Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Крещение Господне. Традиции празднования в Астраханской области в XIX-XX вв.
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Это интересно
  2. Крещение Господне. Традиции празднования в Астраханской области в XIX-XX вв.

Крещение Господне. Традиции празднования в Астраханской области в XIX-XX вв.

19 января 2018 Просмотров: 336

В конце XIX - начале XX вв. в России существовала сложная, формирующаяся десятилетиями, праздничная культура. Она включала в себя национальные, местные, церковные, светские, народные, общественные, ежегодные, календарные, узко сословные и другие праздники. Тем не менее, главными среди всего массива праздников были торжества религиозного характера. Они не только господствовали в официальном календаре, но и имели определяющее значение в регуляции повседневной жизни, как горожан, так и сельчан. Их особенность и сакральность подтверждалась проведением многочисленных церемоний (крестные ходы, религиозные шествия, разнообразные службы, священнодействия), неизменных по своему характеру и виду, привлекающих в качестве участников и зрителей значительное число людей.

На территории Астраханской губернии, равно как и по всей стране, доминантное положение среди праздников имели праздники религиозные. Их содержание и традиции празднования, в целом, не имели каких-либо серьезных отличительных черт по сравнению с аналогичными празднованиями в других частях Российской империи. Однако, существенное влияние на них оказывало близкое соседство разных, по происхождению, языку и вероисповеданию народов, что приводило к постепенному обмену и заимствованию отдельных праздничных элементов и традиций, их инкорпорированию и формированию синтетических форм. На примере Астраханского края, можно в качестве особенной региональной черты отметить факт диалога религий и культур, проявляемый в первую очередь в отмечании значимых религиозных праздников, независимо от конфессиональной принадлежности. Яркий тому пример — праздник Крещения Господня. В этот день возле всех храмов города выстраиваются длинные очереди за главной святыней - Великой агисимой, т.е. святой водой, освящённой по-особому чину. Среди желающих принести домой хотя бы маленькую бутылочку с освящённой крещенской водой не только православные, но и представители других конфессий, которые также верят, что вода в этот день получает особую целительную силу и помогает при любых недугах, так как во время освящения воды на неё призывается благодать Святого Духа. Помимо православного населения особенно почитали праздник Крещения и местные татары, причём не только крещённые, но и мусульмане. Крещенные же татары обязательно старались в этот день помыться в бане, так как считали, что любая вода в этот день обладает очистительными свойствами. Правда, в некоторых сёлах, где традиционно проживало много русских, напротив, старались помыться до Крещения, а также не мыться 2-3 дня после Крещения. Сама же традиция по-особому отмечать праздник Крещения Господня на территории региона уходит вглубь веков. В народе праздник называли Иордань. В этот день с самого раннего утра все жители направлялись в сторону Кремля, где на площади уже был выстроен гарнизон, части пехотного полка и казачьи сотни. Туда же собиралось всё городское духовенство. Постепенно весь Кремль заполнялся народом, а в соборе было и вовсе не пройти. Народ любовался торжественным парадом с Лобного места. После окончания праздничной службы, приблизительно в 12 часов дня, духовенство во главе с губернатором шли на Кутум. Крестный ход сопровождали воинские части. Иордань, или Иорданская сень, помещалась на самом Кутуме и представляла из себя «круглую часовню на колоннах, без стен и крестом наверху» (примечание П.В. Лебедева). Старожилы рассказывали, что в этой специально собранной часовне даже вся церковная утварь была изготовлена изо льда. Здесь, на Кутуме, и происходило освящение воды. В момент опускания креста в воду в воздух выпускали множество белых домашних голубей, которые совершали несколько кругов над собравшимися и символизировали собой Святого Духа. В другой майне, но уже на Волге, в это время начиналось купание всех желающих. Помимо купающихся собиралось много зрителей, в том числе купечества, которое одаривало смельчаков деньгами. Среди крещенской толпы суетились продавцы сладостей, но особым спросом пользовался сбитень — горячий напиток из мёда. Продавца этого напитка называли сбитенщик. За спиной у него висел специальный самовар, позволяющий сохранять напиток горячим. В 2 часа дня все мероприятия завершались, и толпа начинала постепенно расходиться по гостям, а молодёжь каталась на санках по Волге и Кутуму.

Автор: Н.В. Власова

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!