Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник Реставраторы музея обнаружили на иконах XVIII века авторскую живопись под поздними записями
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Новости
  2. Реставраторы музея обнаружили на иконах XVIII века авторскую живопись под поздними записями

Реставраторы музея обнаружили на иконах XVIII века авторскую живопись под поздними записями

9 августа 2019 Просмотров: 323

Сделать открытие помогло рентгенографирование икон. Процедуру провели в одной из поликлиник Астрахани. Рентгенограмма показала, что под 4 – 5 слоями поздних записей сохранилась первоначальная авторская живопись. Музейщики предполагают, что иконы гораздо древнее, и планируют проверить датировку.

У реставратора Астраханского музея-заповедника Юлии Азизовой уже около полугода в работе три иконы – Образы Богоматери и двух архангелов – Михаила и Гавриила. Когда-то иконы входили в так называемый деисусный чин - неотъемлемую часть иконостаса церкви. Однако из какого храма иконы попали в фонды музея-заповедника неизвестно. Они неоднократно подвергались поновлению, полностью записываясь плотным слоем краски, различной по цвету и тону.  

В работу сотрудник музея приняла иконы в аварийном состоянии. «На них были многочисленные вздутия, фрагменты осыпались, - вспоминает Юлия Азизова. - Мы укрепили красочный слой, все вздутия уложили, фрагменты собирали как пазлы, причём некоторые из них были размером до 2 мм».

После консервации было проведено пробное раскрытие, которое показало, что сюжеты икон не менялись, но авторская живопись отличалась от поздних записей более тонким письмом, а также цветом и тоном, что подтвердила и рентгенография.  

«Оказалось, например, что все нимбы были золотыми. Интересно то, что у иконы Богоматери промежуточный слой – синий, а у Образа Михаила – красный. Рентгенограмма показала, что почерк автора - чуть тоньше, при поздних записях изображение фигур по размерам было несколько увеличено. Лики тоже были изменены, но первоначальный слой сохранен».

Сейчас реставратор продолжает процедуру раскрытия слоев, которую проводит поэтапно с помощью микроскопа при увеличении в 4 – 7 раз и с обязательной фотофиксацией работы.  На сегодняшний день уже удалось открыть на  иконе архангела Михаила авторскую надпись «святой архангел».

Музейщики планируют отправить авторский пигмент от икон на физико-химический анализ в один из реставрационных институтов Москвы, чтобы установить более точную дату написания икон.  

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!