Из истории «астраханских холодильников»
В России в промышленных масштабах широко использовался естественный холод. Льдохранилища и ледники были расположены по преимуществу в местностях широкой рыбопромышленности (устья Волги, берега Каспийского, Азовского и Черного морей), массового производства масла (Сибирь) и на путях следования из этих мест продукции на северо-запад. Грандиозные ледники для приготовления рыбных продуктов по берегам Волги и Каспийского моря носят название «выходов»; почти однородные ледники называют «холодильниками». В 1904 г. в Астрахани на р. Болда компанией «Братья Сапожниковы» был запущен рыбный холодильник емкостью 192 тонны и одновременно точно такой же холодильный склад в Москве.
В 1911 году в Астрахани была образована акционерная компания, специализировавшаяся на хранении и транспортировке скоропортящихся продуктов. Основной капитал составлял 800 тыс. руб. Среди учредителей-председатель Астраханского биржевого комитета И.Ф. Скрепинский, старшины биржи-И.М. Лобов и А.И. Телятников, владелец холодильного склада К.В. Карастелев. В 1912-1913 гг. фирма построила в Астрахани 6-ти этажный холодильный склад вместимостью 750 вагонов или емкостью 7200 тонн. Оборудование поставляла и устанавливала немецкая фирма «А. Борзиг», (охлаждение осуществлялось за счёт циркуляции сжиженного газа). Холодильник позволил сократить потери рыбы (20 % улова). В перспективе фирма планировала устройство и эксплуатацию специальных речных судов и вагонов-холодильников для перевозки скоропортящихся продуктов. В 1916 году балансовая стоимость имущества общества составляла 1,188 млн. руб.
Первые зачатки индустриализации астраханской рыбообрабатывающей промышленности появились в связи с постройкой в Астрахани морозников с машинным охлаждением. В 1912-1914 годах с помощью иностранных фирм были построены ещё два крупных многоэтажных холодильника. К ним были подведены ветки железной дороги. Мощность холодильника №1 составляла 650 центнеров в сутки. Единовременная емкость камер хранения-220 тонн. Морозильная мощность холодильника №2 составляла 830 центнеров в сутки, а единовременная емкость камер хранения-2600 тонн. В связи с увеличением экспорта рыбных продуктов появились вагоны-холодильники с машинным охлаждением. Всё это требовало усовершенствования способов перевозки рыбы-сырца с мест лова к местам переработки.
Прогрессивным явлением было внедрение охлажденного посола сельди, позволившего транспортировать ее с мест лова на городские рыбообрабатывающие предприятия.
В районах области в дореволюционный период холодильников не было, но уже в 1923 году начинается строительство холодильников на Оранжерейном комбинате. Позднее вступает в строй холодильник на рыбокомбинате имени Володарского.
В 1931 году был построен Астраханский рыбоконсервно-холодильный комбинат (ныне не существует). Предприятие рыбной промышленности располагалось на берегу Болды, одного из рукавов дельты Волги. В советское время был одним из крупнейших рыбозаводов СССР, имея в своём составе консервный, сардинный, жиро-мучной и икорно-балычный заводы, жестяно-баночную и жемчужно-патовую фабрики и два рыбных холодильника; линии выгрузки рыбы с судов и подачи её для обработки были механизированы. Одновременно с развитием консервной промышленности растет и холодильное хозяйство. Так, в результате реконструкции морозильная мощность первого холодильника рыбоконсервного комбината повышена до 1000, а второго до 1420 центнеров в сутки, общая морозильная мощность увеличена почти на 1000 центнеров в сутки.
После Отечественной войны построены холодные склады на рыбокомбинате имени Куйбышева и на рыбозаводе имени Трусова. Для увеличения выпуска мороженых рыботоваров в 1952 году создаются морские рыбоморозильные базы путем переоборудования плавучих заводов.
В 1957 году была создана рыбохозяйственная организация Каспрыбхолодфлот. Кроме грузоперевозок, на эту организацию было возложена эксплуатация мощного холодильного морского хозяйства. На Каспии появились плавучие холодильники-рефрижераторы производственного и приемно-транспортного типа. Благодаря этому коренным образом изменилась организация приема рыбы от ловцов, ее обработки и перевозки к потребителю.
Астраханские рыбаки получили новое пополнение рефрижераторного флота - прибыли два первых рыбоморозильных судна типа «Дружба». В дальнейшем Астрахань получила еще 16 таких судов. Речные рефрижераторы особенно удобны тем, что районные рыбопромышленные предприятия могут пользоваться этими судами для транзитной отправки рыботоваров с места производства. Споступлением этих судов появилась возможность обеспечить обработку рыбы холодом непосредственно в районе лова, дать высококачественную мороженую рыбную продукцию потребителю и обеспечить консервное производство отличным полуфабрикатом.
Автор: А.С. Барсукова