Коллаж времени
С течением времени архитектурный образ города Астрахани с её историческими застройками XIX века, смело пополнялся новыми типами жилых зданий, сочетающих в себе элементы монументального искусства. В 2008 году, ко Дню города были декоративно расписаны фасады жилых зданий Ленинского района по ул. Савушкина. Монументально - декоративная живопись украсила и оживила архитектуру зданий, а также внесла индивидуальный образ в общий облик городской среды.
Монументально - декоративная живопись, как вид монументального искусства, развивалась одновременно с архитектурой. К монументально - декоративной живописи относится: фреска, мозаика, витраж, сграффито, роспись.
Скульптура, мозаика, витраж, роспись, фреска в открытом пространстве города: на фасадах зданий, в парках и площадях становятся частью городского пейзажа, его «лицом».
В марте 1918 г. российские поэты и художники - футуристы в своем первом номере «Газеты футуристов» опубликовали Декрет № 1 «О демократизации искусств» который, гласил: «Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего… Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства и разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов».
Авторы статьи призывали всех выйти на улицы городов и создавать искусство будущего – искусство улиц. И пример, продемонстрировал художник Каземир Малевич, превративший Витебск за время своего пребывания в нем в супрематический город: дома на центральных улицах города художник и его ученики расписали разноцветными геометрическими фигурами. Такой смелый художественный акт, менял представление об искусстве начала 20 века.
Город стал пространством, где в архитектуре зданий предполагалось создания новых изобразительных форм и средств. Исторические застройки, ансамбли новых жилых зданий, станции Метрополитена становились объектами для создания художественных произведений в области монументального искусства.
Астраханские художники, скульпторы и архитекторы представители Астраханского Союза художников РСФСР, создали немало работ в области монументально - декоративной живописи, деятельно и плодотворно осуществляя план пропаганды монументальными средствами. В дни народных празднеств и юбилейных торжеств многочисленные фасады зданий, улицы и площади украшались огромными по размерам декоративными панно с лозунгами и призывами. С 1970- х гг. художественно - производственные мастерские выполняли заказы по созданию монументальной росписи, витражей, скульптур, мозаик для общественных зданий и крупных предприятий города: речных, рыболовецких и рыбоперерабатывающих заводов, судостроительных и ремонтных заводов.
В этот период мастерские астраханских художников начали пополняться молодыми кадрами - специалистами, окончившими высшие художественные учебные учреждения Ленинграда. Перед художниками ставились новые творческие задачи, соответствующие духу советского времени. Стремление к простоте, лаконичность и выразительность форм было характерно для творчества астраханских художников - монументалистов. Мозаика на фасаде булочно - кондитерского комбината (1981г.); роспись в интерьере главного корпуса курорта «Тинаки» (1983г.); роспись в Каспийском мореходном училище (1983г.); рельефный фриз на фасаде КРК «Октябрь» ( 1970-80-е гг.); витражи в Астраханском музыкальном училище (1985г.), астраханском аэропорту (1990г.) и др.
Значительными достижениями в монументально - декоративном искусстве отмечены художники: Н. А. Кулагин, В. Л. Бурлаков, В. В. Сорокин, М. Г. Востокова, Г. И. Спиридонов, Ю. А. Лебедев, Б.Г. Малышев и др.
Особой нарядностью, изысканностью, декоративностью и прочностью материала отличается - мозаика.
Мозаика - от лат. musivum, буквально - посвящённое музам. Это изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу кусочков камня, смальты, керамической плитки.
Техника укладки мозаики заключается в двух видах - при прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт, при обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность. Классическое исполнение мозаики из смальты, используется для оформления декоративных панно. Камень применяется, в основном, для создания напольных изображений; керамогранит — для отделки зданий общественного назначения.
В России техника мозаики была известна издавна, и применялась в основном для украшений храмов и церквей. В более массовых масштабах мозаика получила развитие с 1930- х гг. В этот период она широко применятся в декоративном украшении общественных зданий, станций метро, Домов пионеров. Мозаика, обладая яркой, богатой, эффектной техникой живописи в оформлении интерьеров и экстерьеров позволила создавать особый мир условных и ярких образов, играла важную роль в миропонимании, воспитании человека. Став своеобразным символом Советского Союза, она выполняла роль визитной карточки и гордости государства. Монументальные панно в интерьерах общественных зданий и чаще всего на фасадах сохранились во многих городах бывшего СССР.
Сейчас почти в каждом городе России можно встретить объекты архитектуры с мозаичными панно на фасадах зданий постройки 60- 80 -х. гг. Именно 60-80- е гг. характеризуются периодом усиления строительства жилых и общественных зданий, что послужило активному развитию монументально-декоративных форм, связанных с архитектурой.
Сегодня в Астрахани так же можно встретить здания на стенах, которых сохранились мозаичное декоративное панно: «Alma mater» здание Астраханской государственной медицинской академии (ул. Бакинская, 121), панно «Плодородие» административное здание (ул. Свердлова, 111), жилой дом (ул.Б.Хмельницкого, 51), детская городская поликлиника № 3 ( ул. Студенческая, 4 а), жилые дома по ул. Звездной. Мозаики на фасаде Покровского кафедрального собора, часовни святителя Николая Чудотворца.
Рассматривая мозаичные композиции, видно, что сюжеты в основном посвящены разнообразным темам: труда, спорта, космоса, войны и мира, а так же теме семьи и материнства.
Огромный кропотливый труд художников - монументалистов в сюжете каждой мозаики запечатлел пестрый коллаж времени, событиям, объектам которые представляли гордость и славу страны, но при этом и сегодня не теряет свою актуальность.
Авторами мозаичных панно в Астрахани, являются художники: Н. А. Кулагин, В. В. Сорокин, Б. Г. Малышев, М. Г. Востокова. Работы в области монументально - декоративной живописи выполнялись художниками не только на территории области, но и в других областях России.
После распада СССР мозаика перестала быть средством наглядной агитации, и утратила свою значимость в идейной пропаганде. Более того, во многих городах России мозаики были уничтожены: сбиты или закрашены. Не везде сохранились мозаики в Астрахани.
В настоящее время мозаика не утратила свою актуальность в средствах художественно - выразительных форм. Конечно, фасады зданий как раньше она не украшает, а более востребована в украшении культовых сооружений, в оформлении интерьеров.
Но не стоит забывать, что монументально - декоративная живопись второй половины XX века представляет собой дух эпохи, воплощение таланта, поиска мастеров на пути самовыражения в реализации государственной идеологии художественными средствами.
Автор: К.Ф. Сафаргалеева