевы», автором знаменитого фильма «Чапаев» (АМЗ КП-37575 Ф-18263). На другой фотографии – молодежь села Соленое Займище.

Спустя некоторое время Иван Гордичук перебирается на Владимирскую пристань (ныне город Ахтубинск) и вновь открывает ателье.

После революционных событий 1905-1907 годов в Черный Яр были сосланы политические ссыльные, среди них оказался фотограф Кирилл Васильевич Фекленко. На съемной квартире он организовал уголок фотоателье, где снимал местных жителей. Несколько поколений черноярцев прошли через объектив К.В. Фекленко.(АМЗ КП-48032 Ф-25841).

О самом Кирилле Васильевиче Фекленко известно немного. Родился в марте 1886 года. В Черный Яр был сослан вместе с женой. На тот период ему было 24 года. Известно, что в работе фотографа ему помогал младший брат, который привозил необходимый материал для работы. Состоял в партии эсеров, во время митинга потерял ногу.

Если внимательно посмотреть на снимки Фекленко, то можно отметить следующие особенности: его клиент чувствует себя перед камерой непринужденно. Этому способствовала окружающая обстановка: красивое кресло, вазочка для цветов, ажурная салфетка или резной столик. Люди запечатлены стоя или силя: кто с книгой, кто с музыкальным инструментом, кто с цветами, дети - с игрушками и т.д.

К.В. Фекленко всю оставшуюся жизнь прожил в Черном Яру. В 1917 году вышла амнистия для политических, большинство ссыльных покинули Черный Яр. Но Фекленко и еще несколько человек остались. Он проработал фотографом до 1956 года, пока не ушел на пенсию. Умер Кирилл Васильевич в марте 1965 года, похоронен на местном кладбище.

Мощный поток желающих заниматься фотоделом в начале века хлынул в малые города и села губернии. Он охватывал широкий круг людей – от потомственных дворян до неграмотных крестьян. Многие фотографы не имели стационарных фотографических заведений, а вооружившись переносной аппаратурой и лабораторией, работали на природе и в других, не приспособленных местах.

В филиале «Историко-краеведческий музей с.Черный Яр» была организована выставка «Очарование старой фотографии». На ней были представлены более двадцати фотографий, как дореволюционного периода, так и советского времени.

Все они несут зримый образ своего времени, открывают новые страницы из истории края и земляков. Выставка дала возможность приблизить их к посетителям музея, которые получили возможность всмотреться в снимки, притягивающие к себе неизъяснимым очарованием, излучающие неведомый свет, хранящие тайну. Старинные фотографии, несомненно, отличаются от современных своей потрясающей энергетикой, глубиной, огромной информационной насыщенностью. Такого не снимешь сейчас в спешке, суете и напряженности современной жизни. Почти не осталось фотографов способных так повторить тот самый миг, что навечно застыл на старинных снимках.


Автор      Татьяна Ананьева.

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!