Коллекция мебели
«Культовый» стул и другие
Венская гнутая мебель - история создания
В середине ХIХ века в Европе произошло важное событие: венский краснодеревщик Михаэль Тонет (1796-1871) открыл фабрику по производству мебели из гнутой древесины. Это событие имело революционный характер.
С появлением венского стула началась эпоха промышленного производства вещей простых и доступных.
Михаэль Тонет был пионером мебельного дизайна, на много лет опередившим свое время. Кушетки, кресла-качалки, столики и стулья от Тонета по сей день являются актуальными предметами интерьера и пользуются успехом во всем мире.
История венского стула началась с создания новой технологии обработки дерева гнутьем: распаренную водяным паром или вымоченную в кипящей жидкости древесину выгибали в разных направлениях, придавая ей любую форму. Именно Тонет разработал подобную технику для создания мебели и применил ее в фабричном производстве. Появились уникальные возможности в дизайне гнутой мебели. В начале 40-х годов ХIХ века гнутое дерево использовалось только в кораблестроении и для производства карет. В изготовлении мебели этот прием практически не применялся.
Тонет был изобретатель. Он мечтал создать свою мебель, найти свой стиль. Он хотел, чтобы мебель была конструктивно проста, а формы ее чисты, чтобы она была легкой и прочной, уютной и компактной.
Мастер приступил к экспериментам с тонкой фанерой, более гибкой, чем массив дерева. Он склеивал несколько кусков фанеры между собой и помещал в фиксирующие устройства для высыхания. Он клеил и гнул деревянные детали, подвергал их предельным деформациям, изучая возможности материала. В результате многочисленных опытов был разработан промышленный метод гнутья. Этим методом можно было создавать кресла и стулья из многослойных гнутых полос, отказавшись от традиционного крепления элементов и уменьшив количество деталей. Все это позволило добиться большей гибкости, но требовало серьезных трудозатрат. Упростив процесс, Тонет изобрел специальные формы для широких связок полос, в которых осуществлялось одновременное гнутье нескольких одинаковых сегментов. Новая технология позволила начать небольшое серийное производство и открыть новый этап формообразования мебели.
В 1841 году Тонет получил королевский патент на «выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых».
На одной из промышленных выставок на изделия Тонета обратил внимание австрийский канцлер князь Меттерних и предложил стать официальным мебельщиком короля. Однако Тонет решил остаться независимым. Он хотел, чтобы его достижения были доступны всем.
Настоящая слава к М. Тонету пришла в 1850 году, когда по заказу одного венского кафе он изготовил партию легких и прочных стульев, собранных из гнутых элементов. Эти стулья прослужили без ремонта и замены до 1876 года.
В 1853 году вместе со своими пятью сыновьями Михаэль Тонет создал собственную торговую мебельную компанию «Братья Тонет»(GEBRUDER THONET), изделия которой выставлялись на многих международных выставках и пользовались успехом.
Фирма «Братья Тонет» существует до сих пор. Два основных отделения фирмы находятся в Австрии и в Германии.
В 1856 г. была построена первая фабрика в богатой буковыми лесами Моравии, работающая и по сей день. Отсюда началось мировое промышленное производство мебели. Успех последовал очень быстро. Мастер еще более упростил производство, снизив издержки на всех его этапах. Буковый лес, находившийся в непосредственной близости, позволил снизить расходы на транспортировку сырья. Были разработаны детали, из которых собиралась мебель. Это дало возможность перевозить товар компактно в любое место и собирать мебель из готовых частей в местах сбыта.
К концу века гнутая мебель выпускалась на 60 фабриках. Она была очень популярна и в России. Две фабрики фирмы «Братья Тонет» находились в Ново-Радомске и Ревеле. Продажа мебели велась через собственные магазины и склады фирмы в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, а также на Нижегородской ярмарке. В 1889 году фирма «Братья Тонет» стали официальным Поставщиком Царского Двора России.
Как и по всей Европе, в России венская мебель начала свое победное шествие с гастрономических и увеселительных заведений. Все общественные места обставлялись венскими стульями – кабаре и кинозалы, кафе и театры, залы Государственной Думы, конторы и учреждения, учебные заведения и даже вагоны-рестораны.
Вначале стулья, диваны, кресла, в том числе кресла-качалки, цельногнутые, со вставками из тисненой фанеры или плетеных элементов, привлекли внимание лишь самой избалованной публики. Их можно было увидеть в интерьерах изысканных подмосковных усадеб, таких, как Архангельское князей Юсуповых или Кузьминки князей Голицыных. Впоследствии, гнутая мебель появилась в загородных резиденциях, на верандах и балконах летних дворцов. Без нее уже не могли обойтись в богатых домах, когда надо было принять большое количество гостей на домашних концертах и вечерах, столь популярных на рубеже ХIХ-
ХХ вв. Со временем, многочисленные стулья, кресла-качалки и прочие гнутые изделия органично вписались и в эклектичные купеческие интерьеры, и в изысканные жилища аристократов, и в скромные квартирки простых горожан.
С расширением производства десятки тысяч стульев и кресел ежегодно стали заполнять мебельные магазины многих городов мира. Цены на них снизились, а поскольку они не имели «мягких» деталей, требующих чистки или починки, то пользовались успехом, прежде всего в среде малоимущего люда. Со временем «венская мебель» стала своеобразным сословным знаком.
Михаэль Тонет не только преуспел в создании гнутой древесины, он упростил процесс сборки. Изготавливая изогнутые элементы, он устранил необходимость в многочисленных соединениях, чем увеличил прочность конструкции. Кроме того, его зажимы воспроизводили форму столь точно, что детали мебели можно было при необходимости заменять.
Изогнутые ножки, подлокотники, спинки - все это создало новую концепцию современной мебели. Они привнесли некоторую долю элегантности, хотя и были достаточно простыми. В моду вошла мебель удобная, сочетающая в себе разнообразие форм и линий, легкая и прочная, уютная и компактная.
В конце 50-х гг. прошлого века Тонет запустил в серийное производство 14-ю по счету модель стула, самую простую и безупречную. Стул №14 стал наиболее популярным, известным и массовым. Именно от него и пошло название «венский стул» и представление о венской мебели вообще. Эта мебель собиралась с помощью винтиков без использования сильного клея. Ящик, в который упаковывались три дюжины демонтированных стульев, занимал объем 1 куб. м. Именно в таком виде они и доставлялись в магазины. Число деталей стула №14 было сведено до минимума – к шести. Конструкция доведена до совершенства. Прочность венского стула была однажды продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился. Ни один предмет традиционной мебели не выдержал бы такого испытания.
В 1860 г. Тонет создал кресло-качалку, вложив в нее все, что было достигнуто в области гнутого дерева (позднее была создана и кушетка-качалка). Это была первая серийная модель для частного, домашнего быта. До этого Тонет занимался массовым производством мебели для общественных учреждений.
Кресло-качалка была непременным атрибутом в мастерских художников. Огюст Ренуар нарисовал кресло-качалку Тонета в 1883 г. Тулуз Лотрек, художник эпохи ар нуво, использовал мебель Тонета на заднем плане многих своих работ. У Пабло Пикассо в студии стояла мебель Тонета.
К концу Х1Х века гнутая венская мебель стала обязательной деталью и западного и русского интерьера. На этот период Фирма «Братья Тонет» произвела 50 миллионов стульев. На них уселась вся Европа, Америка и Россия.
В ХХ веке знаменитый архитектор Ле Корбюзье использовал венскую мебель, обставляя ею интерьеры своих сооружений 20-х г.г. – и общественных, и частных. Он считал, что предмет обстановки: «…это послушный слуга. Как всякий хороший слуга, он скромно держится в стороне, оставляя за хозяином полную свободу действий». Гнутая мебель прекрасно отвечала этим требованиям. Она стала незаменимым и удобным предметом повседневного быта, скромным спутником человека в самых разных интерьерах и ситуациях.
Венский стул, запечатленный на страницах книг, на множестве картин и фотографий, стал молчаливым спутником и свидетелем человеческой жизни.
Со дня изобретения венского стула его производство не прекращалось. Сейчас эта модель производится под номером 214. Помимо 22 моделей стульев были созданы кресла-качалки, столы, кровати, колыбели, туалетные столики и целые мебельные гарнитуры, садовая, детская и игрушечная мебель, сани, лыжи, теннисные ракетки и прочее. И даже специальные стулья с высокими сиденьями для крупье в казино. В начале ХХ века каталоги фирмы Тонет включали около 1200 моделей. Фабрики производили почти 2 млн. изделий в год. Разработанные за первые 20 лет модели оказались настолько совершенны, что не изменились до наших дней. Они соединяют прочность с легкостью и изяществом. Они нейтральны и вписываются в любой интерьер: деловой, общественный, домашний. Это были первые ростки не оформившегося в то время раздела искусства – промышленного дизайна.
Тонет развивал методы массового производства мебели из гнутой древесины, но не был единственным, кто их применял. Вскоре после того, как его оригинальные патенты истекли, появилось большое количество имитаторов. В 1890-х годах более чем 50 изготовителей мебели из гнутой древесины работали на рынке, однако ни один не был в состоянии бросить вызов господству Тонета. Его стул №14 остается одним из наиболее часто воспроизводимых стульев в истории, и до сих пор производится фабрикой «Братья Тонет».
Тонет создал мебель вне стиля. Она, миновав все последующие веяния моды, осталась современна и популярна до сих пор.
Михаэль Тонет умер в 1871 году, но его проекты и процесс производства продолжили жизнь в руках его сыновей.
Деятельность представительств фирмы «Тонет» в России прекратилась в 1917 году. Магазины и склады были закрыты. Но миллионы венских стульев и прочих предметов гнутой мебели успели прочно обосноваться в нашей стране. Вместе с людьми они пережили революцию, войну, строительство социализма и времена застоя и мирно дожили на кухнях и в гостиных до наших дней, оставаясь всем знакомым и привычным предметом.
Книги, которые надолго завоевывают сердца читателей, называют «бестселлерами», а для мебели-долгожительницы есть свое название – «лонгселлер». Мебель Тонета – самый настоящий лонгселлер.
Венский стул - это вещь вне времени и стилей, всегда современная и удобная.
В фондах Астраханского музея-заповедника находится богатая коллекция венских стульев конца ХIХ-начала ХХ века, собранная и переданная безвозмездно в дар простыми гражданами, бережно относящимися к своей истории, которым не безразлично историческое наследие нашего города. Есть венский стул, который по преданию принадлежал Н.Г. Чернышевскому, есть стулья, выпущенные конкурентом Тонета фирмой «Я. и I. Конъ», с рельефным штампованным рисунком на спинке и сидении, с ротанговым покрытием. Также есть и «культовый» стул №14, и кресло-качалка.
С некоторыми из этих предметов можно познакомиться в экспозициях филиалов Астраханского музея-заповедника - Музее культуры Астрахани и Музее истории города.
Автор Л.В. Ревека